Заголовок Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века
Автор email elya.elf@gmail.com
Сведения об авторе Ахмерова Эльмира Равилевна — cоискатель, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
В рубрике Русское искусство XVIII - начала XX века
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 492498
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.04 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Из отдельных типов картин, существовавших изначально самостоятельно, со временем в русском академическом искусстве сложилась своеобразная иерархия жанров, где все они располагались в определенном порядке в соответствии со своей важностью и сложностью исполнения — от натюрмортов до исторических картин. К концу XIX в. разделение на «высокие» и «низкие» жанры уходит в прошлое. Жанровая система испытывает влияние разных направлений и стилей: салонного искусства, реализма, эклектики, импрессионизма, символизма, модерна. Перемены были значительными. Некоторые жанры, например батальную картину, нам вообще не удается обнаружить в этот период. В творчестве крупнейших мастеров Серова, Врубеля, Борисова-Мусатова, Коровина границы между жанрами размываются, появляются как новые, так и сложные модификации существовавших ранее жанров. Структура и особенности жанровой системы русской живописи рубежа XIX–XX вв. являются темой настоящего исследования и определяют его актуальность. Интересно и симптоматично для изучаемого периода в искусстве то, что неуловимость жанровой принадлежности нисколько не умаляет художественного достоинства произведений, а скорее, наоборот, добавляет им очарования и притягательности. Именно эти картины составляют цвет русского искусства конца XIX – начала XX в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ахмерова Э.Р. Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 492–498. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII – начала XX века. – М.: Белый город, 2006. – 503 c.
  • Брук Я.В. У истоков русского жанра. – М.: Искусство, 1990. – 268 с.
  • Леняшин В.А. Портретная живопись Серова 1900-х годов. Основные проблемы. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – 260 с.
  • Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. – М.: Искусство, 1956. – 540 с.
  • Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 396 с.
  • Поспелов Г.Г. О портрете Иды Рубинштейн Серова // Творчество. – 1983. – № 8. – С. 19–22.
  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Аст-Пресс; Галарт, 2001. – 303 с.