Заголовок Живописный и гравированный портрет в России второй половины XVIII века. Проблема соотношения изображения и слова
Автор email zalinnas@list.ru
Сведения об авторе Тетермазова Залина Валерьевна. Аспирант кафедры истории отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ
В рубрике Русское искусство XVIII-XX веков
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 274279
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(430) Индекс ББК 85.03
Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения изображения и слова в русской портретной живописи и гравюре второй половины XVIII века.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Тетермазова З.В. Живописный и гравированный портрет в России второй половины XVIII века. Проблема соотношения изображения и слова // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 274–279. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII – начала XVIII в. // Русское искусство барокко: Материалы и исследования. ‒ М.: Наука, 1977. ‒ С. 7‒29.
  • Вдовин Г.В. Персона — Индивидуальность — Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. ‒ М.: Прогресс-Традиция, 2005. ‒ 248 с.
  • Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. ‒ Сер. Живопись XVIII‒XX веков. ‒ М.: Красная площадь, 1998. ‒ Т. 2: Живопись XVIII века. ‒ 336 с., ил.
  • Государственный Русский музей. Генеральный каталог собрания. Живопись: В 15 т. ‒ СПб.: Palace editions, 1998. ‒ Т. 1: XVIII век. ‒ 205 с., ил.
  • Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. ‒ СПб.: Искусство-СПБ, 2005. ‒ 294 с.: ил.
  • Данько Е.Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом). ‒ М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940. ‒ Сб. 2. ‒ С. 166‒247.
  • Евангулова О.С. «И в память на портрете я написал...» // Вестник МГУ. ‒ Сер. 8.: История. ‒ 1996. ‒ № 6. ‒ С. 19‒30.
  • Евангулова О.С. К проблеме взаимодействия живописи и литературы в России во второй половине XVIII в.: Советы художникам // Вестник МГУ. ‒ Сер. 8: История. ‒ 1993. ‒ № 1. ‒ С. 42‒56.
  • Ерофеева Н.Н. Память и памятник в концепциях XVIII века // Век Просвещения — Россия и Франция: материалы науч. конф. «Випперовские чтения-1987». ‒ М.: ГМИИ, 1989. ‒ Вып. 20. ‒ С. 222‒236.
  • Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. и прим. К.В. Малиновского. ‒ М.: Искусство, 1990. ‒ Т. 1. ‒ 446 с.
  • Карев А.А. Модификации портретного образа в русской художественной культуре XVIII века. ‒ М.: Прометей, 2006. ‒ 220 с.
  • Карев А.А. О взаимодействии слова и изображения в культурном пространстве кружка Державина-Львова. Н.А. Львов и В.Л. Боровиковский // Русское искусство Нового времени: исследования и материалы. ‒ М.: Памятники исторической мысли, 2008. ‒ Вып. 11. ‒ С. 125‒137.
  • Кочеткова Н.Д. Герои русского сентиментализма. Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма // XVIII век / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом). ‒ Л.: Наука, 1986. ‒ Сб. 15: Русская литература в ее связях с искусством и наукой. ‒ С. 70‒96.
  • Махов А.Е. «Печать недвижных дум» // Эмблемы и символы / вступ. ст. и комм. А.Е. Махова. ‒ М.: Интрада, 1995. ‒ С. 5‒20.
  • Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX века): Очерки. ‒ М.: Наука, 1966. ‒ 293 с.
  • Портрет в русской гравюре XVIII века: из собрания Государственного Исторического музея: аннотированный альбом-каталог / автор текста и сост. кат. С.В. Морозова. ‒ М.: Изд-во ГИМ, 2010. ‒ 543 с.: ил.
  • Поэты XVIII века: В 2 т. / вступ. ст. Г.П. Макогоненко, сост. Г.П. Макогоненко и И.З. Сермана. ‒ Л.: Советский писатель, 1972. ‒ Т. 1. ‒ 623 с.
  • Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Радищев А.Н. Сочинения. ‒ М.: Художественная литература, 1988. ‒ 686 с.
  • Сапрыкина Н.Г. Коллекция портретов собрания Ф.Ф. Вигеля. Гравюра и литография XVIII ‒ первой половины XIX века: аннотированный каталог. ‒ М.: Изд-во МГУ, 1980. ‒ 190 с.: ил.
  • Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. ‒ М.: Прогресс-культура; Традиция, 1995. ‒ 496 с.: ил.
  • Braida A., Pieri G. Image and Word. Reflections of Art and Literature from the Middle Ages to the Present. ‒ Oxford: Legenda, 2003. ‒ 248 p.
  • Bryson N. Word and Image: French Painting of the Ancien Régime. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 1981. ‒ 281 p.
  • Davis Ch. Art and literature in Spain, 1600‒1800: Studies in Honour of Nigel Glendinning. ‒ London: Tamesis, 1994. ‒ 264 p.
  • Déan Ph. Diderot devant l’image. ‒ Paris: L’Harmattan, 2000. ‒ 399 p.
  • Fried M. Absorption and Theatricality: Painting and Beholder in the Age of Diderot. ‒ Chicago; London: University of Chicago Press, 1980. ‒ 268 p.
  • Keymer T., Sabor P. «Pamela» in the Marketplace: Literary Controversy and Print Culture in Eighteenth-Century Britain and Ireland. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 2005. ‒ 308 p.
  • Landry J.-P., Servet P., Laurence R. Le dialogue des arts: literature et peinture du Moyen Âge au XVIIIe siècle. ‒ Lyons: C.E.D.I.C., 2001. ‒ 330 p.
  • Lawner L. Harlequin on the Moon: Commedia dell’Arte and the Visual Arts. ‒ New York: Abrams, 1998. ‒ 208 p.
  • Pucci S.R. Sites of the Spectator. Emerging Literary and Cultural Practice in Eighteenth-Century France. ‒ Oxford: Voltaire Foundation, 2001. ‒ 211 p.
  • Sillars S. Painting Shakespeare: The Artist as Critic, 1720‒1820. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 2006. ‒ 356 p.
  • Vouilloux B. La peinture dans le texte. ‒ Paris: CNRS, 1994. ‒ 135 p.