Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-59
Заголовок Монументальная живопись поствизантийской Македонии. Общие замечания и перспективы изучения
Автор email maksimonufrienko@icloud.com
Сведения об авторе Онуфриенко, Максим Олегович — научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ, филиал ЦНИИП «Минстроя России»), ул. Душинская, 9, Москва, Российская Федерация, 111111; преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Ленинские горы д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; maksimonufrienko@icloud.com; SPIN-код 8197-0762; ORCID 0000-0003-4756-83095; Scopus ID: 57220954526
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2414-10-59
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 748764
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046 Индекс ББК 85.146.15
Аннотация

Статья посвящена исследованию поствизантийской живописи Македонии в период с конца XV до начала XVIII века. С конца XV в. влияние северогреческих мастеров в искусстве Македонии становится доминирующим. Мастера из сел Линотопи и Граммоста развили свой стиль, основанный на поздневизантийской живописи: углубленное пространство и скульптурность сменились более декоративным подходом, акцентом на орнаменты и локальные цвета. Эти художники стали главной художественной силой на территории Македонии, их стилистические установки определяли вкус заказчиков и формировали локальную художественную традицию. Манера живописи славянских художественных артелей, по сути, растворилась в северогреческой живописи, так что работы славянских мастеров не отличаются от работ касторийско-линотопских художников. Общий кризис искусства в первой половине XVII в., связанный с однообразием и тиражированием устоявшихся стилистических формул, стимулировал художников к поиску новых решений. Примером может служить использование западноевропейских гравюр, что обогатило местный художественный язык и подготовило его к более тесному взаимодействию с западной культурой в будущем. В первой половине XVIII в., когда на Балканах начали формироваться новые барочные художественные тенденции и центром православного искусства стал Афон, местная художественная традиция угасает. Этот период также совпал с упадком влияния Охридской архиепископии, утратившей статус одного из главных церковных центров.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №20-18-00294-П в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства — филиале ЦНИИП Минстроя России.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Онуфриенко М. О. Монументальная живопись поствизантийской Македонии. Общие замечания и перспективы изучения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 748–764. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Веленис Г.М. Хетероjезичке сликарске радионице и билингвални сликари // ΣΥΜΜΕΙΚΤΑ: Зборник радова поводом четрдесет година Института за историју уметности Филозофског факултета Универзитета у Београду. — Београд, 2012. — С. 211–226.
  • 2. Геров Г. «О Тебе радуется» в балканската живопис XV–XVIII вв. // Древнерусское искусство. Балканы, Русь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 220–228.
  • 3. Гогановић В. Циклус Богородичиног акатиста у припрати манастира Ново Хопово и његово иконографско порекло // Зборник за ликовне уметности Матице српске. (в печати).
  • 4. Грозданов Ц. Композицијата на Седмочислениците во живописот од XVII–XVIII век // Годишен зборник на Филозофскиот факултет. — 1979/80. — № 5–6 (31–32). — С. 163–169.
  • 5. Грозданов Ц. Исус Христос цар над царевима у живопису Охридске архиепископиjе од ХV до ХVІІ века // Зограф. — 1998–1999. — № 27. — С. 151–160.
  • 6. Грујић М.Р. Скопска митрополија. Историски преглед до обновљења Пећке патријаршије 1920 г. — Скопље, 1933. — 254 с.
  • 7. Гугољ Б.М. Манастир Ново Хопово: историја и архитектура (Докторска дисертација). — Београд, 2014. — 216 с.
  • 8. Дионисий, иером. Великая Лавра // Православная энциклопедия. — Т. 7. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 380–404.
  • 9. Живковић М. Свети Сисоје над гробом Александра Великог. Једна монашка тема поствизантијске уметности и њени примери у српском сликарству XVII века // Зборник радова Византолошког института. — 2013. — № 50. — С. 913–940.
  • 10. История иконописи. Истоки. Традиция. Современность. VI–XX века. — М.: Арт-БМБ, 2002. — 288 с.
  • 11. Колушева М. Църквата «Успение Богородично» в Зерват, Албания // Проблеми на изкуството. — 2018. — №1. — С. 59–74.
  • 12. Кунева Ц. Към въпроса за хронологичните и териториални рамки на костурския художествен кръг от XV—XVI век // Проблеми на изкуството. — 2018. — №1. — С. 25–35.
  • 13. Лосева О.В. Варлаама мужской монастырь во имя всех святых // Православная энциклопедия. — Т. 6. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 609–610.
  • 14. Матић М. Српски иконопис у доба обновљене Пећке патријаршије: 1557–1690. — Београд: Музеј Српске православне цркве, 2017. — 603 с.
  • 15. Медаковић Д. Богородица «Живоносни Источник» у српскоj уметности // Зборник радова Византолошког института. — 1958. — № 5. — С. 203–217.
  • 16. Митриевски Н. Манастирот Слепче кај Прилеп: историја и живопис. — Скопје: Матица македонска, 2002. — 164 с.
  • 17. Митриевски Н. Фреско-живописот во Пелагонија од средината на XV до крајот на XVIII век. — Скопје: Македонcка академија на науките и уметностите, 2009. — 360 с.
  • 18. Николиќ-Новаковиќ Ј. Живописот во црквата Св. Атанасиј Александриски во Журче. — Скопје, 2003. — 195 с.
  • 19. Николовски Д. Манастир Зрзе. — Скопје, 2016. — 36 с.
  • 20. Онуфриенко М.О. «Небесная литургия» в монументальной живописи Македонии XV–XVI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 10. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 833–835. — DOI 10.18688/aa200-7-76. — EDN QUTPDI.
  • 21. Онуфриенко М. Развноврстност стилова зидног сликарства северних делова Македоније прве четвртине XVII века // Зограф. — 2023. (В печати)
  • 22. Петковић С. Српска уметност у XVI и XVII веку. — Београд: Српска књижевна задруга, 1995. — 382 с.
  • 23. Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани / отв. ред. Л.М. Евсеева. — Афины: Домос, 1995. — 563 с.
  • 24. Пътища на балканските зографи / под ред. Б. Пенковой. — София, 2020. — 280 с.
  • 25. Расолкоска-Николовска З. Творештвото на сликарот Онуфриј Аргитис во Македонија // Зборник за средновековна уметност. Музеј на Македонија. — №3. — 2001. — С. 126–154.
  • 26. Серафимова А. Спахиу Ј. Нова власт — друга вера. Прилог проучавању исламских утицаја на поствизантијску уметност // Саопштења. — 2013. — № 45. — С. 165–178.
  • 27. Снегаров И. История на Охридската архиепископия. Т. 2. От падането и под турците до нейното унищожение (1394–1767). — София: Проф. Марин Дринов, 1995. — 364 с.
  • 28. Спахиу-Јанчевска Ј. Црквата свети Никола во Топличкиот манастир. — Скопје: Центар за културно и духовно наследство, 2021. — 463 с.
  • 29. Суботић Г. Охридска сликарска школа XV века. — Београд: Институт за историју уметности, Филозофски факултет, 1980. — 237 с.
  • 30. Суботић Г. Костурска сликарска школа. Наслеђе и образовање домаћих Радоница // Глас САНУ. Одељење историјсикх наука. — 1998. — №19. — С. 109–139.
  • 31. Тричковска J. Некои аспекти на црковната уметност на Балканот од XVIII и XIX век. Традиција и влијанија // Патримониум МК. — 2018. — №16. — С. 327–352.
  • 32. Чешмеджиев Д. Охридская архиепископия // Православная энциклопедия. — Т. 53. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. — С. 600–607.
  • 33. Elsie R. Historical Dictionary of Albania. — Lanham, Toronto, Plymouth: The Scarecrow Press, Inc, 2010. — 533 p.
  • 34. Puzanova V. Mbi artin bizantin dhe post-bizantin shqiptar. — Tiranë: Shtëpia botuese «55», 2005. — 319 f.
  • 35. Schiemenz P.G. Every Tongue Should Confess that Jesus Christ is Lord. — Books on Demand, 2018. — 218 p.
  • 36. Serafimova A. Medieval Painting in Macedonia (9th–18th Centuries). — Skopje, 2000. — 125 p.
  • 37. Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Η εικόνα «Ἐπὶ σοὶ χαίρει» του Βυζαντινού Μουσείου Αθηνών και η κρητική εικονογραφία // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. — 2015. — T. 36. — Σ. 157–172.
  • 38. Γούναρης Γ.Γ. Οἱ τοιχογραφίες τῶν ῾Αγίων ᾿Αποστόλων και τῆς Παναγίας Ρασιώτισσας στὴν Καστοριά. — Θεσσαλόνικη, 1980. — 256 σ.
  • 39. Δρακοπούλου Ε. Η πόλη της Καστοριάς τη βυζαντινή και μεταβυζαντινή εποχή (12ος–16ος αώνας): ιστορία, τέχνη, επιγραφές. — Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 1997. — 252 σ.
  • 40. Δρακοπούλου Е., Χατζηδάκης М. Έλληνες ζωγράφοι μετά την άλωση (1450–1830). — Т. 2: Καβαλλάρος-Ψαθόπουλος. — Αθήνα, 1997. — 468 σ.
  • 41. Παϊσίδου Μ.Π. Οι τοιχογραφίες του 17ου αιώνα στους ναούς της Καστοριάς. — Αθήνα: Ταμείο αρχαιολογικών πόρων και απαλλοτριώσεων, 2002. — 464 σ.
  • 42. Πατρινέλης Χ.Γ. Ο Ελληνισμός κατά την πρώϊμη Τουρκοκρατία (1453–1600). Γενικές παρατηρήσεις και συσχετισμοί με την ιστορική εξέλιξη της μεταβυζαντινής τέχνης // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. — 1992. — T. 16 (1991–1992). — Σ. 33–38.
  • 43. Στρατή Α. ῾Η ζωγραφικὴ στὴν ᾿Ιερὰ Μονὴ Τιμίου Προδρόμου Σερρῶν (14ος–19ος αἰ.). — Θεσσαλονίκη: Μυγδονία, 2007. — 200 σ.
  • 44. Στρατή Α. Ο Φράγγος Καστελάνος στην Καστοριά. — Θεσσαλονίκη: Μυγδονία, 2018. — 114 σ.
  • 45. Τσάμπουρας Θ. Τα καλλιτεχνικά εργαστήρια από την περιοχή του Γράμμου κατά το 16ο και 17ο αιώνα. Ζωγράφοι από το Λινοτόπι, τη Γράμμοστα, τη Ζέρμα και το Μπουρμπουτσικό. Διδακτορική διατριβή. — Θεσσαλονίκη, 2013. — 432 σ.
  • 46. Τσιγαρίδας Ε.Ν. Θεοφάνης ο Κρης. Κορυφαίος ζωγράφος του 16ου αιώνα. — Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Κυριακίδη, 2016. — 290 σ.
  • 47. Χουλιαράς Ι.Π. Η εντοίχια θρησκευτική ζωγραφική του 16ου & 17ου αιώνα στο Δυτικό Ζαγόρι. — Αθήνα: Ριζάρειο Ίδρυμα, 2009. — 568 σ.