Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-10
Заголовок Иконографическая программа Кылычлар килисе и ее место в византийской традиции постиконоборческого периода
Автор email vlaria01@mail.ru
Сведения об авторе Владимирова, Дарья Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; vlaria01@mail.ru; SPIN-код: 2786-8597; ORCID: 0000-0003-1044-9664
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2414-2-10
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 133150
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2, 7.046.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

. В работе рассматривается иконографическая программа каппадокийской пещерной церкви Кылычлар в контексте византийской монументальной живописи IX–XI веков. Анализ программных особенностей Кылычлар килисе, отражающих столичное влияние, позволяет приблизиться к пониманию некоторых важнейших процессов, происходивших в византийской храмовой декорации в IX–X веках, о которых в самом Константинополе не осталось свидетельств. Так, в декорации верхней зоны Кылычлар килисе были объединены, вероятно, два известных столичной традиции способа декорации куполов многоглавых церквей. В апсиде жертвенника Кылычлар представлена одна из самых ранних композиций «Евхаристии» в византийской монументальной живописи. В евангельском цикле Кылычлар впервые из известных нам византийских памятников читаются две смысловые зоны: верхняя с наиболее важными евангельскими событиями и нижняя, сюжеты которой дополняют или комментируют композиции верхнего яруса. Эти и другие программные особенности Кылычлар килисе получат развитие в византийской традиции XI–XII веков.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Владимирова Д. В. Иконографическая программа Кылычлар килисе и ее место в византийской традиции постиконоборческого периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 133–150. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-10
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Виноградов А. Ю. Циклы храмовых росписей VII–IX веков по данным агиографии // Материалы IX международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», — Санкт-Петербург, Россия, 26–31 октября 2020. URL: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020/324-2020-eastern-christian-art.html (дата обращения: 17.11.22).
  • 2. Захарова А. В. Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. — СПб.: НП-Принт, 2014. — С. 109–122. — EDN UHGCIL.
  • 3. Захарова А. В. Формирование иконографической программы византийского храма: взгляд с приграничных территорий // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 262–274. — DOI 10.18688/aa199-2-24. — EDN RUPYCD.
  • 4. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI веков // Лазарев В. Н. Византийская живопись: сборник статей. — М.: Наука, 1971. — C. 96–109.
  • 5. Лидов А. М. Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после схизмы 1054 г. // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990) [т. 21]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 155–177.
  • 6. Лидов А. М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство: сборник статей / Ред.-сост. А.М. Лидов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. — C. 17–35.
  • 7. Мейендорф П. И. Вступительная статья // Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. — М.: Мартис, 1995. — С. 27–30.
  • 8. Миљковић-Пепек П. Велjуса: Манастир св. Богородица Милостива во селото Велjуса краj Струмица. — Скопjе: Факултет за философско-историски науки на универзитетот «Кирил и Методиj», 1981. — 320 c.
  • 9. Сарабьянов В. Д. Евангельское повествование в программе росписей Софии Киевской // Искусство христианского мира: сборник статей. — Вып. 10. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — С. 201–217.
  • 10. Сарабьянов В. Д. Образ священства в росписях Софии Киевской. Часть I. Программа Софийского собора и византийская традиция послеиконоборческого периода // Искусствознание. — 2011. — № 3–4. — С. 15–52. — EDN OWAQVB.
  • 11. Сарабьянов В. Д. Страстной цикл Софии Киевской и иконография страстей Господних в византийском искусстве IX–XI в. // Византийский временник. — 2010. — Т. 69 (94). — С. 279–298. — EDN PIGFRD.
  • 12. Сарабьянов В. Д., Попова О. С. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. — М.: Гамма-пресс, 2017. — 503 c. — EDN WAQUPR.
  • 13. Сарабьянов B. Д. Мозаическая декорация Софии Киевской: византийская формула в древнерусской традиции // Искусствознание. — 2008. — № 2. — С. 5–43. — EDN JKAKXR.
  • 14. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. — СПб.: Алетейя. 2000. — 160 с.
  • 15. Brenk B. Zum Bildprogramm der Zenokapelle in Rom // Archivo Español de Archeologia. — 1974. — Т. 45–47. — P. 213–221.
  • 16. Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth Century Byzantium. Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1999. — 489 p.
  • 17. Cave J. The Byzantine Wall Paintings of Kılıçlar kilise: Aspect of Monumental Decoration in Cappadocia. [Unpublished Ph. D. Thesis]. — The Pennsylvania State University, 1984. — 369 p.
  • 18. Chatzidakis N. Hosios Loukas (Byzantine Art in Greece: Mosaics — Wall Paintings). — Athens: Melissa, 1997. — 94 p.
  • 19. Connor C. L. Saints and Spectacle: Byzantine Mosaics in Their Cultural Settings. — New York: Oxford University Press, 2016. — 212 p.
  • 20. Cormack R. Byzantine Cappadocia: The Archaic Group of Wall-Paintings // Journal of the Archaeological Association. 3rd series. — 1967. — Vol. 30. — P. 19–36.
  • 21. Cormack R. The Mother of God in the Mosaics of Hagia Sophia at Constantinople // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. — Milano: Skira, 2000. — P. 107–123.
  • 22. Ćurčić S. Architectural Reconsideration of the Nea Ekklesia // Byzantine Studies Conference Abstracts. — 1980. — Vol. 6. — P. 11–12.
  • 23. Daskas B., Gargova F., Mullett M., Ousterhout R. The Holy Apostles: Visualizing a Lost Monument: the Underwood Drawings from the Image Collections and Fieldwork Archives. — Washington DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2015. — 44 p.
  • 24. De Jerphanion G. Une nouvelle province de l’art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. — Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner. — T. 1, 1925. — 615 p.; T. 2, 1936. — 538 p.
  • 25. Demus О. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. — London: Paul, Trench, Trubner, 1948. — 97 p.
  • 26. Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Vol. 1: The Eleventh and Twelfth Centuries. — Chicago, London: The University of Chicago Press, 1984. — 495 p.
  • 27. Der Nersessian S. Le décor des églises du IX siècle // Actes du VIe Congrès international d’Études byzantines. — Paris, 1948. — Paris: École des Hauts Études, 1951. — T. II. — P. 315–320.
  • 28. Epstein A. W. The Fresco Decoration of the Column Churches, Göreme Valley, Cappadocia. A Consideration of Their Chronology and Their Models // Cahiers archéologiques, 1980–1981. — Vol. 29. — P. 27–45.
  • 29. Giordani E. Das mittelbyzantinische Ausschmückungssystem als Ausdruck eines hieratischen Bildprogramms // Jahrbuch der österreichischen byzantinischen Gesellschaft. — 1951. — Bd 1. — S. 103–134.
  • 30. Goldschmidt A., Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des X.–XIII. Jahrhunderts. Bd 2: Reliefs. — Berlin: Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 1934. — 96 S.
  • 31. Hirsch S., Goll J. Müstair, Catalogo delle pitture parietali carolinge e romaniche // Goll J., Exner M., Hirsch S. Müstair. Le Pitture Parietali Medievali nella Chiesa dell’Abbazia. Patrimonio Mondiale dell’UNESCO. — Zürich: Verlag Neue Zürcher Zeitung, 2007. — P. 115–261.
  • 32. Işler B., Kadiroğlu M. Gürcü sanatının ortaçağı. — Ankara: Bilgin Kültür Sanat, 2010. — 263 s.
  • 33. James L. (ed.). Constantine of Rhodes, On Constantinople and the Church of the Holy Apostles. With a new edition of the Greek text by I. Vassis. — Farnham: Ashgate, 2012. — 250 p.
  • 34. Jenkins R., Mango C. The Date and Significance of the Tenth Homily of Photius // Dumbarton Oaks Papers. —1956. — Vol. 9. — P. 123–140.
  • 35. Jolivet-Lévy C. La Cappadoce. Un siècle après G. de Jerphanion — Paris: Éditions Geuthner, 2015. — T. I. — 382 p.; T. II — 283 pl.
  • 36. Jolivet-Lévy C. Études Cappadociennes. — London: The Pindar Press, 2002. — 544 p.
  • 37. Jolivet-Lévy C. La Cappadoce Médiévale. Images et Spiritualité. — Paris: Zodiaque, 2001. — 400 p.
  • 38. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. — Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1991. — 391 p.
  • 39. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image. — Princeton: Princeton University Press, 1986. — 263 p.
  • 40. Kitzinger E. Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm // Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongress, München, 1958. — Bd 4. — München: Beck, 1958. — S. 1–50.
  • 41. Kitzinger E. Reflections on the Feast Cycle in Byzantine Art // Cahiers archéologiques. 1988. — T. 36. — P. 51–73.
  • 42. Kostof S. K. Marcell Restle, Byzantine Wall Painting in Asia Minor (review) // The Art Bulletin. — 1970. — Vol. 52. No. 1. — P. 88–94.
  • 43. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — New Haven, London: The Yale University Press Pelican History of Art Series, 1986. — 553 p.
  • 44. Lafontaine-Dosogne J. L’église rupestre dite Eski Baca kilisesi et la place de la Vierge dans les absides cappadociennes // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. — 1972. — Bd 21. — P. 163–178.
  • 45. Lafontaine-Dosogne J. Théophanie-Visions auxquelles participent les prophètes dans l’art byzantin après la restauration des images // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l’Antiquité et du Moyen Age. Recueil d’études par André Grabar et un groupe de ses disciples. — Paris: C. Klincksieck, 1968. — P. 134–143.
  • 46. Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. — Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1962. — 145 p.
  • 47. Mango C. The Art of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1972. — 272 p.
  • 48. Mango C., Hawkins E. J. W. The Apse Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Report on Work Carried out in 1964 // Dumbarton Oaks Papers. — 1965. — Vol. 19. — P. 115–151.
  • 49. Morey C. R. Notes on East Christian Miniatures // Art Bulletin. — 1929. — Vol. 11. — P. 53–92.
  • 50. Nagatsuka Y. Essai sur les programmes iconographiques des églises rupestres de Cappadoce // Balkan and Asia Minor Studies. — 1984. — T. 10. — P. 1–40.
  • 51. Nordhagen P. J. The Absent Ruler. Reflections on the Origin of the Byzantine Domed Church and its Pictorial Decoration // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. — Rome: Bardi Editore, 2001. — Vol. 1. — P. 319–336.
  • 52. Panayotidi M. L’église rupestre de la Nativité dans l’île de Naxos. Ses peintures primitives // Cahiers archéologiques. — 1974. — T. 23. — P. 107–120.
  • 53. Panayotidi M. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. — 1984. — T. 34. — P. 75–108.
  • 54. Papadopoulos K. Die Wandmalereien des XI. Jahrhunderts in der Kirche Παναγία των Χαλκέων in Thessaloniki. — Graz-Köln: Verlag H. Böhlau, 1966 — 120 S.
  • 55. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. — Recklinghausen: Verlag Aurel Bongers, 1967. — Bd 1, 242 S. — Bd 2, 20 S., 301 Abb. — Bd 3, 17 S., 554 Abb.
  • 56. Restle M. Zwei Höhlenkirchen im Hacı İsmail dere bei Ayvalı // Jahrbuch der Österreischischen Byzantinistik. — 1973. — Bd 22. — S. 251–279.
  • 57. Schwartz E. M. Das Lektionar von St. Petersburg: vollständige Faksimile-Ausgabe im Originalformat des Codex gr. 21, gr. 21 a der Russischen Nationalbibliothek in St. Petersburg. — Graz: Akademische Druck und Verlagsanstalt, 1994. — Bd 1, 15 fols. — Bd 2, 42 S.
  • 58. Sinkevic I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2000. — 209 p.
  • 59. Skawran K. M. The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria: University of South Africa, 1982. — 206 p.
  • 60. Speck P. Ein Heiligenbilderzyklus im Studios-Kloster um das Jahr 800 // Actes du 12e Congrès international d’etudes byzantines. Ohride, 1961. — Belgrade: Naučno Delo, 1964. — T. 3. — P. 333–344.
  • 61. Stallman-Pacitti C. (ed.). The Life of Saint Pankratios of Taormina: Greek Text, English Translation and Commentary. — Leiden; Boston: Brill. — 2018. — 526 p.
  • 62. Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. —Nicosia: A. G. Leventis Foundation, 1997. — 527 p.
  • 63. The Greek Anthology / English trans. W. R. Paton. — London: William Heinemann, 1916. — Vol. 1. — 530 p.
  • 64. The Holy Apostles: A Lost Monument, a Forgotten Project, and the Presentness of the Past / ed. by M. Mullett and R. G. Ousterhout; with appendixes prepared by F. Gargova. — Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2020. — 448 p.
  • 65. Thierry N. A propos de l’Ascension d’Ayvalı kilise et de celle de Sainte-Sophie de Salonique // Cahiers archéologiques. — 1965. — T. 15. — P. 145–154.
  • 66. Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen Âge. — Turnhout: Brepols Publ., 2002. — 316 p.
  • 67. Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. — London: Variorum, 1982. — 279 p.
  • 68. Wharton Epstein A. Tokali kilise. Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. — Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1986. — 90 p.
  • 69. Wolska­Conus W. Un programme iconographique du patriarche Tarasios? // Revue des études byzantines. — 1980. — T. 38. — P. 247–254.
  • 70. Woodfin W. T. A Majestas Domini in Middle Byzantine Constantinople // Cahiers archéologiques. — 2003–2004. — T. 51. — P. 45–53.