Заголовок Исследование иллюстрированных рукописей от пергамена к цифровой библиотеке онлайн: сообщение о проекте, со-финансируемом Европейским социальным фондом
Автор email valentina.cantone@unipd.it
Сведения об авторе Кантоне Валентина. Ph.D., научный сотрудник отделения культурных ценностей Университета Падуи
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 6872
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Греческий Минологий гр. 360 (696) из Библиотеки Марчиана в Венеции содержит многочисленные декоративные элементы, позволяющие исследовать символические соотношения между книжным орнаментом и архитектурным декором. Рукопись была создана в Константинополе около середины X в. в той же среде, из которой вышли многие известные иллюстрированные манускрипты, однако историками искусства она ранее не анализировалась. При поддержке Европейского социального фонда это значимое произведение будет полностью опубликовано в готовящейся автором монографии, а также оцифровано и доступно в Интернете на сайте: http://www.nuovabibliotecamanoscritta.it/index.html.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кантоне Валентина Исследование иллюстрированных рукописей от пергамена к цифровой библиотеке онлайн: сообщение о проекте, со-финансируемом Европейским социальным фондом // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 68–72. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • E. Mioni, Codices Graeci Manuscripti Bibliothecae Divi Marci Venetiarum, Th esaurus Antiquus volumen II codices 300–625, Roma 1985, pp. 115–118; A. Ehrhard, Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche, Leipzig 1937, I, p. 432, note 2; J. Leroy, J.-H. Sautel, Répertoire de réglures dans les manuscrits grecs sur parchemin (Bibliologia. Elementa ad librorum studia pertinentia. XIII), Paris 1995, p. 299.
  • J. Leroy, Les manuscrits grecs en minuscule des IXe et Xe siècles de la Marcienne, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 27 (1978), pp. 25–48: 40; M.L. Agati, La minuscola «bouletée» (Littera Antiqua. IX.I), 2 volls, Città del Vaticano 1992, pp. 217–227: 219. His co-workers most likely included two important anonymous scribes: A and A1, to
  • whom scholars assigned the manuscripts 43 and 44 of Patmos, decorated by a sumptuous repertory of gilded frames: ibid., pp. 202–214: 205, pls. 9, 10.
  • P. Orsini, La maiuscola distintiva ‘Liturgica ornata’, in Alethes Philia. Studi in onore di Giancarlo Prato, ed. by M. D’Agostino e P. Degni, Spoleto 2010, pp. 525–540: 533, 539.
  • That kind of script was already defi ned by Herbert Hunger as Schnörkelschrift . Kurt Weitzmann called it as Silhouetten-Ornamentik or Perlschnur-Initialen, as remembered by the art historians: H. Hunger, Epigraphische Auszeichnungsmajuskel. Beitrag zu einem bisher kaum beachteten Kapitel der griechischen Paläographie, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 26 (1977), pp. 193–210: 199–200; A. Džurova, La miniatura bizantina: i manoscritti miniatie la loro diff usione, Milano 2001, pp. 72, 282.; S. Dufrenne, Problèmes des ateliers de miniaturistes byzantins, in XVI. Internationaler Byzantinistenkongress (Wien, 4.–9. Oktober 1981). Akten. I. Hauptreferate, 2. Th emengruppen 7–11, Wien 1981, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 31/2 (1981), pp. 445–470: 459; Ead. Problèmes des ornaments des manuscrits byzantins. Deux études dédiées à Kurt Weitzmann, in Scriptorium 41 (1987), pp. 35–57: 47, n. 23, 55.
  • Orsini, La maiuscola distintiva cit., pp. 525–540: 536.
  • Ibid.; Id., Per uno studio delle scritture esposte e monumentali a Bisanzio nei secoli VI–X, in Miscellanea Magistrale, in print.
  • 1 Kings, 6, 29.
  • L. Bouras [Λ. Μπούρα], Ο γλυπτός διάκοσμος του ναού της Παναγίας στο μοναστήρι του Οσίου Λουκά, Αθήνα 1980.
  • C. Barsanti, La scultura mediobizantina fra tradizione e innovazione, in Bisanzio nell’età dei Macedoni. Forme della produzione letteraria e artistica, ed. by F. Conca and G. Fiaccadori (Quaderni di Acme. LXXXVII), Milano 2007, pp. 36–40, note 86.
  • Paulus Silentiarius, Descriptio Sanctae Sophiae, 720–754, in M.L. Fobelli, Un tempio per Giustiniano: Santa Sofi a di Costantinopoli e la Descrizione di Paolo Silenziario, Roma 2005, pp. 78–81; Barsanti, La scultura mediobizantina cit., p. 38 and note 87.
  • R. Nelson, Empathetic Vision: Looking at and with a Performative Byzantine Miniature, in Art History 30 (2007), pp. 489–502; Id., Spaces of devotion in Byzantine illuminated manuscripts, in Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies (London 21–26 August 2006), II, Abstracts of Panel Papers, London 2006, p. 216.
  • H. Torp, Mosaikkene i St. Georg-Rotunden, Oslo 1963.
  • M. Piccirillo, Chiese e mosaici di Madaba (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior. XXXIV), Jerusalem 1989, p. 190; cfr. also: A. Cadei, La “orthographia” del Tempietto del Clitunno, in Medioevo mediterraneo. L’Occidente, Bisanzio e l’Islam (Parma, 21–25 September 2004), ed. by A.C. Quintavalle, Milano 2007, pp. 243–261: 253.
  • M. Harrison, A temple for Byzantium. Th e discovery of Anicia Juliana’s palace church in Istanbul, Austin 1989.
  • Anthologia Palatina I, 10; R.M Harrison, Th e church of St. Polyeuctos in Istanbul and the Temple of Solomon, in Okeanos. Essays presented to Ihor Ševčenko on his Sixtieth Birthday by his Colleagues and Students, ed. by C. Mango and O. Pritsak (Harvard Ukrainian Studies. VII), Cambridge 1983, pp. 276–279.
  • V. Cantone, Ars monastica. Iconografi a teofanica e tradizione mistica nel mediterraneo altomedievale, Padova 2008; A.-O. Poilpré, Maiestas Domini. Une image de l’église en Occident, (Ve–IXe), Paris 2005.
  • Fobelli, Un tempio per Giustiniano cit., pp. 24–25, notes 63–71, p. 31. Cfr. also: A. Palmer, The inauguration anthem of Hagia Sophia in Edessa: a new edition and translation with historical and architectural notes and a comparison with a contemporary Constantinopolitan kontakion, in Byzantine and Modern Greek Studies 12 (1988), pp. 117–167, with
  • bibliography; K.E. McVey, Th e Domed Church as Microcosm: Literary Roots of an Architectural Symbol, in Dumbarton Oaks Papers 37 (1983), pp. 91–121.
  • El «Menologio de Basilio II», Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613. Libro de estudios conocasión de la edición facsímil, ed. by F. D’Aiuto (edición española a cargo de I. Pérez Martín), (Colección Scriptorium. XVIII), Città del Vaticano-Atenas-Madrid 2008, with complete bibliography.
  • C. Barsanti, Le architetture «ad limitem» del Menologio di Basilio II (cod. Vat. Greco 1613) e la miniatura con la commemorazione del patriarca Ignazio, in Commentari, n.s. 28 (1977), 3, pp. 3–25.
  • C. Nordenfalk, Die spätantiken Kanontafeln. Kunstgeschichtliche Studien über die eusebianische Evangelien-Konkordanz in den vier ersten Jahrhunderten ihre Geschichte, I–II, Göteborg 1938, pp. 109–116; K. Weitzmann, Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jahrhunderts, Berlin 1935, pp. 13–16; P. Underwood, Th e Fountain of Life in
  • mss. of the Gospels, in Dumbarton Oaks Papers 5 (1950), pp. 41–115: 107–118; T. Klauser, Das Ciborium in der älteren christlichen Buchmalerei, in Nachrichten der Akademie der Wissenschaft en in Göttingen, Philosophisch-historische Klasse 7 (1961), pp. 191–207; G. Bandmann, Beobachtungen zum Etschmiadzin-Evangeliar, in Tortulae. Studien zur altchristlichen und byzantinischen Monumenten, ed. by W.N. Schumacher (= Römische Quartalschrift . Supplementheft . XXX, 1966), pp. 11–29; E. Klemm, Die Kanontafeln der armenischen Hs. Cod. 697 in Wiener Mechitaristenklosler, in Zeitschrift für Kunstgeschichte 35 (1972), pp. 69–99; T. Klauser, Das Ciborium in der älteren christlichen Buchmalerei, in Id., Gesammelte Arbeiten zur Liturgiegeschichte, Kirchengeschichte und Christlichen Archäologie, Münster 1974, pp. 202–207; K. Wessel, Kanontafeln, in Reallexikon zur byzantinischen Kunst, III, Stuttgart 1978, coll. 927–968; A. Iacobini, L. Perria, Il Vangelo di Dionisio. Un manoscritto bizantino da Costantinopoli a Messina (Milion. Studi e ricerche d’arte bizantina. IV), Roma 1998, pp. 51–61, fi gs. 6–18; J.C. Anderson, Tiles, Books, and the “Church Like a Bride Adorned with Pearls and Gold”, in A lost art rediscovered. Th e architectural Ceramics of Byzantium, ed by S.E.J. Gerstel e J.A. Lauff enburger, University Park, PA, 2001, pp. 119–141: 128, 129; Džurova, La miniatura bizantina cit., p. 74, fi g. 72; A.A. Aletta, I luoghi del diritto nel Paris. Suppl. gr. 1085 (II), in Rivista di studi bizantini e neoellenici, n.s. 46 (2009), 2010, pp. 33–71; A.A. Aletta, A. Paribeni, I luoghi
  • del diritto nel Paris. Suppl. gr. 1085 (I): tra parole scritte e immagini dipinte, in Vie per Bisanzio, Atti del VII Congresso azionale dell’Associazione Italiana di Studi Bizantini, ed. by A. Rigo (Venezia, 25–28 novembre 2009), in print.
  • J. Ebersolt, La miniature byzantine, Paris-Bruxelles 1926, pl. 38.2–3, 40.1; Weitzmann, Die byzantinische Buchmalerei cit., pp. 14–15, fi gg. 78–84, 87–88; I. Spatharakis, Corpus of dated illuminated Greek manuscripts to the year 1453 (Byzantina Neerlandica. VIII), II, Leiden 1981, n. 17, p. 13, pl. 41; Agati, La minuscola «bouletée» cit., I, pp. 118–119;
  • II, pl. 3, 72; Džurova, La miniatura bizantina cit., pp. 69, 72, 73, 74, 78.
  • Weitzmann, Die byzantinische Buchmalerei cit., pp. 15–16, tavv. 92–94; Nordenfalk, Die spätantiken Kanontafeln cit., pl. 8–10; W.H.P. Hatch, Th e Principal Uncial Manuscripts of the New Testament, Chicago 1939, pl. 76; G. Cavallo, Funzione e strutture della maiuscola greca tra i secoli VIII–IX, in La Paléographie grecque et byzantine (Paris, 21–25 octobre 1974) (Colloques Internationaux du C.N.R.S. DLIX), Paris 1977, note 14, pl. 33; E. Mioni, Codices Graeci Manuscripti Bibliothecae Divi Marci Venetiarum, nuova serie I, I, pars prior, classis I – classis II, codd. 1–120 (Indici ecataloghi, N.S. VI), Roma 1967, pp. 13–14; Oriente cristiano e santità. Figure e storie di santi tra Bisanzio e l’Occidente, acura di G. Gentile, Milano 1998, p. 137.
  • L. Cohn, Verzeichnis der griechischen Handschrift en der Königlichen Bibliothek zu Berlin, Berlin 1890, p. 55; Id., Bemerkungen zu den Konstantinischen Sammelwerken, in Byzantinische Zeitschrift 9 (1900), pp. 154–160: 158–160; J. Kirchner, Miniaturen-Handschrift en der Preußischen Staatsbibliothek, I, Die Phillipps-Handschrift en, Leipzig 1926, p. 23; Weitzmann, Die byzantinische Buchmalerei cit., pp. 16–18, pl. 104–115 and Addenda und Appendix (1996), p. 28; J. Irigoin, Pour une étude de centre de copie byzantine II, in Scriptorium 13 (1959), pp. 177–209: 180–181; K. Weitzmann, The character and intellectual origins of the Macedonian Renaissance, in Studies in Classical and Byzantine manuscript
  • illumination, Chicago 1971, pp. 194–195; G. Galavaris, Η ζωγραφική τών χειρογράφων στον δέκατον αιώνα, in Constantine VII Porphyrogenitus and his Age, Second International onference (Delphi, 22–26 July 1987), Athenas 1989, pp. 333–375: 334–335, fi g. 2; A. McCabe, A Byzantine Enclyclopaedia of Horse Medicine. Th e sources, Compilation, and
  • Transmission of the Hippiatrica (Oxford Studies in Byzantium), Oxford 2007.
  • Weitzmann, Die byzantinische Buchmalerei cit. pp. 13–14, pl. 71–77; I. Hutter, Corpus der Byzantinischen Miniaturenhandschrift en, Bd. I, Oxford Bodleian Library I, Stuttgart 1977, n. 3, pp. 3–8; Agati, La minuscola «bouletée» cit., I, pp. 117–118; pl. 71; Džurova, La miniatura bizantina cit., pp. 73, 77, 78.
  • Cfr. note 2.
  • This project is co-fi nanced by the European Social Founds and by the Veneto Region. Th e research has the title: “Venezia segreta. I codici greci della Biblioteca Nazionale Marciana dai depositi alla biblioteca on line” (Riferimento Programma Operativo F.S.E. 2007-2013 della Regione Veneto, alla D.G.R. n.1103 del 23/03/2010, al D.D.R. n. 520 del 07/12/2010, Cod. p. 2105/101/16/1103/2010).