Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-9-53
Заголовок |
Современное искусство в Русском музее: к вопросу об особенностях комплектования фондов |
Автор |
Карлова А. И. |
email |
anastasia-karlova@mail.ru |
Сведения об авторе |
Карлова, Анастасия Ивановна — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник. Государственный Русский музей, Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186; anastasia-karlova@mail.ru; SPIN-код: 7678-8172; ORCID:0000-0001-9099-4691; Scopus ID: 58480274700 |
В рубрике |
Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики |
DOI | 10.18688/aa2414-9-53 |
Год |
0 |
Номер сборника |
14 |
Страницы |
634–643 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.036 |
Индекс ББК |
85.1 |
Аннотация |
Исследование посвящено принципам и особенностям фондовой работы отдела новейших течений Русского музея в контексте общемузейного подхода к комплектованию собрания современного искусства. Выделяются основные этапы его коллекционирования в Русском музее с конца XIX в. до настоящего времени. Теоретическое осмысление этих этапов позволяет рассмотривать феномен коллекционирования современного искусства в исторической перспективе. Обращение к учётно-хранительской документации и основным нормативным актам, на основании которых осуществляется фондовая работа, позволяет обозначить проблемное поле создания и бытования музейной коллекции современного искусства в XXI в. Вопросы, связанные с музеефикацией новых художественных форм и направлений, носят как теоретический характер (работы медиахудожников нередко размывают границы между понятиями «подлинника» и «копии», ставят под сомнение идею уникальности произведения), так и практический (не всегда вполне ясно, что именно подлежит сохранению в случае с работами стрит-арта: часть стены с изображением, трафарет, или, возможно, достаточно фото- и видео-документации). На примере отдельных выставочных проектов, подготовленных научными сотрудниками музея выставок («Русский музей. Дары и приобретения. Раздел новейших течений», «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» и др.), рассматривается «выставочный» метод пополнения фондов как наиболее адекватный задаче формирования музейного собрания современного искусства. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Карлова А. И. Современное искусство в Русском музее: к вопросу об особенностях комплектования фондов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 634–643. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-9-53
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Боровкова Н. В. Организация учета, хранения и распределения культурных ценностей в Петрограде-Ленинграде в 1917–1930 годах // Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий: сб. докладов всероссийской конференции. 10–12 октября 2018 г. / Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж; под ред. Я. В. Коновалова. — Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2018. — С. 23–25.
- 2. Боровский А. Д. Музей Людвига в Русском музее // Государственный Русский музей. Отдел новейших течений. 1991–2001. История. Коллекция. Выставки: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 2004. — С. 19–21.
- 3. Боровский А. Д. Отдел новейших течений // Государственный Русский музей. Отдел новейших течений. 1991–2001. История. Коллекция. Выставки: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 2004. — С. 7–14.
- 4. Боровский А. Д. Современное искусство и Русский музей // XX век в Русском музее. Живопись, скульптура 1900 – 2000 годов: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions–Graficart, 2008. — С. 53–57.
- 5. Карасик И. Н. Образование и деятельность отделения новейших течений. Из истории музея: сб. статей / под ред. Н. Н. Дубовицкой, А. Л. Саминского, А. Д. Сарабьянова. — СПб.: Изд-во Русского музея, 1995. — С. 58–80.
- 6. Карасик И. Н. Петроградский Музей художественной культуры // Музей в музее: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 1998. — С. 9–35.
- 7. Карасик И. Н. Современное искусство в Русском музее // Провинциальный музей: новые формы работы: сб. докладов конференции / Кемеровский областной музей изобразительных искусств, под ред. Л. И. Мызиной. — Кемерово: Изд-во Кемеровского областного музея изобразительных искусств, 2000. — С. 27–37.
- 8. Карлова А. И. Поколение миллениалов в петербургском искусстве: в поисках художественного языка // Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 2020. — С. 7–20.
- 9. Карлова А. И. Выставка «Поколение тридцатилетних…» в Русском музее: опыт кураторской работы // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. XII Всероссийская научно-практическая конференция, 11 февраля 2022 года: сб. тезисов докладов / Под ред. Н. Ю. Лаврешкиной. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2022. — С. 29–31.
- 10. Климов П. Ю. «Дело государственной важности» (Александр III и художественная жизнь) // Александр III. Император и коллекционер: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. – СПб.: Palace Editions, 2019. — С. 5–13.
- 11. Климов П. Ю. Дар не напрасный… // Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898–2019. Избранное: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 2020. — С. 9–17.
- 12. Круглов В. Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. Живопись, графика из собрания Государственного Русского музея: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. – СПб.: Palace Editions, 2005. – С. 21–45.
- 13. Мелла Л., Стейнберг Ч. У предела // У предела: каталог выставки / Гос. Русский музей, 14 июня – 20 августа 1996 г. — СПб.: Изд-во Русского музея, 1996. — С. 1–4.
- 14. Мусакова О. Н. У истоков коллекции живописи 1920-х – 1950-х гг. // XX век в Русском музее. Живопись, скульптура 1900–2000 годов: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions–Graficart, 2008. — С. 23– 31.
- 15. Приказ Министерства культуры Российской федерации от 23.07.2020 № 827 «Об утверждении Единых правил организации, комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и коллекций» // Официальный интернет портал цифровой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011060011 (дата обращения: 31.01.2023).
- 16. Пунин Н. Н. Общий характер выставки // Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика и скульптура: каталог выставки / Гос. Русский музей. — Л.: Гос. Русский музей, 1932. — С. 14–21.
- 17. Туркина О. В. «Территория искусства» в Русском музее. К истории выставки и проблеме реконструкции // Страницы истории отечественного искусства: сб. статей по материалам научной конференции / Гос. Русский музей, Санкт-Петербург, 2017; под ред. Е. Н. Петровой, А. А. Рудаковой. — СПб.: ЛД-ПРИНТ, 2018. — С. 262–270.
- 18. Шувалова И. Н. Произведения Сурикова в Русском музее // Василий Суриков в Русском музее: каталог выставки / Гос. Русский музей; под ред. Е. Н. Петровой. — СПб.: Palace Editions, 1998. — С. 27–105.
- 19. Yurieva T., Staniukovich-Denisova E., Ershov G. Curatorial Approaches at the Diaghilev Museum of Contemporary Art at St. Petersburg State University: Representations of Art in Synchronous and Diachronic Aspects // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 827–835. — DOI 10.18688/aa2111-08-60. — EDN RCEKSB.
|