Заголовок К истории фальсификаций древнегреческой расписной керамики
Автор email robojat@gmail.com
Сведения об авторе Васько Дмитрий Сергеевич. Студент кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ
В рубрике Искусство Древнего мира и средневекового Востока
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 4045
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38); 7.061 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В статье обсуждаются несколько сосудов с поддельной росписью из собрания Курского областного краеведческого музея. Определены образцы, на которые ориентировался фальсификатор при их создании, высказано предположение о месте и времени их изготовления. Кроме того, в статье приводятся некоторые общие сведения по указанной теме, рассматриваются отдельные аспекты изготовления подделок в XIX в., в том числе освещаются способы их распознания, разработанные в то время, а также затрагивается проблема реставрации античных ваз.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Васько Д.С. К истории фальсификаций древнегреческой расписной керамики // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 40–45. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Пауль Э. Поддельная богиня. М., 1982. С. 7.
  • См.: Cook R.M. Greek painted pottery. Routledge, 1997. P. 275–312.
  • Jenkins I., Sloan K. Vases & volcanoes: Sir William Hamilton and his collection. London, 1996. P. 52.
  • Vickers M. Value and simplicity: eighteenth-century taste and the study of Greek vases // Past & present. 1987. N 116. P. 114–115.
  • Ramage N.H. Sir William Hamilton as collector, exporter, and dealer: the acquisition and dispersal of his collections // American journal of archaeology. 1990. Vol. 94, N 3. P. 474.
  • D’Hancarville P.-F. Antiquités étrusques, grecques et romaines, tirées du cabinet de M. William Hamilton. 4 vols. Naples, 1768–1776.
  • Hamilton W. Collection of engravings from ancient vases mostly of pure Greek workmanship, discovered in sepulchers in the Kingdom of the Two Sicilies but chiefl y in the neighbourhood of Naples during the couple of years 1789 and 1790, now in possession of sir W. Hamilton. 2 vols. Naples, 1791–1795.
  • Цит. по: Jenkins I. Adam Buck and the vogue for Greek vases // Th e Burlington magazine. 1988. Vol. 130. N 1023. P. 452.
  • Винкельман И.И. История искусства древности. СПб., 2000. С. 97, прим. 91.
  • См. Mango E. Vasos all’antica (fi nales del siglo XVIII – mediados del XIX) // El vaso griego y sus destinos. Madrid. 2004. P. 237–244. К примеру, в июле минувшего года на аукционе Christie’s были проданы четыре имитации, произведенные в XX в. на фабрике Б. Джустиниани в Неаполе (см.: Christie’s. 31 July 2011. Sale 7087, London, South Kensington(Th e Sunday sale). Lots 64–67).
  • Birch S. History of Ancient Pottery: Greek, Etruscan and Roman. London, 1858. P. 180.
  • В Музее Виктории и Альберта хранится гидрия инв. 4771–1859, сделанная в Неаполе в 1830–1840-х гг. по оригиналу из второй коллекции У. Гамильтона, опубликованному М.В. Тишбейном (Hamilton W. Collection of engravings… Vol. I. 1791. Pl. 2.)
  • Шувалова О.М. Реставрация античной керамики из коллекции маркиза Кампана (по материалам Эрмитажа) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 110. СПб., 2009. С. 2.
  • См. пример: Пауль Э. Поддельная богиня... С. 190–191. О реставрации см. также: Букина А.Г., Шувалова О.М. Реставрация и атрибуция чернофигурной ольпы из коллекции маркиза Кампана // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. LXIX. СПб., 2011. С. 36–48; Петракова А.Е., Борисова В.Н. Кратер с кораблями из собрания
  • Эрмитажа. К вопросу о важности научной реставрации для атрибуции памятников античной вазописи // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. LXIX. СПб., 2011. С. 49–64.
  • Чертков А.Д. Воспоминания о Сицилии. М., 1836. С. 158.
  • Ашик А.Б. Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами. Т. III. Одесса, 1849. С. 6.
  • Лишь в 1942 г. Т. Шуманну удалось получить экспериментальным путем современный черный лак (см.: Noble J.V. Th e Techniques of painted attic pottery. New-York, 1965. P. 44).
  • Энциклопедический лексикон. Т. VIII. СПб., 1837. С. 45. Так, на донце хранящегося в ГМИИ им. А.С. Пушкина чернолакового блюдца инв. II, 1, б, 577 (ранее – в РНБ, затем – в ГЭ, см.: Stephani L. Die Vasen-Sammlung der Kaiserlichen Ermitage. Sankt Petersburg, 1869. S. 178. N 1445) процарапано поддельное изображение маски. Автор выражает глубокую признательность хранителю собрания ваз и памятников из драгоценных металлов ГМИИ им. А.С. Пушкина О.В. Тугушевой за предоставленную возможность ознакомиться с этим сосудом и относящимися к нему хранительскими документами.
  • Штерн Э. О новейших подделках в области керамики на юге России // Записки Одесского общества истории и древностей. 1897. Т. 20. С. 41.
  • Вопрос о подлинности самих сосудов остается открытым – для его дальнейшего обсуждения требуется проведение термолюминесцентного анализа.
  • Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики в Курском областном краеведческом музее // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. М., 1994. С. 97–100. Рис. 1–3, 6–9, 10–11.
  • Шталь И.В. Из дискуссии к: Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики… С. 100.
  • В качестве примера подобной записи, абсолютно не совпадающей с подлинной росписью, мы можем привести керченскую пелику из Моравского музея в Брне инв. № 325 (Boháč J.M. Kerčské vázy sezřetelem k památkám v československých sbírkách. Praha, 1958. S. 71–75, 157. Obr. 33–35).
  • Ашик А.Б. Воспорское царство... Рис. II (С. 1–15); Рис. VIII (С. 20–22); Рис. XI (С. 23–24).
  • Изображения мистов отсутствуют среди рисунков ваз, опубликованных у А.Б. Ашика.
  • Ашик А.Б. Воспорское царство... Рис. XIII (пантера), Рис. XCVI (лев) (?)
  • Там же. Рис. VIII (С. 20–22); Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen. Berlin und Leipzig, 1936. S. 47. N 429.
  • Ашик А.Б. Воспорское царство... Рис. II. (С. 12–15); Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen... S. 19. N 155.
  • Ашик А.Б. Воспорское царство... Рис. XI (С. 23–24); Schefold K. Untersuchungen zu den Ketscher Vasen... S. 45. N 397.
  • Шталь И.В. Из дискуссии… С. 100.
  • Вдовиченко И.И. Античные расписные вазы из крымских музеев. Симферополь, 2003. № 49. С. 89. Там же описан поддельный килик инв. КП-1052, А-626 (№ 50).
  • Нерубенко И.П. Коллекция краснофигурной керамики... С. 97.
  • Нейхардт А.А. Послесловие // Пауль Э. Поддельная богиня… С. 222.
  • Бертье-Делагард А.Л. Подделка греческих древностей на юге России // Записки Одесского общества истории и древностей. 1896. Т. 19. С. 42–43.
  • Штерн Э. О подделке предметов классической древности // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Часть 308. С. 131.
  • Штерн Э. О новом способе подделки античных расписных ваз // Записки Одесского общества истории и древностей. 1906. Т. 26. С. 5. В Государственном Эрмитаже хранятся негативы, на которых зафиксирована пелика, украшенная похожей поддельной росписью (две женские головы напротив друг друга). Как сообщается
  • в описи (см.: Опись негативов Отдела античного мира. Л. 94. № 1498, № 1499), этот сосуд из собрания г-жи Пушкиной был предложен Эрмитажу 10.07.1919, но не был куплен.
  • Кроме вышеупомянутых еще одна пелика с поддельной росписью находится в Казани (Шталь И.В. Из дискуссии… С. 100; Бугров Д.Г., Бугрова Н.А. Коллекция античной расписной и чернолаковой керамики в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан // Вестник древней истории. 2001. № 2. С. 204–205. Рис. 4.)
  • Бильвина О.Л. Частное коллекционирование произведений античного искусства в России (вторая половина XIX – первые два десятилетия XX в.). Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения, защищенная в РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. С. 32.
  • Так, указывая на наличие поддельных керченских ваз в одной частной коллекции в Киеве, Э. фон Штерн отметил: «Сюжеты изображений на них различные, но подделки так явны, так грубы, что не знаешь, чему более удивляться: неопытной ли руке их изготовителя или неопытному взгляду их покупателя» (Штерн Э. О новом способе подделки… С. 5).
  • Шталь И.В. Из дискуссии… С. 101.