Заголовок Образы святых князей Бориса и Глеба в иконописи и прикладном искусстве конца XVI – начала XVII в. Патрональная тема в искусстве времени Бориса Годунова
Автор email knatik86@mail.ru
Сведения об авторе Абраменко Наталья Михайловна. Аспирант кафедры истории отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
В рубрике Древнерусское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 201208
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В статье рассматривается традиция почитания русскими государями своих тезоименитых святых, нашедшая широкое отражение в русской средневековой культуре. Одним из ярких примеров этой патрональной традиции представляется почитание царем Борисом Годуновым своих небесных покровителей святых князей Бориса и Глеба. Особое внимание, уделяемое их образам в недолгий период его правления, отразилось в иконографии их изображений в монументальной живописи, иконописи и прикладном искусстве. В это время широкое развитие получает тип икон с изображением святых, соименных всему правящему царскому дому.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Абраменко Н.М. Образы святых князей Бориса и Глеба в иконописи и прикладном искусстве конца XVI – начала XVII в. Патрональная тема в искусстве времени Бориса Годунова // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 201–208. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Мельник А.Г. Практика посвящений храмов во имя великокняжеских и царских святых в XVI в. // Царь и царство в русском общественном сознании (Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2). М., 1999. С. 38–48.
  • Маханько М.А. Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» конца XIV в. из Коломны (ГТГ) и образ царского ангела в грозненском искусстве // Коломна и Коломенская земля. История и культура. Коломна, 2009. С. 190–229; Она же. Древняя икона царского ангела. Влияние коломенского образа конца XIV в. «ИоаннПредтеча Ангел пустыни» на патрональные изображения середины – второй половины XVI в. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года / Ред.-сост. А.Л. Баталов, Э.С. Смирнова. М., 2009. С. 317–342.
  • Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 360–366.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х тт. Т. 2. М., 1963. Кат. 570. С. 173; История русского искусства. В 13 тт. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева. Т. 3. М., 1955. С. 642. Рис. на с. 641.
  • В настоящее время находится в иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
  • Переписная книга московского Благовещенского собора XVII в. // Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год. М., 1873. С. 16.
  • Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле / Ред. Ю.Н. Звездина, И.А. Стерлигова, Л.А. Щенникова, при участии И.О. Мельниковой. М., 2003. Кат. 3. С. 87 (автор описания Л.А. Щенникова).
  • Ковчег издан в каталоге «Царский храм» 2003 г. с датой 7178–1669 г., которая не соответствует художественным особенностям изображений (Чтимые иконы и их драгоценные украшения // Царский храм..., 2003. Кат. 4 (автор описания С.П. Орленко)). Характер композиции, особенности образов святых князей, пропорции их фигур, позы, трактовка их шапочек и одежд и даже рисунок орнаментов на них оказываются очень близкими к лучшим резным изображениям свв. Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени. Можно предположить, что при изготовлении ковчега в 1669 г. была использована старая пластина с образами Святой Троицы и святых князей. Автор выражает благодарность А.С. Преображенскому, указавшемунам на возможность более ранней датировки произведения.
  • Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича // Заказчик в истории русской архитектуры [Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск V]. М., 1994. С. 117–140.
  • Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях. Каталог выставки. М., 2008. Кат. 13. С. 62–65; Шалина И.А. Царский образ из Частного музея русской иконы // Русское искусство. 2009. № 3. С. 66–67.
  • Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники / Под общ. ред. Н.Н. Воронина и В.В. Косточкина. М., 1968. С. 98.
  • Иконы Пскова. М., 2006. Кат. 122. С. 391 (автор описания О.А. Васильева).
  • В описи упоминаются образы свв. Бориса, Глеба, Феодора Стратилата, Марии Магдалины и Ксении Римлянки. См.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: Комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева и М.Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 47.
  • Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 19; Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-исторического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре. Кострома, 1914. № 69.
  • Маясова Н.А. «Светлицы» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII века. ГММК. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1984. С. 34–37. Илл. 1.
  • Русское золото XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля / Авт. сост. С.Я. Коварская, И.Д. Костина, Е.В. Шакурова. М., 1987. С. 20–21. Илл. 18 на с. 45.
  • Sotheby’s: Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, 1991. P. 107.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 806.
  • Иконы Пскова... С. 388–391.
  • Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 437. Прим. 584. Это предположение поддерживает и О.А. Васильева: Иконы Пскова... С. 391.
  • Святые земли Русской. Каталог выставки. СПб., 2011. Кат. 10. Илл. 6.
  • Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 61, 228.
  • Маясова Н.А. «Светлицы»... С. 53. Прим. 24.
  • Церковно-археологическое древлехранилище при Московском дворце в XVII в. С предисл. А.И. Успенского // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1902. Кн. 3. С. 18, 40.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 805.
  • Описные книги Старицкого Успенского монастыря 7115–1607 г. Старица, 1912. С. 28–29. Упоминается А.С. Преображенским: Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сб. ст. памяти
  • В.М. Сорокатого / Ред.-сост. О.А. Дьяченко, Л.М. Евсеева. М., 2008. С. 86–87, прим. 113.
  • Маханько М.А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI века // Искусствознание. 1998. Вып. 2/98. С. 247; Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе»… С. 63.
  • Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог. М., 2009. Кат. 124 (автор описания Л.М. Евсеева).
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 588.
  • Изображения свв. Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени подробно рассмотрены в статье Л.М. Спириной: Спирина Л.М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI–XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 429–453.
  • Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 23, 25, 87; Мнева Н.Е. Искусство московской Руси. М., 1965. С. 127. Рис. 59; Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М.; Л., 1966. С. 303, 306. Рис. 1; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968. Кат. 78; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева
  • Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 383. Илл. 312; Спирина Л.М. Святые князья... С. 437. Рис. 90.
  • Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом… С. 78. Рис. 35; Свирин А.Н. Древнерусское шитье… С. 103; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 76, 77; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра... С. 383. Илл. 320-321; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 91.
  • Спирина Л.М. Святые князья... С. 439.
  • На окладе сохранились дробницы с изображениями Ветхозаветной Троицы, предстоящих ей Иоанна Предтечи, свв. Бориса и Глеба, мученицы Ирины. См.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 234. С. 136; Спирина Л.М. Святые князья... С. 447–448. Рис. 97.
  • Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 120; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 92–94.
  • Гурьянов В.П. Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906. С. 4; Николаева Т.В. Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева // Загорский государственный историко-культурный музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 31–38; Балдин В.И.,
  • Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра… С. 486. Илл. 42
  • Эта икона является прославленным списком Смоленской иконы Одигитрии, предназначавшимся для Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1525 г. перенесенным в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Живопись находится под записью XIX в., оклад и драгоценный убор – конца XVI – XVII в. См.: Мартынова М.В.Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI в. // Благовещенский собор: Исследования и материалы. М., 1999. С. 318–340; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле... Илл. с. 64.
  • Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981. С. 458–460; Она же. Святыекнязья... С. 446–447.
  • Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы… С. 458–460; Она же. Святые князья… С. 446–447.
  • Помимо заказов нецарственных родственников Бориса Годунова здесь можно вспомнить произведения с изображением тезоименитых святых рода Строгановых.