Заголовок Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Жана Беррийского
Автор email marina_tali@rambler.ru
Сведения об авторе Мусурок Марина Львовна. Аспирант кафедры истории западноевропейского искусства исторического факультета СПбГУ
В рубрике Западное искусство Средневековья и Нового времени
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 230234
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(44)4; 7.047(21-21) Индекс ББК 85.11
Аннотация

Работа посвящена изображению внешнего и внутреннего пространства средневекового города на примере миниатюр братьев Лимбургов из «Прекрасного часослова герцога Беррийского» и «Великолепного часослова герцога Беррийского». Почему художники, пытавшиеся изобразить такие религиозные центры, как Иерусалим, Рим и Константинополь, в результате писали западноевропейские города с восточными элементами? Какую смысловую нагрузку несли городские стены? Разделяли ли художники городское и сельское пространство? Автор стремится дать ответы на эти вопросы.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Мусурок М.Л. Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Жана Беррийского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 230–234. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996. С. 201.
  • Там же.
  • The Limbourg Brothers: reflections on the origins and the legacy of three illuminators from Nijmegen / Ed. by R. Dückers, E. College, P. Roelofs. Amsterdam, 2009. P. 97.
  • Об этих миниатюрах см. также: Dückers R., Roelofs R. The Limbourg Brothers: Nijmegen masters at the French court 1400–1416. Ghent, 2005. P. 106.
  • Подробнее см.: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. II. СПб., 2005. С. 659–660.
  • Егорова К.С. Пейзаж в нидерландской живописи XV века. М., 1999. С. 25.
  • См.: Dückers R., Roelofs R. The Limbourg Brothers... P. 185.
  • Ibid.
  • Подробнее см.: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь... С. 659–660.
  • В верхней правой части плана, за пределами города, на юге, находится базилика св. Павла за городскими стенами. Слева от нее, за стенами, мы видим Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя с колокольней, храм Диоскуров (храм Кастора и Поллукса) розового цвета и синюю церковь Санта Кроче ин Джерузалемме. Акведук с одной стороны заканчивается конным памятником Марку Аврелию (который позже перенесли на Капитолийский холм) и Колизеем, напоминающим Вавилонскую башню. Справа от Колизея находится строение в готическом стиле с арочными контрфорсами – это Палатинский холм. Ниже триумфальной арки Тита виднеется церковь Санта Франческа Романа и Капитолийский холм с его колокольней. Выше, с левой стороны, стоит церковь Санта Мария Маджоре, ниже которой мы находим колонны Траяна и Антонина Пия. Справа от них мы видим маленькую круглую постройку – Пантеон. Внизу миниатюры, за пределами городских стен слева направо изображены Мульвиев мост через Тибр и Замок святого ангела с мостом. Выше Тибра находится большая группа строений, среди которых собор св. Петра и Ватикан, а над ними остров Тиберина и район Трастевере. Изображение Рима с точки зрения картографических характеристик достаточно точно, но некоторые из размещенных вертикально построек показаны фронтально, другие – под наклоном. Большинство из них
  • узнаваемы и в целом соответствуют их действительному облику. Небольшие погрешности касаются только периметра города и взаимной удаленности объектов, что обусловлено необходимостью вписать план Рима в круг.
  • Dückers R., Roelofs R. The Limbourg Brothers... P. 199–200.