Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-38
Заголовок Искусство и архитектура советского авангарда в критическом наследии Виничио Паладини
Автор email babicheva.maria@yandex.ru
Сведения об авторе Бабичева, Мария Александровна — аспирант, Римский университет Тор Вергата, виа Краковия, д. 50, Рим, Италия, 00133. babicheva.maria@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-2605-3157
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2414-7-38
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 484496
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.072.3:7.038.11 Индекс ББК 85.103(2)6
Аннотация

Советский художественный авангард был объектом особого интереса со стороны Запада на протяжении межвоенных лет. Несмотря на политическую оппозицию большевистскому строю, в фашистской Италии феномен СССР изучался многосторонне, оставляя место как критике режима, так и признанию достижений советского государства. На фоне многочисленных и разнообразных по своему характеру текстов итальянских авторов межвоенных лет об искусстве советского авангарда выделяется фигура художника, архитектора и критика — Виничио Паладини. Роль Виничио Паладини, несмотря на его широкую художественную и теоретическую деятельность, вплоть до настоящего времени изучена достаточно поверхностно. Существующие исследования обычно помещают критика в контекст изучения конкретного направления или вида искусства. Однако, Паладини, родившись в Москве и симпатизируя СССР по политическим убеждениям, глубоко интересовался не только советскими живописью и архитектурой, но и искусством фотомонтажа и кинематографом. Критическое наследие Паладини об искусстве советского авангарда составляет ряд публикаций, хронологические рамки которых можно ограничить 1925–1934 гг. К ним относится брошюра 1925 г. о павильоне СССР на XIV Венецианской биеннале «Искусство в России Советов. Павильон СССР в Венеции», статья об архитектуре советского конструктивизма «Современный дух и новая архитектура в СССР», опубликованная в 1929 г. в ведущем архитектурном журнале “Rassegna di architettura”. Ряд дополняют также статьи о советском документальном кино, об искусстве фотомонтажа, опубликованные в профессиональных изданиях указанного периода Статья предлагает общий обзор и анализ публикаций Виничио Паладини на основании профессиональной прессы и архивных материалов из РГАЛИ, впервые полностью расшифрованных и переведенных на русский язык автором исследования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бабичева М. А. Искусство и архитектура советского авангарда в критическом наследии Виничио Паладини // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 484–496. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-38
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Архитектура: Работы Архитектурного факультета Вхутемаса: 1920–1927. — М.: Издание Вхутемаса, 1927. — 45 с.
  • 2. Вяземцева А.Г. “Artisti in Russia” Этторе Ло Гатто: опыт транснационального историко-искусствоведческого исследования во времена диктатур в Италии и СССР в 1920–1940-е годы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. –– СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. –– С. 758–768. –– DOI: 10.18688/aa2111-08-61
  • 3. Вяземцева А. Г., Малич К. А., Печёнкин И. Е. «Из руин и пепла…»: взаимодействие СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции в сфере архитектуры в годы Второй Мировой войны // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. –– МГУ имени М. В. Ломоносова. –– СПб.: НП-Принт, 2023. –– С. 676–686. –– DOI: 10.18688/aa2313-7-54.
  • 4. Вяземцева А. Г., Писторуис Э. Архитектура и градостроительство СССР в зарубежной печати // Советское градостроительство 1917–1941 / Под ред. Ю. Л. Косенковой. — М.: Прогресс-традиция, 2018. — Т. 2. — С. 1183–1215.
  • 5. Градостроительство в тени Сталина. Мир в поисках социалистического города в СССР. 1929–1935 / Сост. Х. Боденшатц, К. Пост; пер. с нем. Е. Ефимов, О. Титова. — Berlin: Verlaghaus Braun, 2015. — 416 c.
  • 6. Конышева Е. В. «Наша архитектура давно уже приобрела значение мировой»: международные коммуникации Союза советских архитекторов в 1930-е годы // Вестник Пермского университета. История. –– 2021. –– № 3(54). –– С. 128–140. — DOI: 10.17072/2219-3111-2021-3-128-140
  • 7. Alfieri D., Freddi L. Guida della Mostra della Rivoluzione Fascista. X Annuale. –– Firenze, 1933. — 70 p.
  • 8. Bassignana P.L. Fascisti nel Paese dei Soviet. — Torino: Bollati Boringheri, 2000. — 252 p.
  • 9. Brungardt C. On the Fringe of Italian Fascism: An Examination of the Relationship between Vinicio Paladini and the Soviet Avant- Garde. A dissertation in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, The City University of New York. — New York, 2015. — 383 p.
  • 10. Capanna A. Roma 1932. Mostra della Rivoluzione Fascista. — Torino: Testo & Immagine s.r.l., 2004. — 91 p.
  • 11. Carpi U. Bolscevico immaginista: comunismo e avanguardie artistiche nell’Italia anni Venti. — Napoli: Liguori, 1981. — 185 p.
  • 12. Lista G. Dal futurismo all’immaginismo: Vinicio Paladini. — Salerno: Il cavaliere azzurro, 1988. — 121 p.
  • 13. Materiali per l’analisi dell’architettura moderna: La prima esposizione italiana di architettura razionale. A cura di M. Cennamo. — Napoli: Fausto Fiorentino Editore, 1973. — 299 p.
  • 14. Paladini V. Arte d’avanguardia e futurismo. — Roma: La Bilancia, 1923. — 6 p.
  • 15. Paladini V. Arte nella Russia dei Soviets. Il padiglione dell’U.R.S.S. a Venezia. — Roma, Edizioni “La bilancia”, 1925. — 38 p.
  • 16. Paladini V. L’arte in Russia. // Spirito Nuovo. — 1 dicembre 1926. — No. 3. — P. 2.
  • 17. Paladini V. Un Allegro stabilimento cinematografico // Cinematografo. — 30 novembre 1927. — No. 19. S.p.
  • 18. Paladini V. Lettere dalla Russia Cinematografi – Teatri e propaganda nella Russia sovietica // Cinemalia. — 15 aprile 1928. — No. 8. — P. 23–24.
  • 19. Paladini V. Lo spirito moderno e la nuova architettura nell’U.R.S.S. // Rassegna di Architettura. — 15 marzo 1929. –– Anno I, No. 3. –– P. 100–112.
  • 20. Paladini V. Fotomontage // L’Italia Letteraria. –– 10 novembre 1929. –– No. 45. –– P. 4.
  • 21. Paladini V. La vita artistica: Note sulla Biennale Veneziana // Occidente. –– Aprile-giugno 1934. –– No. 7. –– P. 61–74.
  • 22. Paladini V. Viaggio in Russia // Il Tevere. –– 3 ottobre 1934. –– P. 3.
  • 23. Paladini V. Mosca 1934 // Il Tevere. –– 11 ottobre 1934. –– P. 3.
  • 24. Paladini V. Tre canzoni su Lenin // Quadrivio. –– 21 ottobre 1934. –– No. 52. –– P. 2.
  • 25. Paladini V. Divertimenti a Mosca // Il Tevere. — 7 novembre 1934. — P. 3.
  • 26. Quartararo R. Italia-URSS 1917–1941. I rapporti politici. — Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane, 1997. — 274 p.
  • 27. Vyazemtseva A. Architettura e arti, politica e economia: tra URSS e Italia (1910–1940). Tesi del dottorato di ricerca in Ingegneria edile: architettura e costruzione. Università degli studi di Roma “Tor Vergata”. — Roma, 2015. — 279 p.
  • 28. Zani L. L’immagine dell’URSS nell’Italia degli anni Trenta: i viaggiatori // Storia contemporanea. — Dicembre 1990. — No. 6. — P. 1197–1223.