Аннотация |
Статья посвящена проблеме датировки группы боспорских акварельных пелик, находящихся в собрании Государственного Эрмитажа. Большинство исследователей, касавшихся этого вопроса, не уделяли ему должного внимания, отдавая предпочтение анализу стилистики росписей и расшифровке их смыслового значения. Для датировки группы боспорских акварельных пелик чрезвычайно важен археологический контекст, но при помощи искусствоведческого анализа датировку можно скорректировать и уточнить.
В результате сосуды, сгруппированные по тем или иным признакам, выстроены в определенную хронологическую последовательность.
|
Список цитируемой литературы |
- Исследование выполнено в рамках НИР «Традиционное и современное искусство в России и Западном мире в контексте общеевропейских интеграционных процессов: модульное структурирование». Мер. 2. Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ. 5.38.100.2012.
- Название, закрепившееся за рассматриваемой группой ваз («акварельные пелики»), условно, так как для их росписи применялись краски не на водной основе, а с использованием другого связующего вещества. Однако это название, обусловленное впечатлением от легкой полупрозрачности красочного слоя, появилось еще в археологических отчетах в середине XIX в. и закрепилось в литературе. Поэтому справедливо именовать сосуды с росписью подобного рода именно так.
- Отчет Императорской археологической комиссии за 1874 г. СПб., 1877. С. 37–55.
- Вальдгауер О.Ф. Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз. СПб., 1914. С. 30.
- Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953. С. 275; Он же. Античная археология Северного Причерноморья М., 1961. С. 157.
- Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.–Л., 1949. С. 139.
- Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л., 1953. С. 72.
- Книпович Т.Н. Художественная керамика в городах Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. М.–Л., 1955. С. 381.
- Кобылина М.М. Фанагория // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 57. М., 1956. С. 48.
- Соколов Г.И. Искусство Боспорского царства. М., 1999. С. 294.
- Schefold K. Untersuchungen zu den Kertscher Vasen. Berlin und Leipzig, 1934. S. 142.
- Greeks on the Black Sea: Ancient art from the Hermitage / Ed. A.A. Trofi mova. Los Angeles, 2007. Р. 166.
- Отчет Императорской археологической комиссии за 1866 г. СПб., 1870. С. 30.
- Семантика орнаментальных элементов на погребальных вазах – отдельная тема для изучения, не входящая в задачу настоящего исследования.
- Шталь И.В. Миф, культ, эпос в греческой вазописи Керченского стиля (IV в. до н. э.) // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. М., 1994. С. 111.
- Архив ИИМК (Института истории материальной культуры) РАН. Ф. 1, Оп. 1. 1867 г. Дело 11. Л. 33 об.; Ф. 1. Оп. 1, 1917 г. Дело 4. Л. 6–7.
- Зограф А.Н. Античные монеты // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 16. М., 1951. С. 177–178, 245, табл. XLI.
- Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев, 1986. С. 141.
- Архив ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1, 1917 г. Дело 4. Л. 7.
- Зограф А.Н. Античные монеты… С. 171.
- Кунина Н.З. Стеклянные сосуды, сделанные в технике сердечника (VI в. до н. э. – начало I в. н. э.) из некрополя Пантикапея в собрании Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. XLI. Античный мир. СПб., 2007. С. 321.
|