Заголовок | Стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в контексте искусства Византии и Закавказья конца XII – первой трети XIII века | ||||||||
Автор | Макарова А. Л. | mashico@inbox.ru | |||||||
Сведения об авторе | Макарова, Анна Львовна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Институт архитектуры и градостроительства Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Ярославское шоссе, д. 26, Москва, Российская Федерация, 129337; старший преподаватель. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мясницкая ул., д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000; mashico@inbox.ru; SPIN-код: 9060-3144; ORCID: 0000-0002-1262-4967; Scopus ID: 57205694786. | ||||||||
В рубрике | Византийское и восточнохристианское искусство | DOI | 10.18688/aa2414-2-13 | ||||||
Год | 0 | Номер сборника | 14 | Страницы | 182–191 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.033.2(5) | Индекс ББК | 85.103(2), 85.103(3) | ||||
Аннотация |
В статье анализируется стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в Ани по сохранившимся фрагментам из музея Государственного Эрмитажа (СПб). Храм был открыт в первую археологическую кампанию Н. Я. Марра 1892 г. В результате произведенных раскопок были обнаружены семьдесят два камня с живописью, три из них попали в хранение в Эрмитаж, судьба остальных на сегодняшний день неизвестна. В исследовании определяется своеобразие художественных приемов росписи церкви св. Григория, которые с одной стороны выделяют её на фоне армянских и грузинских ансамблей рубежа XII–XIII вв., а с другой — показывают стилистическую общность с византийским искусством этого времени. В росписях церкви св. Григория ощутима консервативность, они явно ориентированы на памятники более раннего времени, относящиеся к «аскетизирующему направлению», которое становится вновь актуальным в начале XIII века. В качестве ближайших аналогий фрагментам из Хачута предлагаются такие памятники как иконы из Государственной Третьяковской галереи: Спаса Нерукотворного (последняя треть XII в.) и Успения Богоматери (начало XIII в.), миниатюры грузинской рукописи (А-26, начало XIII в., Национальный центр рукописей, Тбилиси) и др. В росписях церкви св. Григория преодолеваются экспрессия и эмоциональность комниновского стиля, им свойственны созерцательность, спокойствие, что позволяет видеть памятник и в русле новой линии развития стиля начала столетия. Эталонным образцом такого искусства являются фрески церкви Богоматери в Студенице (1208–1209 гг.). Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 22-18-00354, https://rscf.ru/project/22-18-00354 «Архитектура и монументальное искусство Ани как феномен мировой художественной культуры. Становление столичной школы армянского зодчества X–XIV вв.»), в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Макарова А. Л. Стиль росписей церкви св. Григория (Хачута) в контексте искусства Византии и Закавказья конца XII – первой трети XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 182–191. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-13 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|