Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-13
Заголовок Стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в контексте искусства Византии и Закавказья конца XII – первой трети XIII века
Автор email mashico@inbox.ru
Сведения об авторе Макарова, Анна Львовна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Институт архитектуры и градостроительства Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Ярославское шоссе, д. 26, Москва, Российская Федерация, 129337; старший преподаватель. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; mashico@inbox.ru; SPIN-код: 9060-3144; ORCID: 0000-0002-1262-4967; Scopus ID: 57205694786.
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2414-2-13
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 182191
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2(5) Индекс ББК 85.103(2), 85.103(3)
Аннотация

В статье анализируется стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в Ани по сохранившимся фрагментам из музея Государственного Эрмитажа (СПб). Храм был открыт в первую археологическую кампанию Н. Я. Марра 1892 г. В результате произведенных раскопок были обнаружены семьдесят два камня с живописью, три из них попали в хранение в Эрмитаж, судьба остальных на сегодняшний день неизвестна. В исследовании определяется своеобразие художественных приемов росписи церкви св. Григория, которые с одной стороны выделяют её на фоне армянских и грузинских ансамблей рубежа XII–XIII вв., а с другой — показывают стилистическую общность с византийским искусством этого времени. В росписях церкви св. Григория ощутима консервативность, они явно ориентированы на памятники более раннего времени, относящиеся к «аскетизирующему направлению», которое становится вновь актуальным в начале XIII века. В качестве ближайших аналогий фрагментам из Хачута предлагаются такие памятники как иконы из Государственной Третьяковской галереи: Спаса Нерукотворного (последняя треть XII в.) и Успения Богоматери (начало XIII в.), миниатюры грузинской рукописи (А-26, начало XIII в., Национальный центр рукописей, Тбилиси) и др. В росписях церкви св. Григория преодолеваются экспрессия и эмоциональность комниновского стиля, им свойственны созерцательность, спокойствие, что позволяет видеть памятник и в русле новой линии развития стиля начала столетия. Эталонным образцом такого искусства являются фрески церкви Богоматери в Студенице (1208–1209 гг.).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 22-18-00354, https://rscf.ru/project/22-18-00354 «Архитектура и монументальное искусство Ани как феномен мировой художественной культуры. Становление столичной школы армянского зодчества X–XIV вв.»), в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Макарова А. Л. Стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в контексте искусства Византии и Закавказья конца XII – первой трети XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 182–191. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-13
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Дрампян И. Р. К истории изучения средневековой армянской фресковой живописи // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. — 2018. — Т. 8. Вып. 2. — С. 252–257.
  • 2. Древнерусская живопись XII–XIII веков. Каталог собрания / Науч. ред. Л.В. Нерсесян. — М.: Изд-во ГТГ, 2020. — 608 с.
  • 3. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. — М.: Искусство, 1979. — 331 с.
  • 4. Васильева О. В. Грузинские рукописи в Российской национальной библиотеке. — СПб.: Изд-во РНБ, 2019. — 127 с.
  • 5. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки: [в 3 ч.]. — М.: Советский художник, 1977. — Ч. 3. Искусство XIII века. Искусство палеологовского времени. Поздневизантийский период. — 180 с.
  • 6. Казарян А. Ю., Кукина Д. А., Медведева М. В. Дело «о командировании Н. Я. Марра в Русскую Армению для производства там археологических розысканий». Первый опыт раскопок в Ани // Археологические вести. — Вып. 37. — СПб.: Институт истории материальной культуры РАН, 2022. — С. 214–227.
  • 7. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — 329 с.
  • 8. Лошкарева Е. А. Орнаменты и рельефы аркатуры церкви св. Григория (Бахтагека или Хачута) в контексте декора анийских церквей начала XIII в. // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — 2020. — № 2 (15). — С. 28–43.
  • 9. Макарова А. Л. Изучение монументальной живописи анийских памятников в конце XIX – начале XX вв. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. — С. 229–243. — DOI 10.18688/aa2313-2-18.
  • 10. Марр Н. Я. Ани. — Ереван: Армгиз,1939. — 248 с.
  • 11. Медведева М. В. Армения в работах предшественников К. Х. Кушнарёвой: судьба архива академика Н. Я. Марра // Записки ИИМК РАН. — 2022. — № 27. — С. 27–39.
  • 12. Медведева М. В. Шестнадцать Анийских кампаний Н. Я. Марра: репрезентативность фотодокументов в архивном собрании ИИМК РАН // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2023. Т. 13. — С. 213–228. — DOI 10.18688/aa2313-2-17.
  • 13. Отчет императорской археологической комиссии за 1892 год. — СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1894. — 173 с.
  • 14. Попова О. С. Пути византийского искусства. — М.: Гамма-Пресс, 2013. — 460 с.
  • 15. Скобцова Д. А. Художественные особенности фресок южной капеллы Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке // Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2014. —Т. 4 — С. 123–130.
  • 16. Сычев Н. П. Анийская церковь, раскопанная в 1892 году // Христианский Восток. — I (2). — СПб., 1912. — С. 212–219.
  • 17. Ani and Georgia. Studies. Materials / Eds. Z. Skhirtladze et al. — Tbilisi: Tbilisi State University Publishers, 2020. — Vol. 2. — 445 p.
  • 18. Georgian Manuscript Book 5th-19th centuries. On-line Album / Ed. N. Chkhikvadze. — Tbilisi: National Centre of Manuscripts Publishers, 2010. — 91 p.
  • 19. Manukyan S. The Mural Painting of medieval Armenia // Armenian Frescoes. Collection of scientific articles and materials / Ed. K. Matevosyan. — Yerevan. — 2019. — Р. 19–56.
  • 20. Thierry N. La peinture médievale arménienne // Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. — Ravenna, 1973. — P. 397–407.
  • 21. Thierry N. The Wall Paintings of Ani // Ani. Documents of Armenian Architecture / Ed. P. Cuneo. — Milan, 1984. — Vol. 12. — P. 68–71.