Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-40
Заголовок Оттепель и армянская живопись: страницы художественной критики 1950-х годов
Автор email lilit.sargsyan1@edu.isec.am
Сведения об авторе Саргсян, Лилит Грачьяевна — соискатель ученой степени кандидата искусствоведения. Институт искусств Национальной академии наук Республики Армения. Пр. Маршала Баграмяна, д. 24г, Ереван, Республика Армения, 0019; instart@sci.am, lilit.sargsyan1@edu.isec.am; ORCID: 0009-0004-4586-2242; Scopus ID: 58804218000.
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2414-7-40
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 510521
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.011.3 Индекс ББК 85.103(2) (5Арм)
Аннотация

. В статье впервые рассматриваются значение и особенности оттепельных преобразований в армянской живописи. Основной документальный материал почерпнут из прессы исследуемого периода, особенно художественной критики. Библиографическим материалом послужили современные, актуальные изыскания искусствоведов и критиков. Автор обращает внимание на становление новой конъюнктуры в советской живописи и, соответственно, художественной критике 1950-х гг., отвечавших хрущёвским реформам и их пропаганде, а также противостоянию армянской живописи этой конъюнктуре. Особое внимание уделяется тоталитарным методам управления искусством и их критике, ставшей возможной вследствие реформ, общим направлениям демократизации искусства, а также национальной политике в отношении искусства советских народов. В фокусе внимания автора анализ масштабной выставки армянского искусства, состоявшейся в июне 1956 г. в Москве в рамках Декады армянского искусства и литературы и, в частности, знаковых оттепельных картин, ставших откровением выставки — «Весны» Ованнеса Зардаряна и «Комитас. Последняя ночь» Саргиса Мурадяна. На их примере автор выделяет два основных направления в обновлении армянской живописи периода Оттепели: чисто художественном и тематическом. Если в первом случае армянские художники обращались к новаторским традициям общеевропейского искусства начала XX в., крепко заложенным в армянском искусстве досоветского периода (в частности — импрессионизма), то во втором случае они обращались к национально-патриотической теме через образы и сюжеты национальной истории и эпоса. Узаконенная и культивируемая уже со второй половины 1960-х гг. тема Геноцида 1915 г. стала краеугольным камнем в процессе либерализации армянского искусства. Как оттепельное веяние, своеобразно отразившееся в армянской живописи 1950–1960-х гг., на примере других картин Зардаряна и Мурадяна, отдельно рассматривается также тему молодежи, юного тела, воплощенного в ассоциативной связи с природными метафорами. Автор приходит к заключению, что возрождение армянской советской живописи после сталинских ограничений было не столько прямым следствием Оттепели, сколько продолжением исконных национальных качеств и общеевропейских традиций искусства, заложенных в дореволюционный период.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Саргсян Л. Г. Оттепель и армянская живопись: страницы художественной критики 1950-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 510–521. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-40
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Аксютин Ю., Волобуев О. ХХ съезд КПСС. Новации и догмы. — М.: Политиздат, 1991. — 224 c.
  • 2. Армянская живопись нового и новейшего времени. Основные тенденции развития. Очерк-путеводитель / Авт.-сост. Э. Гайфеджян. — Ереван: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. — 55 с.
  • 3. Бобриков А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция // Художественный журнал. — 2003. — № 51/52. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/57/article/1137 (дата обращения: 23.01.2023).
  • 4. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 320 c.
  • 5. Вайль П., Генис А. Интервенция // Иностранная литература. — 1991. — № 2. — С. 236–254.
  • 6. Выставка изобразительного искусства Армянской ССР. Живопись, скульптура, графика, декорационная живопись, прикладные искусства. Декада армянского искусства и литературы: каталог выставки / Сост. А. Бакрджян, Т. Махмурян, Е. Хачатрян. Вступл. и общ. ред. Р. Парсамян. — М.: Министерство культуры СССР, Министерство культуры Арм. ССР, Союз советских художников СССР, Союз советских художников Арм. ССР, 1956. — 118 с. (на арм. и рус. языках)
  • 7. Нерсисян А. Человек и природа. Армянская живопись второй половины XX в. — Ер.: Гаспринт, 2004. — 261 с.
  • 8.Оттепель: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Крымский Вал, 14 февраля – 11 июня 2017 / авт. cт.: Н. Л. Адаскина и др.; сост.: А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2017. — 719 с.
  • 9. Сальников В. В 60-х в СССР // ХЖ (Художественный журнал). — 2003. — № 51/52. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/57/article/1135 (дата обращения: 23.01.2023).
  • 10.Саргсян Л. Значение импрессионизма в армянской живописи ХХ в.: традиции и инновации // Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа: каталог выставки. — М.: Музей русского импрессионизма, 2017. — С. 28–35.
  • 11. Сопоцинский О. Раскрывая чувства современников // Творчество. — № 6. — 1958. — С. 17–19.
  • 12. Степанян Н. Искусство России ХХ в. Взгляд из 90-х. — М.: Эксмо-пресс, 1999. — 416 с.
  • 13. Степанян Н. Истоки тенденций в армянской живописи наших дней // Армянское советское искусство на современном этапе. — Ер., изд. АН Арм. ССР, 1987. — С. 84–103.
  • 14. Хрущев Н. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа // Искусство. — 1957. — № 5. — С. 3–13.
  • 15. Աղասյան Ա. Հայ կերպարվեստի զարգացման ուղիները XIX–XX դարերում (1828–1991). — Երևան, Ոսկան Երևանցի, 2009. — 292 Էջ.
  • 16. Զարդարյան Հ. Վարպետների օրինակով // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 5. — Էջ. 18.
  • 17. Ժանրային բազմազանությունը հրամայական պահանջ է: (Հայ նկարիչների գործերի քննարկման նյութերից) // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 7–8. — Էջ. 52–55.
  • 18. Իսահակյան Ավ. Բարի ճանապարհ // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 5. — Էջ. 3–4.
  • 19. Հայաստանի կերպարվեստագետների 5-րդ համագումարը // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 11. — Էջ. 48–49.
  • 20. Հովհաննիսյան Ռ. Սյուժեն կտավի վրա // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 6. — Էջ. 24–28.
  • 21. Յոգանսոն Բ. Պատկերը գեղնկարչության պսակն է: (Հայ նկարիչների գործերի մասին տված զեկույցից) // Սովետական արվեստ. —1956. — № 7–8. — Էջ. 35–43.
  • 22.Սարգսյան Լ․ Քաղաքականի և գեղագիտականի միջև․ հայ գեղանկարչությունը «Ձնհալի» համատեքստում // Խորհրդահայ մշակույթը. կոնցեպտը, ընկալումներն ու դրսեվորումները։ Հոդվածների ժողովածու: Կազմող, մասնագիտական խմբագիր Անտոնյան Յ, Ե․— ԵՊՀ հրատ․, 2023.
  • 23. Վաղարշյան Վ. Լուսավոր նպատակներ // Սովետական արվեստ. — 1956. — № 3. — Էջ. 3–4.
  • 24.Վիրաբյան Ա. Հայաստանը Ստալինից մինչև Խրուշչով: Հասարակական-քաղաքական կյանքը (1945–1957 թթ.). — Ե., 2001.