Заголовок Мотив «портрета в портрете» и тема семьи в русской живописи второй половины XVIII – начала XIX века
Автор email katherine2409@mail.ru
Сведения об авторе Колмогорова Екатерина Евгеньевна — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
В рубрике Русское искусство XVIII - начала XX века
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 441446
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.041.5-055.5/.7(470)»1750/1850» Индекс ББК 85.14
Аннотация

Во второй половине XVIII – начале XIX в. мотив «портрета в портрете» занимает видное место среди художественных приемов портретной живописи в России. В исследовании рассматривается роль данного приема в раскрытии семейной проблематики живописных полотен указанного периода. Существовали различные способы введения «отсутствующего» персонажа в картину — включение живописного, миниатюрного и скульптурного портретов. Проведенный анализ показал, что введение «портрета в портрете» играет значительную роль в отражении семейных ценностей в портрете. Данный прием усложняет композиционный строй полотен, способствует раскрытию социального, психологического, духовного аспектов темы семьи в портрете. Кроме того, указанный принцип увеличивает типологическое разнообразие семейных портретов. В частности, одиночный портрет обретает роль двойного семейного изображения, двойной портрет, в свою очередь, приближается к типу группового фамильного полотна. Включение дополнительного изображения в групповой семейный портрет способствует развитию темы фамильного древа.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Колмогорова Е.Е. Мотив «портрета в портрете» и тема семьи в русской живописи второй половины XVIII – начала XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 441–446. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков. – М.: Искусство, 1975. – 421 с.
  • Архангельская А.И. Боровиковский. – М.: Государственная Третьяковская галерея, 1946. – 61 с.
  • Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность. Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с.
  • Елизарова Н.А. Крепостная актриса П.И. Ковалева-Жемчугова. ‒ 2-е изд. – М.: Реклама, 1969. – 32 с.
  • Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. – 416 с.
  • Карев А.А. Боровиковский-миниатюрист // «…Красоту ее Боровиковский спас». – М.: Скан-рус, 2008. – C. 192–196.
  • Карев А.А. Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: Межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма: дис. … д-ра искусствоведения. ‒ М., 2000. ‒ 318 с.
  • Карпова Е.В. Портрет в портрете: скульптура в живописи как предмет исследования // Труды ГИМ. ‒ 2012. ‒ Вып. 194: Портрет в России. XVIII – первая половина XIX века. Графика, живопись, миниатюра. ‒ С. 129–137.
  • Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – 266 с.
  • Рогов А.П. Шереметев и Жемчугова. – М.: Вагриус, 2007. – 269 с.
  • Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России (к проблеме национальной специфики): дис. … канд. искусствоведения. ‒ М., 1978. ‒ 192 с.