Аннотация |
Статья посвящена проблемам интерпретации античного наследия в арабо-мусульманской культуре в эпоху правления династии Омейядов на примере росписей замка Кусайр-Амра. Выбранный памятник демонстрирует вариант перцепции античного искусства, отличный от его восприятия в Западной Европе. Он представляет собой не один из «малых ренессансов», характерных для Западной Европы и Византии, которые, по сути, являлись временной победой антикизирующих течений, и тем более не некий аналог эпохи Возрождения, а продолжение непрерывной традиции, берущей свое начало в античности.
|
Список цитируемой литературы |
- Название Кусайр-Амра можно перевести с арабского как «замок принцессы». Это современное название,
- связанное с сюжетами росписи замка.
- Creswell K.A.C. Early Muslim Architecture. Vol. 1. Oxford, 1932. P. 391; Hillembrand R. Islamic art and Architecture. London, 1999. P. 384–390; Grabar O. Umayyad palaces reconsidered // Ars Orientalis. 1993. Vol. 23. P. 6.
- Bacharach J.L. Marwanid Umayyad Building Activities: Speculations on Patronage // Muqarnas. 1996. Vol. 13. P. 27.
- Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. М., 2004. С. 61.
- Grabar O. Umayyad palaces reconsidered... P. 1.
- Van Berchem M. The Mosaics of the Dome of the Rock at Jerusalem and the Great Mosque in Damascus // Creswell K.A.C. Early Muslim architecture. Vol. 2. Oxford, 1969. P. 152.
- Fowden G. Qusayr ‘Amra: art and the Umayyad elite in late antique Syria (Transformation of the Classical Heritage). Los Angeles, 2004. P. 304, 498.
- Ibid. P. 149.
- Например, изображения на резонаторе лиры из царского погребения в Уре, ок. 2550–2400 гг. до н. э. (Музей антропологии и археологии университета Пенсильвании), или на рельефах на ортостатах из Телль-Халафа, ок. 850–830 гг. до н. э. (Балтимор, Художественный музей Уолтерс).
- Cheng J. A review of Early Dynastic III music: man’s animal call // Journal of Near Eastern Studies. 2009. N 68 (3). P. 164.
- Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани. Книга песен (Китаб аль-агани). М., 1980. С. 107.
- Имеется в виду реставрация А. Музиля и А.Л. Миелиза 1902 и 1909 гг.
- Fowden G. Qusayr ‘Amra… P. 367.
- Ettinghausen R. Arab Painting. New-York,1962. P. 84.
- Существует трактовка, согласно которой изображение в западном люнете символизирует скорбь Аль Валида по поводу смерти его любимой жены Сальмы. Fowden G., Fowden E.K. Studies on hellenism, christianity and the Umayyads. Athens, 2004. P. 83; Fowden G. Qusayr ‘Amra... P. 153.
- Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2004. С. 88. Эти изображения, скорее всего, ведут свое происхождение из искусства античности, чем и обусловлено применение к ним теоретических схем, созданных на материале античного искусства.
- Grabar O. La place de Qusayr ‘Amrah dans l’art profane du Haut Moyen Age // Id. Early Islamic Art, 650–1100. Vol. I. Constructing the study of Islamic art. Hampshire, 2005. P. 20.
- Платон. Сочинения: в 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 289.
- Абу Бакр Ар-Рази. Духовная медицина. М., 1990. С. 10–17.
- Как уже отмечалось выше, на ближайшей к баням восточной стене основного зала изображены сцены охоты.
- Там же.
- Fowden G. Qusayr ‘Amra... P. 77.
- Ibid. P. 78. Самая ранняя из сохранившихся – копия XV в. каролингского манускрипта IX в.
- Saxl F., Beer A. The zodiac of Qusayr Amra. Oxford, 1932; Creswell K.A.C. Early Muslim Architecture… Vol. 2. P. 240.
- Ibid.
- Имеются в виду также мозаичные полы синагог в Нааране V–VI вв., Бет Альфа VI в., Хусифе и др. См.: Ness L.J. Astrology and Judaism in Late Antiquity. PhD thesis, Miami University. Oxford (Ohio), 1990.
- Saxl F., Beer A. Th e zodiac of Qusayr Amra…; Creswell K.A.C. Early Muslim Architecture… Vol. 2. P. 241.
- Обсерватория, созданная во второй половине XIII в. и просуществовавшая до середины XIV в. в городе Марага на северо-западе Ирана.
- Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1960. С. 72.
- Панофски Э. Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада. СПб., 2006. С. 187.
- Там же.
|