Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-8
Заголовок Образы Богоматери Царицы в римской живописи VIII века
Автор email m.lidova@inslav.ru
Сведения об авторе Лидова, Мария Алексеевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Центр междисциплинарных исследований славянской книжности, Институт Славяноведения РАН, Ленинский пр., 32а, Москва, Российская Федерация, 119991. m.lidova@inslav.ru; SPIN-код: 5544-2776; ORCID: 0000-0002-4767-6644; Scopus ID: 57190836011
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2414-2-8
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 113122
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2(45) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена исследованию иконографического извода, представляющего Богоматерь в царских одеяниях и известного как Мария Регина. Данная иконография была широко распространена на Западе и крайне редко встречается в восточной части Византийской империи. Несмотря на это, нельзя исключить возможность возникновения рассматриваемой художественной темы на центральных территориях византийского мира и даже в самом Константинополе. В пользу данного предположения свидетельствует близость царских одеяний в ранних изображениях Марии Регины из церкви Санта Мария Антиква, на иконе из церкви Санта Мария ин Трастевере и в мозаичной декорации оратория Иоанна VII (705–707) элементам византийского императорского костюма, а также следование распространённым на востоке композиционным принципам императорского портрета. На протяжение VIII в. тема Богоматери Царицы получила в живописи Рима новое развитие, что засвидетельствовано в нескольких близких по иконографии памятниках, таких как образ в нижней церкви Сан Клементе, в церкви Санта Сусанна и в базилике Санта Мария Антиква. В статье были детально проанализированы наиболее важные примеры данной иконографии VIII в., и показано их принципиальное отличие от более ранних изображений Богоматери Царицы. Важно, что изменения коснулись не только общей трактовки образа, но и проявились в смене местоположения и функционального предназначения изображений Марии Регины внутри храмового пространства. Комплексное изучение этих памятников позволило продемонстрировать эволюцию художественной темы Богоматери Царицы не только в сторону большего обобщения, но и упрощения присущей ей первоначально сложной образности, что могло быть прямым следствием постепенной утраты связей этого иконографического извода с предопределившей его появление византийской традицией.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-012-41005 «Иерусалим и малоизвестные апокрифы в славянских переводах: текстология, источники, доктрины».

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лидова М. А. Образы Богоматери Царицы в римской живописи VIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 113–122. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-2-8
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук. — 1914. — Т. 1 — 387 c. (переизд. 1998.)
  • 2. Лидова М. А. Ораторий Иоанна VII в базилике святого Петра в Риме // Вестник Московского Университета. — 2009. — Сер. 8. — № 5 — С. 61–80. — EDN KYRYYF.
  • 3. Лидова М. А. Икона из римской базилики Санта Мария в Трастевере в контексте ранневизантийской культуры // Византийский Временник. — 2009. — Т. 68. — С. 203–218. — EDN PIFHNV.
  • 4. Лидова М. А. Монументальные иконы в ранневизантийском искусстве: Богоматерь Оранта из оратория Иоанна VII (705–707) // Труды Государственного Эрмитажа. — 2015. — Т. LXXIV. — С. 14–34.
  • 5. Лидова М. А. Росписи Адриана I в церкви Санта Мария Антиква в Риме // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2024. — № 55. — С. 9–26.
  • 6. Acconci A. Note sulla decorazione pittorica altomedievale del nartece pelagiano di San Lorenzo fuori le mura // Ecclesiae Urbis / A cura di F. Guidobaldi, A. G. Guidobaldi. — Vol. III. — Vatican: PIAC, 2002. — P. 1789–1812.
  • 7. Andaloro M. La datazione della tavola di S. Maria in Trastevere // Rivista dell’Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell’Arte. — 1975 (1972‒1973). — Vol. XIX–XX. — P. 139–215.
  • 8. Andaloro M. I mosaici parietali di Durazzo e dell’origine costantinopolitana del tema iconografico di Maria Regina // Studien zur spätantiken und byzantinischen Kunst / Hrsg. O. Feld — Bd III. — Bonn: Habelt, 1986. — P. 103–112.
  • 9. Andaloro M. I dipinti murali depositati nel sarcofago nell’area di S. Susanna a Roma // 1983‒1992: dieci anni di archeologia cristiana in Italia. Atti del VII Congresso Nazionale di Archeologia Cristiana / A cura di E. Russo. — Cassino: L’Erma, 2003. — P. 377–383.
  • 10. Atlante. La pittura Medievale a Roma: 312–1431. Percorsi visivi / A cura di M. Andaloro. — Milano: Jaca Book, 2006. — 325 p.
  • 11. Ballardini A., Pogliani P. A reconstruction of the oratory of John VII (705‒7) // Old Saint Peter’s, Rome / Eds. J. Osborne, R. McKitterick, C.M. Richardson, J. Story. — Cambridge: CUP, 2013. — P. 190–213.
  • 12. Belting H. Eine Privatkapelle im frühmittelalterlichen Rom // Dumbarton Oaks Papers. — 1987. — Vol. 41. — P. 55–69.
  • 13. Bertelli C. La Madonna di Santa Maria in Trastevere. — Roma: Bertelli, 1961. — 137 p.
  • 14. Bonanni A. Scavi e ricerche in S. Susanna a Roma. Le fasi paleocristiane e altomedievali // 1983‒1992: dieci anni di archeologia cristiana in Italia. Atti del VII Congresso Nazionale di Archeologia Cristiana / A cura di E. Russo. — Cassino: L’Erma, 2003. — P. 359–373.
  • 15. Bordi G. Santa Maria Antiqua. Prima di Maria Regina // L’officina dello sguardo. Scritti in onore di Maria Andaloro / A cura di G. Bordi et al. — Vol. I. — Roma: Gangemi, 2014.— P. 285–290.
  • 16. Bordi G. The Apse Wall of Santa Maria Antiqua (IV–IX centuries) // Santa Maria Antiqua. The Sistine Chapel of the Early Middle Ages / Eds. E. Rubery, G. Bordi, J. Osborne. — Turnhout: Harvey Miller Publ., 2021. — P. 387–422.
  • 17. Costambeys M. Pope Hadrian I and Santa Maria Antiqua: Liturgy and Patronage in the Late Eighth Century // Santa Maria Antiqua. The Sistine Chapel of the Early Middle Ages / Eds. E. Rubery, G. Bordi, J. Osborne. — Turnhout: Harvey Miller Publ., 2021. — P. 373–383.
  • 18. Grüneisen W. de. Sainte Marie Antique. — Roma: Bretschneider, 1911. — 629 p.
  • 19. Labatt A. M. Emerging Iconographies of Medieval Rome: A Laboratory of Images in Eighth and Ninth centuries. — Lanham: Lexington books, 2019. — 347 p.
  • 20. Lawrence M. Maria Regina // Art Bulletin. — 1925. — Vol. 7. — P. 150–161.
  • 21. Lidova M. The Earliest Images of Maria Regina in Rome and the Byzantine Imperial Iconography // Niš and Byzantium. — 2010. — Vol. VIII. — P. 231–243.
  • 22. Lidova M. The Imperial Theotokos: Revealing the Concept of Early Christian Imagery in Santa Maria Maggiore in Rome // Convivium. — 2015 — Vol. II/2. — P. 60–81.
  • 23. Lidova M. Empress, Virgin, Ecclesia. On the Perception of the Icon of Santa Maria in Trastevere in the Early Byzantine Context // IKON. — 2016. — Vol. 9. — P. 109–128.
  • 24. Lidova M. Maria Regina on the “palimpsest wall” in S. Maria Antiqua in Rome. Historical Context and Imperial Connotations of the Early Byzantine image // Iconographica. — 2017. — Vol. 16. — P. 9–25.
  • 25. Nordhagen P.J. The Earliest Decorations in Santa Maria Antiqua and their Date // Acta ad archeologiam et artium historiam pertinentia. — 1962. — Vol. I. — P. 53–72.
  • 26. Nordhagen P.J. The Mosaics of John VII (705–707 A.D.) // Acta ad archeologiam et artium historiam pertinentia. — 1965. — Vol. 2. — P. 121–166.
  • 27. Nilgen U. Eine neu aufgefundene Maria Regina in Santa Susanna, Rom. Eine römisches Thema mit Variationen // Bedeutung in den Bildern. Festschrift für Jörg Traeger zum 60. Gerburtstag / Hrsg. G. Schüssler. — Regensburg: Schnell + Stener, 2002. — S. 231–245.
  • 28. Osborne J. Early medieval painting in S. Clemente, Rome: the Madonna and Child in the Niche // Gesta. — 1981. — Vol. 20. — P. 299–310.
  • 29. Osborne J. The Atrium of S. Maria Antiqua, Rome: A History in Art // Papers of the British School at Rome. — 1987. — Vol. 55. — P. 186–223.
  • 30. Osborne J. The Cult of Maria Regina in Early Medieval Rome // Acta ad archeologiam et artium historiam pertinentia. — 2008. — Vol. 21 — P. 95–106.
  • 31. Osborne J. Rome in the Eighth Century: A History in Art. — Cambridge: CUP, 2020. — 291 p.
  • 32. Teteriatnikov N. For whom is Theodotus praying? An interpretation of the program of the private chapel in S. Maria Antiqua // Cahiers Archéologiques. — 1993 — Vol. 41. — P. 37–46.
  • 33. Themelly A. Sulle immagini di Maria Regina a Roma nell’VIII secolo // Romanobarbarica. — 2006. — No. 19. — P. 291–304.
  • 34. Van Dijk A. The Oratory of Pope John VII (705–707) in Old St. Peter’s (PhD diss.). — Baltimore, 1995. — 467 p.
  • 35. Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jahrhundert. — Freiburg: Herder, 1916. — 512 p.