Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-45
Заголовок |
Слепое и автоматическое рисование во второй половине XX – начала XXI века: искусство Западной и Восточной Европы |
Автор |
Киселева-Аффлербах Е. И. |
email |
E.k_afb@yahoo.com |
Сведения об авторе |
Киселева-Аффлербах, Евгения Игоревна — кандидат культурологии, заведующая отделом междисциплинарных проектов. ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 119019; e.k_afb@yahoo.com; SPIN-код: 2408-1596; ORCID: 0000-0002-3290-0885 |
В рубрике |
Искусство XX века и современности |
DOI | 10.18688/aa2414-7-45 |
Год |
0 |
Номер сборника |
14 |
Страницы |
565–571 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.03 |
Индекс ББК |
85.143(3) |
Аннотация |
Рисование не глядя и другие невизуальные техники создания искусства во второй половине XX – начале XXI вв. отчетливо резонируют с авангардной критикой рационального зрения и послевоенной традицией преодоления коллективной травмы. У современных художников, переживающих аффект в связи с личными и геополитическими событиями, нередко возникает желание закрыть глаза. Данный текст имеет своей целью проследить истоки возникновения незрительных способов работы с образами в произведениях художников начала XXI века, а также сопоставить их с методами дадаистов, сюрреалистов, футуристов и других экспериментаторов начала XX века. Мы предлагаем рассмотреть, как рисунок обнаруживает связь с тактильностью и телесным взаимодействием в разные периоды, как слепое и автоматическое рисование становятся попыткой проблематизации неочевидного, отложенного смысла. Эти практики в большей степени ориентируются на многозначность зрительского прочтения, когда нет уверенности в том, что именно мы видим, и как к этому относиться. В статье приводятся примеры разных художественных стратегий использования слепоты в качестве метода создания искусства в конце XX – начале XXI вв., когда переосмысление традиционных творческих техник в том числе реализуется посредством отказа от визуального контроля и доминирования одного из способов восприятия. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Киселева-Аффлербах Е. И. Слепое и автоматическое рисование во второй половине XX – начала XXI века: искусство Западной и Восточной Европы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 565–571. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-45
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
английский |
Список цитируемой литературы |
- Alemdar M. Ambitious exhibition explores “Life, Death, Love and Justice” in Istanbul. Available at: https://www.trtworld.com/art-culture/ambitious-exhibition-explores-life-death-love-and-justice-in-istanbul-60804 (accessed 1 February 2023).
- Barker E. Envisioning Blindness in Eighteenth-Century Paris. Oxford Art Journal, 2020, vol. 43, iss. 1, pp. 91–116.
- Bulatov D. A. Vozrozhdenie modernizma. Nemetskoe iskusstvo 1945–1965 godov. Khudozhestvennaia teoriia i vystavochnaia praktika (The Revival of Modernism. German Art 1945–1965. Art Theory and Exhibition Practice). Mоscow, RIP-Kholding Publ., 2017. 440 p. (in Russian).
- Chubarov I. Kollektivnaia chuvstvennost’: teorii i praktiki levogo avangarda (Collective Sensuality: Theories and Practices of the Left Avant-Garde). Мoscow, Higher School of Economics Publ., 2014. 344 p. (in Russian).
- Deleuze J.; Guattari F. What is philosophy?. Moscow, Institute of Experimental Sociology Publ.; St. Petersburg, Aleteyya Publ., 1998. 288 p. (in Russian).
- Fleck R. Von allen Sinnen. Wahrnehmung in der Kunst. Wien, Hamburg: Edition Konturen Publ., 2016. 160 p. (in German).
- Foster H., Krauss R. Yve-Alain Bois, Benjamin Buchloh. Art since 1900: Modernism. Antimodernism. Postmodernism. London, Thames & Hudson Publ., 2016. 896 p.
- Glück G. Breugels Gemälde. Wien, Anton Schroll & Co Publ., 1932. (in German).
- Hegel G. W. F. Phenomenology of the Spirit. Moscow, Nauka Publ., 2000. 496 p. (in Russian).
- Huizinga J. Der Herbst des Mittelalters. Stuttgart, Kröner Publ., 1953. (in German).
- Kryuchkova V. A. Mimesis v epokhu abstraktsii. Obraztsy real’nosti v iskusstve vtoroi parizhskoi shkoly (Mimesis in the Age of Abstraction. Samples of Reality in the art of the Second Parisian School). Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2010. 472 p. (in Russian).
- Patsyukov V. Requiring Silence. Nashe Nasledie (Our Heritage), 2009, no. 89. Available at: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8913.php (accessed 1 February 2023) (in Russian).
- Reifman B. V. “Sightedness” and “Blindness” of the Source of Creativity (Short Reflections on the Philosophical Principles of the New European Concept of the “Unconscious”). Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury (International Journal of Cultural Studies), 2013, no. 3 (12), p. 101 (in Russian).
- Sedlmayr H. Pieter Bruegel: Der Sturz der Blinden. Idem. Epochen und Werke. Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte, vol. 1. München, Mäander Publ., 1985. (in German).
- Shukurov Sh. M. Khorasan. Territoriia iskusstva (Khorasan. Territory of Art). Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2016. 400 p. (in Russian).
- Spinoza B. On Human Slavery, or On the Forces of Affects. Ethics. St. Petersburg, Azbuka Klassika Publ., 2016. 235 p. (in Russian).
- Worringer W. Abstraktion und Einfühlung: Ein Beitrag zur Stilpsychologie. Elfte unveränderte Auflage. München, R. Piper & Co. Verlag Publ., 1921. (in German).
|