Заголовок Композиция «Предста Царица одесную Тебе» и гипотеза о новгородско-балканских связях в живописи XIV столетия
Автор email lennnnna@rambler.ru
Сведения об авторе Аспирант кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ, РФ
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 186194
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2...4; 7.033.2(471) Индекс ББК 85.03
Аннотация

Иконографический анализ фресковой композиции «Предста Царица одесную Тебе» из храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (1380) и выявление истоков данного извода дает возможность взглянуть на давно укоренившуюся в отечественном искусствознании гипотезу о новгородско-балканских связях в XIV столетии с новой точки зрения. Более детальное рассмотрение данной темы позволяет если не пересмотреть, то поставить под сомнение отдельные положения данной гипотезы, в том числе и правомерность сопоставления новгородских фресковых ансамблей XIV в. с балканскими памятниками.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Немыкина Е.А. Композиция «Предста Царица одесную Тебе» и гипотеза о новгородско-балканских связях в живописи XIV столетия // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 186–194. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия // Записки Классического отделения Русского археологического общества. ‒ Пг., 1917. ‒ Т. 9. ‒ С. 62‒230.
  • Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3 т. ‒ Т. 3: Русское искусство с древнейших времен до XVIII в. ‒ М.: Искусство, 1955.
  • Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. ‒ М.: Ладомир, 2000. ‒ 328 с.
  • Джурич В. Византийские фрески Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. ‒ М.: Индрик, 2000. ‒ 592 с.
  • Дмитриева С.О. Фрески Спаса на Ковалеве. ‒ М.: Галарт, 2011. ‒ 271 с.
  • Каргер М.К. Новгород. ‒ Л.: Искусство, 1980. ‒ 245 с.
  • Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. ‒ М.: Индрик, 2006. ‒ 424 с.
  • Лазарев В.Н. Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века // Ежегодник Института истории искусств, 1957: Архитектура и живопись. ‒ М: Изд-во АН СССР, 1958. ‒ С. 233–278.
  • Лифшиц Л.И. История русского искусства. ‒ М.: Белый город, 2007. ‒ 344 с.
  • Мальцева С.В. Значение приделов в формировании региональной традиции в сербской средневековой архитектуре // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. ‒ СПб.: НП-Принт, 2011. ‒ Вып. 1. ‒ С. 63–68.
  • Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И.Э. История русского искусства: В 6 т. ‒ М.: Тип. И. Кнебель, 1910. ‒ Т. 6. ‒ С. 5‒406.
  • Немыкина Е.А. «О проблеме южнославянских влияний на монументальную живопись Новгорода XIV в.». // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. ‒ СПб.: НП-Принт, 2011. ‒ Вып. 1. ‒ С. 109–114.
  • Осташенко Е.Я. Деисус «Предста Царица» около 1380 года // Иконы Успенского собора Московского Кремля XI‒XV вв.: каталог. ‒ М.: Северный паломник; Музеи Московского Кремля, 2007. ‒ С. 128‒133.
  • Осташенко Е.Я. Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. ‒ М.: Наука, 1977. ‒ С. 175–187.
  • Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV – начала XV века и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения и развития стиля // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. ‒ М.: Северный паломник, 2005. ‒ С. 475–510.
  • Попова О.С. Древняя русская живопись и Византия // Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. ‒ М.: Северный паломник, 2006. ‒ С. 813–876.
  • Пуцко В. Икона «Предста Царица» в Московском Кремле // Зборник за ликовне уметности. ‒ 1969. ‒ № 5. ‒ С. 57–74.
  • Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV вв. ‒ М.: Наука, 1976. ‒ 391 с.
  • Фотонегатив № III–8399 // Фотоархив ИИМК.
  • Шалина И.А. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на константинопольской плащанице // Восточнохристианские реликвии. ‒ М.: Прогресс-Традиция, 2003. ‒ С. 305–325.
  • Шмит Ф.И. Мозаики и фрески Кахрие Джами // Известия Русского археологического института в Константинополе. ‒ София, 1902. ‒ Т. 8. ‒ Вып. 1–2.
  • Бабић Б. На маргинама историjе манистира Трескавца // Зборник за ликовне уметности. ‒ 1965. ‒ № 1. ‒ С. 22–30.
  • Бабић Г. Кон историjата на манастир от Зрзе // Стремеж. ‒ Прилеп, 1966. ‒ № 3. ‒ С. 61‒67.
  • Бабић Г. О живописном украсу олтарских преграда // Зборник за ликовне уметности. ‒ 1975. ‒ № 11. ‒ С. 1–41.
  • Глигориjевић-Максимовић М. Сликарство XIV века у манастиру Трескавац // Зборник радова византолошког института. ‒ 2005. ‒ № 42. ‒ С. 77‒121.
  • Грозданов Ц. Една варианта на претставата на Христос Цар над Царевите и Голем Архиjереj во поствизантиската уметност (според примерите од Охридската архиепископиjа) // Живописот на охридската архиепископиjа. ‒ Скопjе, 2007. ‒ С. 359–377.
  • Грозданов Ц. Исус Христос — Цар над царевите во живописот на охридската архиепископиjа од XV‒XVII век // Прилози. МАНУ 30 1‒2. ‒ Скопjе, 1999. ‒ С. 333‒357.
  • Ђуриић В.J. Три догађаjа у српскоj држави XIV века и њихов одjек у сликарству // Зборник за ликовне уметности. ‒ 1968. ‒ № 4. ‒ С. 66–115.
  • Ивковић З. Живопс из XIV века у манастиру Зрзе // Зограф. ‒ 1980. ‒ № 11. ‒ С. 68–82.
  • Миjовић П. Царска иконографиjа у српскоj средњовековноj уметности // Старинар. ‒ 1968. ‒ № 18. ‒ С. 103–117.
  • Мирковић Л. Да ли се фреске Маркова манастира могу тумачити Житиjем Св. Василиjа Новог // Старинар. ‒ 1961. ‒ С. 77–90.
  • Радоjчић С. Минхенски српски псалтир // Зборник филозофског факултета. ‒ Београд, 1963. ‒ Књ. 7-1. ‒ С. 277‒288.
  • Радоjчић С. Фреске Марковог манастира и живот Св. Василиjа Новог // Зборник радова. Византилошки институт. ‒ Београд, 1956. ‒ Кн. IV. ‒ С. 215–226.
  • Расолкоска-Николовска З. Творештвото на сликарот Онуфриj Аргитис во Македониjа // Расолкоска-Николовска З. Средневековната уметност во Македониjа. Фрески и икони. ‒ Скопjе: Центар за културно и духовно наследство & Каламус, 2004. ‒ С. 415‒438.
  • Смолчић-Макуљевић С. Манастир Трескавац у 15. веку и програм зидног сликарства наоса цркве Богородичиног Успења // Зборник Матице српске за ликовне уметности. ‒ Нови Сад, 2009. ‒ № 37. ‒ С. 43–79.
  • Смолчић-Макуљевић С. Царски деисис и Небески двор у сликарству XIV века манстира Трескавац. Иконографски програм северне куполе припрате цркве Богородичног Успења // Тређа jугословенска конференциjа византолога (Крушевац 10‒13. маj 2000): Студиjе и монографиjе. ‒ Београд; Крушевац, 2002. ‒ Књ. 2. ‒ С. 463–472.
  • Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечаны. ‒ Београд: Музеј у Приштини, 2005. ‒ 536 с., сл.
  • Харисиjадис М. Jедна недовољно обjашњена сцена у Минхенском псалтиру и његовоj београдскоj копиjи // Зборник за ликовне уметности. ‒ Нови Сад, 1969. ‒ № 5. ‒ С. 75–85.
  • Dagron G. Emperor and Priest. The Imperial Office in Byzantium. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 2003. ‒ 337 р.
  • Mitrović L.W., Okunev N.L. Ladormition de la Sainte Vierge dans la peinture medieval orthodoxe // Byzantinoslavica. ‒ Prague, 1931. ‒ № 3.