Заголовок Лучизм Наталии Гончаровой в координатах беспредметной живописи
Автор email o.fourman@gmail.com
Сведения об авторе Фурман Ольга Владиславовна — соискатель, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский пр., 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
В рубрике Русское искусство XX века
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 540547
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.15 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Творчество Наталии Гончаровой исследовано немало, но, всё же, имеются лакуны, которые оставляют место для того, чтобы посмотреть на искусство знаменитой художницы под новым углом зрения и в новой перспективе. Так, тема абстрактной живописи в творчестве Гончаровой в основном принадлежит искусствоведению ХХI в. и предлагает сюжеты для новых исследований.
Уже в названии статьи заключен вопрос: будучи на границе абстрактной живописи, заходит ли Гончарова на ее территорию? Пресекает ли она границу предметной живописи или остается балансировать на грани фигуративного и нефигуративного искусств? Отсюда возникает проблема соотношения натурного и ненатурного в творчестве художницы, а также более широкая проблема изобразительной абстракции в русском искусстве и искусстве русской эмиграции в частности.
В диапазон рассматриваемых работ входят ранние и поздние произведения Гончаровой, которые могут свидетельствовать о проявлении абстракционизма в творчестве художницы: от работ 1910-х гг. в стиле лучизма до «Космической серии» 1950-х гг. Поздние работы Гончаровой вызывают отдельный интерес как еще не нашедшие своего места в общей истории искусства и не вписанные в контекст послевоенной абстрактной живописи. В ходе рассмотрения материала возникают следующие вопросы. Есть ли закономерность или обращение Гончаровой к абстракции носит спорадический характер? В каком контексте и художественном окружении создавались рассматриваемые работы? В чем специфика подхода художницы к абстрактной живописи? Каковы точки схода и расхождения с тем, что делали современники Гончаровой? Ответы на данные вопросы позволят лучше понять природу живописного метода Гончаровой и, возможно, реконструировать отношение Гончаровой к абстрактной живописи, ее взгляд на возможности подобного искусства и их пределы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Фурман О.В. Лучизм Наталии Гончаровой в координатах беспредметной живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 540–547. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Беспредметность и абстракция: сб. статей / ред. Г.Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2011. – 630 с.
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика: В 2 т. / сост. И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. – М.: RA, 2004. – 584 с.; 680 с.
  • Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом: каталог / ред. Л.И. Иовлева. – М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 2013. – 440 с.
  • Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Воспоминания современников. – М.: Галарт, 1995. – 168 с.
  • Н. Гончарова, М. Ларионов. Исследования и публикации: сб. статей / Комиссия по изучению искусства авангарда 1910–1920-х гг. / ред. Г.Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2001. – 252 с.