Заголовок Новое понимание портрета в русской фотографии начала XX века
Автор email givolkov@gmail.com
Сведения об авторе Волков Игорь Михайлович — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
В рубрике Русское искусство XVIII - начала XX века
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 499507
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.035...7; 7.038.53:77; 77.04; 77.041.5 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Первые десятилетия XX в. стали особенным периодом в развитии фотографии. Новый стиль — пикториализм, — порвав с предшествующей традицией, подготовил почву для расцвета художественной фотографии модернизма. Статья рассматривает особенности портрета в русской фотографии 1910–1920-х гг., делая акцент на исследовании высказываний самих фотографов в специализированной прессе, а также выделении важных для периода понятий и категорий. На основе статей фотографов-пикториалистов в журнале «Вестник фотографии» за 1908–1918 гг. проводится анализ критики предшествующей традиции студийного фотопортрета и выявляются главные черты «нового понимания» портретного жанра в русской пикториальной фотографии. Основной оппозицией старого и нового отношения к портрету являются понятия «искусственности» и «есественности». Обозначаются главные особенности изображения человека в работах фотографов-пикториалистов начала XX в.: стремление к естественности и психологичности в трактовке модели и окружения. Благодаря использованию мягкорисующей оптики и сложных техник печати актуализируется стремление к обобщению, уход от детализированной документальности фотографического медиума, а также особое отношение к фактуре, в целом характерное для искусства начала XX в. Наблюдается сильное влияние искусства символизма (в особенности творчества В.Э. Борисова-Мсатова) и модерна, проявляющееся в прихотливых композиционных решениях, выборе сюжета и названиях, прямых отсылках к литературе и живописи. Несмотря на неприятие новых тенденций многими фотографами-профессионалами, важно отметить постепенное широкое распространение приемов, разработанных пикториалистами. В студийной фотографии их влияние прослеживается вплоть до 1950-х гг., в то время как в репортажной и в официальной художественной фотографии уже с конца 1920-х гг. шла ожесточенная идеологическая борьба со старыми тенденциями.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Волков И.М. Новое понимание портрета в русской фотографии начала XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 499–507. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Выражение лица в портретах // Вестник фотографии. ‒ 1915. ‒ № 10. ‒ С. 266–267.
  • Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 192 с.
  • Конкурс Русского фотографического общества в Москве // Вестник фотографии. ‒ 1912. ‒ № 4. ‒ С. 116.
  • Логинов А.В. Классик художественного фотопортрета Н. Петров. Старая фотография // Foto.ua: интернет-журнал о фотографии. 2011. ‒ URL: http://journal.foto.ua/kunstkamera/klassikxudozhestvennogo-fotoportreta-n-petrov-staraya-fotografi ya.html (дата обращения: 20.03.2014).
  • Марков В.И. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. – 67 с.
  • Пашкевич Б.И. О руках на фотографическом портрете // Вестник фотографии. ‒ 1913. ‒ № 6. ‒ С. 183–187.
  • Пашкевич Б.И. Принципы художественной портретной фотографии // Вестник фотографии. ‒ 1912. ‒ № 4. ‒ С. 80–85.
  • Петров Н.А. А. Трапани и его «лучистый » гумми // Вестник фотографии. ‒ 1914. ‒ № 3. ‒ С. 63–64.
  • Петров Н.А. О любительской портретной фотографии // Вестник фотографии. ‒ 1908. ‒ № 1. ‒ С. 7–15.
  • Петров Н.А. Преимущества некоррегированных линз для целей художественной светописи // Вестник фотографии. ‒ 1914. ‒ № 6. ‒ С. 151–154.
  • Петров Н.А. Рудольф Дюркооп (к иллюстрациям) // Вестник фотографии. ‒ 1911. ‒ № 8. ‒ С. 227–230.
  • Сабурова Т.Г. Портрет в русской фотографии. Избранные произведения 1850–1910-х гг. из собрания ГИМ: каталог. – М.: Государственный исторический музей, 2006. – 224 с.
  • Старый практик. Глаза на портрете // Вестник фотографии. ‒ 1917. ‒ № 1. ‒ С. 6–8.
  • Трапани А.И. О светописи // Вестник фотографии. ‒ 1914. ‒ № 3. ‒ С. 66–69.
  • Фотогравюры и фотоэскизы // Вестник фотографии. ‒ 1915. ‒ № 8. ‒ С. 198–200.