Заголовок Зооморфный образ святого Христофора на северных алтарных дверях второй половины XVI – начала XVIII в.
Автор email daria-dondurma@lenta.ru
Сведения об авторе Найдёнова Дарья Вадимовна. Выпускник кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ
В рубрике Древнерусское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 195200
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Изображение св. Христофора на северных алтарных дверях – редкое и необычное явление в истории русской живописи и типовой программе оформления врат в целом. Образ мученика являл пример истинного покаяния на пороге вхождения в рай, поскольку боковые врата напоминали о закрытой двери Царствия Небесного и трудности его обретения. Образ св. Христофора символически заменял ранее существовавшие многосюжетные композиции на алтарных дверях, а также представлял собой символическую замену образа Благоразумного разбойника, который часто встречается на северных боковых
вратах вплоть до XIX в.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Найдёнова Д.В. Зооморфный образ святого Христофора на северных алтарных дверях второй половины XVI – начала XVIII в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 195–200. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1992. Т. 2. С. 2307.
  • Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. М., 2008. С. 222.
  • Walter С. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 215.
  • Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.
  • Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов… С. 224.
  • Там же. С. 222.
  • Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 192.
  • Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительного мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. Сб. 1. М., 1975. С. 80.
  • Балабанов К., Крстевски Ц. Керамичке иконе из Винице. Београд, 1991. С. 3–16.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos: Die Darstellungen des hundsköpfi gen Chistophoros auf Ikonen des Ikonen-Museums Recklinghausen. Bd. IV. Recklinghausen, 1997. S. 18.
  • Кызласова И.Л. Русская икона XIV–XVI веков: Государственный исторический музей, Москва. Л., 1988. С. 92–93.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos… S. 36–37.
  • Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала… C. 85–86.
  • Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 542.
  • Владимирский В. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. СПб., 1998. С. 234.
  • Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 63.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos… S. 55.
  • Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231.
  • Куликова О.В. Древние лики Русского Севера: из музейного собрания икон XIV–XIX веков города Череповца. М., 2009. С. 100.
  • Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала… С. 84–85.
  • Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 2. С. 327.
  • Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого… С. 217.
  • Пуцко В.Г. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерусском изобразительном искусстве // Труды отдела древнерусской литературы. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. Л., 1966. Т. 22. С. 409.
  • Там же. С. 414.
  • Жития святых, чтимых Православною Российскою Церковию, а также южнославянских, грузинских и местночтимых в России: Месяц Май / Д.И. Протопопов. М., 1885. С. 142.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos… S. 18–19.
  • Шалина И.А. Врата с «притчами» как символический вход в Дом Премудрости // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 578.
  • Шалина И.А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика / Под ред. А.М. Лидова. М., 2000. С. 559–590.
  • Дьяченко О.А. Проблемы эволюции иконографических программ боковых алтарных дверей XVI–XVII вв. // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. М., 2008. С. 299.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos… S. 18.
  • Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов… C. 224.
  • Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988. С. 135–136.
  • Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988. С. 149–150.
  • Passio Sancti Christophori Martyris // Analecta Bollandiana 1. 1882. P. 394–405; Мученичество святого Христофора, перевод на русский язык (BHL 1764): http://ibif.org.ru/articles/nachalo14/14-14.pdf.
  • Описи Соловецкого монастыря XVI в.: Комментированное издание / Отв. ред. М.И. Мильчик. СПб., 2003. С. 103.
  • Bock M. Christophoros Kynokephalos… S. 51, 55.