Заголовок Хранители и коллекции. Исследование эрмитажного собрания античных резных камней в ХХ веке
Автор email lenadmitrieva@hotmail.com
Сведения об авторе Дмитриева Елена Николаевна — младший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж. Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Россия, 190000.
В рубрике Искусство Древнего мира
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 5060
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73 6.2 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Уникальное собрание античных резных камней Эрмитажа было предметом особого интереса исследователей, ценителей и коллекционеров со времени его основания в XVIII в. Но истинно научная его каталогизация, изучение и публикация начались лишь после 1917 г., когда коллекции царской семьи отошли государству. Статья посвящена наиболее значимым этапам исследования эрмитажных предметов античной глиптики в XX в. Особое внимание уделено работе двух видных хранителей-ученых: М.И. Максимовой и О.Я. Неверова. Именно в их исследованиях были сформулированы и рассмотрены наиболее актуальные искусствоведческие проблемы. Благодаря их исследованиям XX век стал временем, когда, с одной стороны, были подытожены достижения исследователей предшествовавшего столетия, а с другой — определена и в значительной степени разработана проблематика, выявляющая исключительное своеобразие эрмитажного собрания античной глиптики.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дмитриева Е.Н. Хранители и коллекции. Исследование эрмитажного собрания античных резных камней в ХХ веке // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 50–60. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Ваулина М.П. О подлинности камеи с изображением суда над Орестом // Сообщения Государственного Эрмитажа. ‒ 1960. ‒ Вып. 17. ‒ С. 61–63.
  • Гаршина-Энгельгардт Н.Е. Новая камея Эрмитажа // Сборник Эрмитажа. ‒ 1925. ‒ Вып. 3. ‒ С. 34–40.
  • Ернштедт Е.В. К вопросу о стиле резчика Дексамена // Известия Российской академии истории материальной культуры. ‒ 1925. ‒ Т. 4. ‒ С. 289–310.
  • Журналы заседаний Совета Эрмитажа. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. ‒ Ч. 1: 1917–1919 годы / под ред. М.Б. Пиотровского. – 608 с. ‒ (Страницы истории Эрмитажа).
  • Журналы заседаний Совета Эрмитажа. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. – Ч. 2: 1920–1926 годы / сост. Л. Бантикова, И. Ефимова и др. ‒ Вып. 3. ‒ 928 c. ‒ (Страницы истории Эрмитажа).
  • Ильина Ю.И. О.Я. Неверову 70 лет. Приветствие юбиляру // Боспорский феномен. Проблемы хронологии и датировки памятников: материалы международной научной конференции. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2004. ‒ Ч. 2. ‒ C. II–VII.
  • Каган Ю.О., Неверов О.Я. Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа; Славия, 2001. – 232 с.
  • Ваулина М.П. Классические и раннеэллинистические элементы в античных камеях Государственного Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. Культура и искусство античного мира. ‒ 1956. ‒ Т. 7. ‒ С. 232–246.
  • Максимова М.И. Античная гемма с изображением Ликурга // Записки Классического отделения Русского археологического общества. ‒ 1917. ‒ Т. 9. ‒ С. 274–399.
  • Максимова М.И. Античные печати Северного Причерноморья // Вестник древней истории. ‒ 1937. ‒ № 1. ‒ С. 251–261.
  • Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа: путеводитель по выставке. – Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1926. – 101 с/
  • Максимова М.И. Боспорская камнерезная мастерская // Советская археология. ‒ 1957. ‒ № 4. ‒С. 75–82.
  • Максимова М.И. Императрица Екатерина II и собрание резных камней Эрмитажа // Сборник Эрмитажа. ‒ 1920. ‒ Вып. 1. ‒ С. 43–62.
  • Максимова М.И. Камея Гонзага. – Л.: Государственная академическая типография, 1924. – 23 с.
  • Максимова М.И. Резные камни Эрмитажа // Среди коллекционеров. ‒ 1926. ‒ Март–апрель. ‒ С. 9–17.
  • Максимова М.И. Три фаянсовых арибалла из коллекции В.С. Голенищева. № 3077, 3813, 2498 // Памятники Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве. ‒ 1913. ‒ Вып. 4. ‒ C. 129–137.
  • Неверов О.Я. Собрание древностей Винкельмана // Сообщения Государственного Эрмитажа. ‒ 1981. ‒ Вып. 46. ‒ С. 46–48.
  • Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа: альбом. – Л.: Аврора, 1976. – 113 с.
  • Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1971. – 95 с.
  • Неверов О.Я. Геммы античного мира. – М.: Наука, 1983. – 143 с.
  • Неверов О.Я. Дактилиотека дипломата Татищева // Советский музей. ‒ 1987. ‒ № 2. ‒ С. 65–66.
  • Неверов О.Я. Дексамен Хиосский и его мастерская // Памятники античного прикладного искусства. – Л.: Аврора, 1973. ‒ С. 51–60.
  • Неверов О.Я. Древности из собрания Генриха Шлимана. Коллекция гемм из троянского клада в Эрмитаже // Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. – Л.: Наука, 1985. ‒ С. 198–208.
  • Неверов О.Я. Коллекции семьи Хитрово // Наше наследие. ‒ 1990. ‒ № 6 (18). ‒ С. 41–46.
  • Неверов О.Я. Коллекция Лайд Брауна (К истории скульптурного собрания Эрмитажа) // Труды Государственного Эрмитажа. ‒ 1984. ‒ Т. 24. ‒ С. 4–20.
  • Неверов О.Я. Портрет в римской глиптике I в. до н. э. – I в. н. э. и его роль в формировании и утверждении идеологии принципата: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Л., 1969. – 20 с.
  • Неверов О.Я. Смена стилей в росписях аттических краснофигурных ваз // Ленинградский университет: сборник студенческих научных работ. – Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1963. ‒ Вып. 4. ‒ С. 228–239.
  • Неверов О.Я. Частные коллекции Российской империи. – М.: Слово, 2004. – 256 с.
  • Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы / вступ. ст. и общ. ред. М.Б. Пиотровского. – М.: Искусство, 2000. – 573 с.
  • Стефани Л. Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. – М.: Университетская типография, 1856. – 80 с.
  • Furtwängler A. Die antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. – Leipzig; Berlin: Giesecke & Devrient, 1900. ‒ Т. 2. – 330 S.; Т. 3. – 464 S.
  • Garschin von Engelhardt N. Eine Kertscher Kamee mit dem Bildnis Drusus des Jüngeren // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. ‒ 1926. ‒ Bd. 41. ‒ S. 239–246.
  • Köhler G.H.K. Bemerkungen über die berühmte Sammlung von geschnittenen Steinen ihro kaiserlichen Majestät Katharina der Zweiten // Gesammelte Schrift en. ‒ St. Petersburg: Buchdruckerei der Kaiserlischen Academie der Wissenschaft en, 1851. ‒ Bd. 4.
  • Köhler G.H.K. Gesammelte Schrift en. ‒ St. Petersburg: Buchdruckerei der Kaiserlischen Academie der Wissenschaft en, 1851–1852. ‒ Bd. 4. ‒ 238 S.; Bd. 5. ‒ 204 S.
  • Maximova M.J. Der Trajancameo der Ermitage // Deutschen Archäologischen Anzeiger. ‒ 1927. ‒ № 2/3. ‒ Abb. 1. ‒ S. 299–304.
  • Neverov O. Gemme delle collezioni Medici e Orsini // Prospettiva. ‒ 1982. ‒ № 29. ‒ P. 2–13.
  • Stegmann W. Drei Rundwerke aus Edelstein in der Ermitage // Deutschen Archäologischen Anzeiger. ‒ 1930. ‒ Bd. 45. ‒ S. 10–17.
  • Stephani L. Compte-rendus de la Commission Impériale archéologique pour les années 1859–1881. ‒ Vols. 1‒21. ‒ St.-Pétersbourg: Imprimerie de l’Académie des sciences, 1860–1883.
  • Stephani L. Ueber Einige Angebliche Steinschneider Des Alterthums. Ein supplement zum dritten bande von Köhler’s Gesamelten Schrift en. ‒ St. Petersburg: Buchdruckerei der Kaiserlischen Academie der Wissenschaft en, 1851. ‒ 64 S.