Заголовок | Новое понимание портрета в русской фотографии начала XX века | ||||||||
Автор | Волков И.М. | givolkov@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Волков Игорь Михайлович — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991 | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII - начала XX века | ||||||||
Год | 2014 | Номер сборника | 4 | Страницы | 499–507 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.035...7; 7.038.53:77; 77.04; 77.041.5 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Первые десятилетия XX в. стали особенным периодом в развитии фотографии. Новый стиль — пикториализм, — порвав с предшествующей традицией, подготовил почву для расцвета художественной фотографии модернизма. Статья рассматривает особенности портрета в русской фотографии 1910–1920-х гг., делая акцент на исследовании высказываний самих фотографов в специализированной прессе, а также выделении важных для периода понятий и категорий. На основе статей фотографов-пикториалистов в журнале «Вестник фотографии» за 1908–1918 гг. проводится анализ критики предшествующей традиции студийного фотопортрета и выявляются главные черты «нового понимания» портретного жанра в русской пикториальной фотографии. Основной оппозицией старого и нового отношения к портрету являются понятия «искусственности» и «есественности». Обозначаются главные особенности изображения человека в работах фотографов-пикториалистов начала XX в.: стремление к естественности и психологичности в трактовке модели и окружения. Благодаря использованию мягкорисующей оптики и сложных техник печати актуализируется стремление к обобщению, уход от детализированной документальности фотографического медиума, а также особое отношение к фактуре, в целом характерное для искусства начала XX в. Наблюдается сильное влияние искусства символизма (в особенности творчества В.Э. Борисова-Мсатова) и модерна, проявляющееся в прихотливых композиционных решениях, выборе сюжета и названиях, прямых отсылках к литературе и живописи. Несмотря на неприятие новых тенденций многими фотографами-профессионалами, важно отметить постепенное широкое распространение приемов, разработанных пикториалистами. В студийной фотографии их влияние прослеживается вплоть до 1950-х гг., в то время как в репортажной и в официальной художественной фотографии уже с конца 1920-х гг. шла ожесточенная идеологическая борьба со старыми тенденциями. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Волков И.М. Новое понимание портрета в русской фотографии начала XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 499–507. ISSN 2312-2129. | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|