Список цитируемой литературы |
- Garrison E.B. Italian Romanesque Panel Painting. Firenze, 1949. P. 301; D’Elia M. Per la pittura del Duecento in Puglia e Basilicata – ipotesi e proposte // Antiche civiltà lucane. Atti del Convegno di studi di archeologia, storia dell’arte e del folklore. Galatina, 1975. P. 156; Belli D’Elia M. Mostra dell’arte in Puglia dal Tardo Antico al Rococo. Catalogo della Mostra. Bari, 1964. P. 11–12; Icone in Puglia. Catalogo della mostra. Bari, Pinacoteca provinciale, 1969. Bari, 1969; Pace V. La pittura delle origini in Puglia (secc. XI–XIV) // La Puglia tra Bisanzio e L’Occidente / A cura di C. Fonseca. Milano, 1980. P. 354–366; Pace V. Icone di Puglia, della Terra Santa e di Cipro: appunti preliminari per un’indagine sulla recezione bizantina nell’Italia meridionale duecentesca // Il Medio Oriente e L’Occidente nell’arte del XIII secolo. Atti del XXIV Congresso internazionale di storia dell’arte (Bologna, 1979). Bologna, 1982. P. 184–185; Id. Presenze e infl uenze cipriote nella pittura duecentesca italiana // Cipro e il Mediterraneo Orientale. XXXII Corso di Cultura sull’arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1985. P. 61; Belli D’Elia P. La pittura di icone in Puglia e Basilicata // La leggittimità del culto delle icone. Atti del Convegno (Bari, 11–13 maggio 1987). Bari, 1988. P. 61; Icone di Pugliae Basilicata dal Medioevo al Settecento. Catalogo della mostra (Bari, Pinacoteca provinciale, 9 ottobre – 11 dicembre 1988). Bari, 1988, P. 105; Splendori di Bisanzio. Catalogo della mostra. Milano, 1990. P. 102; Pace V. Between East and the West // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine art / Ed. by M. Vassilaki. Athens, Milano, 2000. P. 426.
- Известно, что первоначально образ находился в одном из бенедиктинских монастырей – в женской обители небольшого южноитальянского города Андрия, поэтому в литературе икона упоминается также как «Богородица бенедиктинок» (Madonna delle Benedettine). В дошедшей до нас хронике собора XV столетия сообщается, что Мадонна была перенесена сюда уже в период позднего Средневековья: в правом нефе собора, рядом со входом в крипту есть мраморное обрамление наподобие ниши с помещенной в нее репродукцией иконы, отмечающее ее, вероятно, первоначальное местоположение в храме. Все, что касается сведений о бытовании
- иконы в монастыре, остается недоступным для исследователей. В настоящий момент икона сильно фрагментирована – грубо обрезана по всем четырем сторонам таким образом, что утрачены правая часть изображения Христа, вся нижняя часть иконы, срезаны ноги Младенца, правая рука Богоматери.
- Splendori di Bisanziо. P. 102. Схожий иконографический тип с некоторыми вариациями мы встречаем и в других иконах этого региона, в основном более поздних – в сильно реставрированной иконе Богородицы из города Сипонто, находящейся в настоящий момент в соборе города Монфредония (также предположительно нач. XIII в.), Богородице XIII в. из Провинциальной пинакотеки города Бари, Madonna della Fonte из собора в Канозе, Богородице с Младенцем из собора в Трани; предположительно, именно к этому типу относились сильно фрагментированные (сохранились лишь лики) иконы из городов Джовинаццо и Битонто.
- Этингоф О.Е. Античные образцы в византийском искусстве конца XI–XII в. Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание // Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII вв. М., 2000. С. 9.
- Andaloro M. Bisanzio: lo statuto dell’immagine // Medioevo mediterraneo: l’ Occidente, Bisanzio e L’Islam / Atti del Convegno internazionale di studi. Parma, 21–25 settembre 2004. Milano, 2007. P. 73
- Источника для определенной даты не существует, однако ряд важных иконографических черт свидетельствует о том, что заказчиком росписи мог быть Леонтий, бывший патриархом Иерусалимским (1174–1185/90) и, одновременно (до 1183 г.), игуменом Патмосского монастыря. Orlandos A.C. Fresques byzantines du monastère de Patmos // Cahiers archéologiques. 1962. Vol. 12. P. 285–302; Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece during the eleventh and twelft h Centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1980–1981. N 34–35. P. 116–117.
- Demus O. Th e Mosaics of Norman Sicily. London, 1949; Djurić V. La peinture murale byzantine: XIIe et XIIIe siècles // XV Congrès International d’Etudes Byzantines, Athènes, 1976. Rapports et co-rapports. Vol. 3. Athènes, 1979. P. 3–90; Hadermann-Misguich L. La peinture monumentale tardo-comnène et ses prolongements au XIIIe siècle // Ibid. P. 99–127; Mouriki D. Stylistic trends... P. 77–124; Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986. C. 87-121; Попова О.С. Русские иконы начала XIII в. и византийское Искусство // Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006. C. 451–492; Шалина И.А. Икона «Архангел Златые власы» и русская художественная культура около 1200 года // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летиюсоздания. Сборник статей. М., 1997. С. 194–217.
- Попова О.С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Попова О.С. Проблемы… С. 448.
- Mouriki D. Stylistic trends… P. 116–117.
- Время создания росписи монастыря Латому (Осиос Давид) неизвестно, письменных источников не сохранилось. В литературе существует несколько точек зрения. Хадзидакис Джурич рассматривают Осиос Давид как пример «академического» течения, берущего свое начало в росписях Нерези (видимо, имеются в виду классицизирующие юношеские образы, например, св. Пантелеимона, св. Димитрия). Демус и Мурики датируют фрески концом XII – началом XIII в., связывая их с поворотным моментом развития позднекомниновской живописи и рассматривая как проявление переходного стиля, отразившего перемены искусства XII и XIII вв.
- См. Τσιγαρίδας Ε.Ν. Οι τοιχογραφίες της μονής Λατόμου Θεσσαλονίκης και η βυζαντινή ζωγραφική του 12ου αιώνα. Θεσσαλονίκη, 1986. Σ. 191–195; Mouriki D. Stylistic trends… P. 119–123.
- Grigoriadou-Cabagnols H. Le décor peint de l’église de Samarine, Messenie // Cahiers archéologiques. 1970. Vol. 20. P. 177–190.
- Попова О.С. Фрески Дмитриевского собора... С. 376; Шалина И.А. Икона «Архангел Златые власы»... С. 200.
- Так, например, сильно фрагментированная икона из собора в Джовинаццо, согласно легенде, была привезена в Апулию французским рыцарем Геретео, остановившимся на южноитальянской земле во время своего возвращения на родину. См. Garrison E.B. Italian Romanesque Panel Painting... P. 57; D’Elia M. Per la pittura del Duecento... P. 156.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 3. М., 2002. С. 3–29.
- Pace V. La pittura delle origini... P. 354–366; Id. Icone di Puglia... P. 184–185; Id. Italy and the Holy Land…; Id. Presenze e infl uenze…; Belli D’Elia P. La pittura di icone…; Icone di Puglia e Basilicata… P. 105; Splendori di Bisanzio... P. 102; Pace V. Between East and the West... P. 426.
- Примером подобного явления может служить икона из Гроттаферраты, атрибутированная Вайцманом как произведение латинского мастера, прошедшего выучку на Кипре. Weitzmann K. Four Icons on Mount Sinai: New Aspects in Crusader Art // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1972. Bd. 21. S. 77.
- Pace V. Icone di Puglia... P. 184–185; Id. Italy and the Holy Land…
- Как отмечает в своем исследовании Дула Мурики, в живописи Кипра в рассматриваемую эпоху нет пафоса революционных преобразований, свойственного столичному искусству этого периода. Однако в то же самое время maniera cypria наделена определенной неповторимостью, основывающейся, согласно мнению исследовательницы, на изобразительной традиции еще XI столетия и, главным образом, на ее рефренах в позднекомниновский период, что делает стилистическое развитие живописи острова противоположным по направлению монументальным тенденциям в других регионах. Линеарный декоративизм в стилизации и приверженность к звучным локальным цветам в одеяниях сочетаются здесь с особого рода экспрессией образа, его внутренней сокрытой напряженностью. В иконах Кипра нет того устремления к иллюзионистическим эффектам, к поискам особой живописности, что были столь характерны для живописи столичного происхождения. Более того, зачастую проявляет себя скорее редрасположенность к плоскости, к декоративизму, к стилизованному рисунку, нежели устремления к объему, монументальности и трехмерности образов, что выражается, например, в широком распространении рельефной орнаментации нимбов и фонов – так называемого rinceau pattern («ветвевидного орнамента»), а также
- в различных декоративных деталях в одеяниях и атрибутах. Mouriki D. Stylistic trends... P. 120. О rinceau pattern: Flinta M. Raised gilded adornment of the Cypriot icons, and the occurrence of the technique in the West // Gesta. 1981. Vol. 20. P. 103.
- Впервые данная аналогия появилась в работе Пины Белли Д’Элиа в 1987 г. (Belli D’Elia P. La pittura di icone…), однако с тех пор более обширных исследований, которые позволили бы сопоставить два произведения, насколько нам известно, так и не было проведено.
- Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 63.
|