Заголовок |
Обратное «отражение». К вопросу о живописных портретах второй половины XVIII века, исполненных с гравированных оригиналов |
Автор |
Тетермазова З.В. |
email |
zalinnas@list.ru |
Сведения об авторе |
Тетермазова Залина Валерьевна — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский пр., 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991 |
В рубрике |
Русское искусство XVIII - начала XX века |
Год |
2014 |
Номер сборника |
4 |
Страницы |
424–430 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.033.2(471) |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Статья посвящена живописным портретам, созданным в России во второй половине XVIII в. с гравированных оригиналов. На основе изучения полотен из музейных и частных собраний страны рассматривается вопрос соотношения оригинальной живописной композиции, воспринятой сквозь призму гравюры, и ее живописного воспроизведения. Автор прослеживает, как, будучи переведенным с языка одного вида искусства на другой, изменяя масштаб, композиционное и цветовое решение, портрет проходил путь многократных «перевоплощений». |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Тетермазова З.В. Обратное «отражение». К вопросу о живописных портретах второй половины XVIII века, исполненных с гравированных оригиналов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 424–430. ISSN 2312-2129.
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Голлербах Э. О коллекционировании портретов // Советский коллекционер. ‒ 1931. ‒ № 3. ‒ С. 73–76.
- Державин Г.Р. Стихотворения. – Л.: Советский писатель, 1957. – 469 с.
- Иванова Е.Ю. Живопись и время. Российское портретное наследие XVII–XIX веков. Исследование, реставрация, атрибуция. ‒ М.: Государственный Исторический музей, 2004. – 124 с. ‒ (Труды ГИМ, вып. 141).
- Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – 320 с.
- Киселева А.Р. О методах исследования художественных произведений и о классификации вторичных работ в отделе научной экспертизы // Научная экспертиза художественных произведений: сб. статей / сост. и отв. ред. А.Р. Киселева. – М.: СканРус, 2007. ‒ С. 10–19.
- Крылова Л.Н. Копии, оригинальные работы русских художников-академистов XVIII века и эталоны для копирования в Академии художеств (По архивным материалам Центрального государственного исторического архива СССР) // Русская живопись XVIII века. Исследования и реставрация: сборник научных трудов / под ред. И.Е. Ломизе и др. – М.: ВХНРЦ, 1986. ‒ С. 65–101.
- Лебедев А. Копийное произведение в усадебной портретной галерее. Вторая половина XVIII – начало XIX века // Пинакотека. ‒ 1998. ‒ № 5. ‒ С. 47–51.
- Лебедев А. Портретная галерея в русской провинции второй половины XVIII века // Искусство. ‒ 1984. ‒ № 4. ‒ С. 56–61.
- Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений: сборник научных трудов / под ред. И.Е. Ломизе и др. – М.: ВХНРЦ, 1988. – 206 с.
- Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: В 4 т. – СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1886–1889.
- Руднева Л.Ю. К проблеме копий в портретной живописи России XVIII века // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства: материалы 2-й научной конференции (27 мая – 31 мая 1996 г., Москва). – М.: Магнум АРС, 1998. ‒ С. 51–53.
- Селиванов А.В. Технологическое исследование живописных произведений А.П. Лосенко из коллекции Русского музея // Технологические исследования в Русском музее за 20 лет: сборник научных трудов/Государственный Русский музей; под ред. С.В. Римской-Корсаковой. – СПб.: Государственный Русский музей, 1994. ‒ С. 39–49.
- Фридлендер М. Знаток искусства // Музей: Художественные собрания СССР. ‒ М., 1986. ‒ Вып. 6. ‒ С. 32–36.
|