Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-37
Заголовок |
«Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака и теория авангарда |
Автор |
Рыков А. В. |
email |
a.v.rykov@spbu.ru |
Сведения об авторе |
Рыков, Анатолий Владимирович — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; a.v.rykov@spbu.ru; SPIN-код: 5685-2244; ORCID: 0000-0002-5799-3010; Scopus ID: 57192373919 |
В рубрике |
Искусство XX века и современности |
DOI | 10.18688/aa2414-7-37 |
Год |
0 |
Номер сборника |
14 |
Страницы |
476–483 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.067 |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Скептические и прагматические концепции приобретают все большее значение в контексте интерпретации искусства авангарда. «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака рассматривается в статье как один из ключевых для понимания европейской теории искусства текстов. Прагматической концепции искусства авангарда неразрывно связана с движением теоретической мысли от маньеризма к ХIХ столетию. Хотя и романтизм, и авангард часто ассоциируются с энтузиастическими версиями культуры и искусства, нельзя исключать из поля зрения и более циничные, инструментальные стратегии в рамках данных направлений. Прежде всего обращают на себя внимание манипулятивные концепции художественной формы (признание ее относительности) и социологические концепции искусства как развлечения. «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака уникальным образом соединяет наиболее радикальные утопические и прагматические концепции романтизма. Именно поэтому он может рассматривается в качестве важного источника авангардистских прагматических стратегий. «Деструктивные» методы авангарда интерпретируются как «реалистические», предвосхищающие более поздние научные стратегии деконструкции. Институциональные и семиотические аспекты теории образа, предложенные Бальзаком, предвосхищают концепцию бесформенного Ива-Алена Буа и Розалинд Краусс. Сближение скептических концепций романтической и авангардистской культуры позволяет дать новую интерпретацию истории современного искусства. «Маньеристические» черты изощренных теоретических концепций Бальзака, Кандинского, Хуго Балля расширяют поле иконологических прочтений искусства абстракционизма и дадаизма. «Музыкальное» и бесформенное у Бальзака и Кандинского оказывается маской для глубочайшего скептицизма. С аналогичными прагматическими дискурсами можно связать и категорию фантастического у Бальзака и Хуго Балля. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Рыков А. В. «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака и теория авангарда // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 476–483. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-7-37
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Балль Х. Из книги-дневника «Бегство из времени» / Пер. В. Д. Седельника // Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — С. 397–438.
- 2. Бальзак О. Неведомый шедевр / Пер. И. Брюсовой // Бальзак О. Собрание сочинений в 24 т. Т. 19. — М.: Правда, 1960. — С. 75–103.
- 3. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г. К. Косикова, В. П. Мурат. — М.: Академический Проект, 2009. — 373 c.
- 4. Бюргер П. Теория авангарда / Пер. С. Ташкенова. — М.: V-A-C press, 2014. — 200 с.
- 5. Дамиш Ю. Теория облака. Набросок истории живописи / Пер. А. Шестакова. — СПб.: Наука, 2003. — 359 с.
- 6. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов / Пер. Н. И. Дружковой // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. В 2 т. — Т. 2. — М.: Гилея, 2001. — С. 99–252.
- 7. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Пер. С. Л. Воробьева // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Ред. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 86–111.
- 8. Раппапорт А. Тунгусский метеорит отечественного архитектуроведения. Маргиналии об А. Г. Габричевском // Искусствознание. — № 3. — 2008. — C. 96–144.
- 9. Рыков А. В. Политика авангарда. — М.: НЛО, 2019. — 204 с.
- 10. Рыков А. В. «Скептический романтизм» Эжена Делакруа. Вопросы теории искусства // Новое искусствознание. — 2022. — № 2. — С. 6–11.
- 11. Яворская Н. В. Делакруа и Бальзак // Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–ХХ веков. — М.: Советский художник, 1987. — С. 120–145.
- 12. Ямпольский М. О близком. Очерки немиметического зрения. — М.: НЛО, 2001. — 238 c.
- 13. Ashton D. A Fable of Modern Art. — Berkeley, University of California Press, 1991. — 128 p.
- 14. Belting H. The Invisible Masterpiece / Trans. by H. Atkins. — Chicago: University of Chicago Press, 2001. — 480 p.
- 15. Bois Y.-A., Krauss R. E. Formless. A User’s Guide. — New York: Zone Books, 1997. — 296 p.
- 16. Bonard O. La peinture dans la création balzacienne. Invention et vision picturale de La Maison du Chat-qui-pelote au Père Goriot. — Geneve: Droz, 1969. — 188 p.
- 17. Damisch H. Fenêtre jaune cadmium ou les dessous de la peinture. — Paris: Seuil, 1984. — 319 p.
- 18. Danto A. Introduction // Balzac H. The Unknown Masterpiece / Transl. R. Howard. —New York, New York Review of Books, 2001. — P. VII–ХХVII.
- 19. Didi-Huberman G. La Peinture incarnée. — Paris: Minuit, 1985. —169 p.
- 20. Greenberg C. Art and Culture. — London: Thames and Hudson, 1973. — 278 p.
- 21. Hauser A. The Social History of Art. — New York: Knopf, 1952. — Vol. 2. — 521 p.
- 22. Kear J. ‘Frenhofer, c’est moi’: Cézanne’s Nudes and Balzac’s Le Chef-d’oeuvre inconnu // The Cambridge Quarterly. — Vol. 35. — October, 2006. — P. 345–360.
- 23. Laubriet P. Un catéchisme esthétique: Le Chef-d’œuvre inconnu de Balzac. — Paris: Didier, 1961. — 258 p.
- 24. Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde / Transl. G. Fitzgerald. — Cambridge (Mass.), London: The Belknap Press, 1968. — 250 p.
- 25. Roberts D. The Total Work of Art in European Modernism. — Ithaca, New York: Cornell University Press, 2011. — 304 p.
- 26. Weiss P. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. — New Haven: Yale University Press, 1995. — 312 p.
- 27. Zenkin S. Le chef-d’œuvre et son modèle: Balzac et ses continuateurs // The Balzac Review / Revue Balzac, France. — 2019. — No. 2. —P. 167–207.
|