Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-57
Заголовок Изображения местночтимых святых в храмах Охридской архиепископии XI ‒ начала XIV века
Автор email zakharova@inbox.ru
Сведения об авторе Захарова, Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер. д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009; Ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ, филиал ЦНИИП «Минстроя Рос¬сии»), ул. Душинская, 9, Москва, Российская Федерация, 111111; zakharova@inbox.ru; SPIN-код: 5982-2681; ORCID: 0000-0003-3764-171X; Scopus ID: 57216262172
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2414-10-57
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 711730
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.103(3)
Аннотация

. В статье сделана попытка дать целостное представление о роли изображений местночтимых святых в росписях храмов Охридской архиепископии на основе анализа византийских ансамблей с XI века и до периода сербского владычества (XIV в.), с учетом новых уточнений и гипотез. Обзор сохранившихся фресок показывает наличие нескольких «узловых» моментов, когда происходит осмысление роли значимых для региона святых и целенаправленно создаются памятники-ориентиры. Первой попыткой было строительство царем Самуилом церкви Св. Ахиллия (986-990) на озере Преспа, что положило начало почитанию этого святого на севере Балкан. Важнейшими из таких памятников стали собор Св. Софии Охридской в середине XI в. и затем церковь Св. Георгия в Курбиново (1191). В этих ансамблях, созданных по заказам ученых архиепископов Льва (1037‒1056) и Иоанна Каматира (1183‒1215), подбор святых наглядно демонстрирует позиции византийской Церкви, в том числе, в отношении истории, статуса и миссии Охридской архиепископии. Образы просветителей славян свв. Кирилла, Мефодия и Климента Охридского занимают свое место в давно сформированной иерархии святых и становятся частью этого единства. В конце XIII в. после разрыва традиций и образования Сербской и Болгарской автокефальных Церквей предпринимаются попытки пересобрать эту систему. Новый синтез был создан в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, где в главной апсиде изображены великие отцы Церкви, константинопольские патриархи и предстоятели других поместных церквей, в диаконнике фигурируют чтимые святые соседних греческих митрополий, а на почетном месте перед алтарной преградой появляются охридские святители Климент и Константин Кавасила. В эпоху Милутина и Душана попытки внедрить в храмах Охридской Архиепископии изображения сербских святых наряду с давно почитаемыми местными святыми остаются изолированным явлением. Более заметна обратная тенденция: в XIV в. образы св. Климента, а также св. Ахиллия распространяются повсеместно на севере Балкан, тогда как на территориях Охридской архиепископии за св. Климентом окончательно закрепляется роль главного святого покровителя.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №20-18-00294П в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства — филиале ЦНИИП Минстроя России.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А. В. Изображения местночтимых святых в храмах Охридской архиепископии XI ‒ начала XIV века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 711–730. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-57
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Белчовски J. Охридска архиепископиjа од основањето до паѓањето на Македониjа под турска власт. — Скопjе: Православен богословски факултет «Климент Охридски», 1997. — 664 с.
  • 2. Воjводић Д. Представе светог Климента Охридског у зидном сликарству средњовековне Србиjе // Византиjски свет на Балкану. / Уред. Б. Крсмановић, Љ. Максимовић, Р. Радић. — Књ. 1. — Београд: Византолошки институт, 2012. — С. 145‒167.
  • 3. Грозданов Ц. Поjава и продор портрета Климента Охридског у средњовековноj уметности // ЗЛУ. — 1967. — Бр. 3. — С. 49‒70.
  • 4. Грозданов Ц. О портретима Климента Охридског у охридском живопису XIV века // ЗЛУ. — 1968. — Бр. 4. — С. 103‒118
  • 5. Грозданов Ц. Охридско зидно сликарство XIV века. — Београд: Филозофски факултет у Београду, Институт за историjу уметности, 1980. — 234 c.
  • 6. Грозданов Ц. Проучавања на живописот на Света Софиjа Охридска // Грозданов Ц. Студии за охридскиот живопис. — Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1990. — С. 27–60.
  • 7. Грозданов Ц. Живописот на охридската архиепископиjа. Студии. — Скопjе: Македонска академиjа на науките и уметностите и Фонд Трифун Костовски, 2007. — 468 c.
  • 8. Грозданов Ц. За св. Константин Кавасила и неговите портрети во светлината на новите сознаниjа // Грозданов Ц. Живописот на охридската архиепископиjа. Студии. — Скопjе: Македонска академиjа на науките и уметностите и Фонд Трифун Костовски, 2007. — С. 39‒61.
  • 9. Грозданов Ц. Односот међу портретите на Климент охридски и Климент римски во живописот од првата половина на XIV век // Грозданов Ц. Живописот на охридската архиепископиjа. Студии. — Скопjе: Македонска академиjа на науките и уметностите и Фонд Трифун Костовски, 2007. — C. 179‒192.
  • 10. Грозданов Ц. Свети Астиj Драчки во средновековниот живопис // Грозданов Ц. Живописот на охридската архиепископиjа. Студии. — Скопjе: Македонска академиjа на науките и уметностите и Фонд Трифун Костовски, 2007. — С. 317‒331.
  • 11. Грозданов Ц. Курбиново и други студии за фрескоживописот во Преспа. — Скопье: Матица Македонска, 2015. — 353 c.
  • 12. Грозданов Ц. Ахил Лариски во византискиот и поствизантискиот живопис // Грозданов Ц. Курбиново и други студии за фрескоживописот во Преспа. — Скопье: Матица Македонска, 2015. — C. 271‒311.
  • 13. Грозданов Ц. За портретите на историските личности на Курбиново // Грозданов Ц. Курбиново и други студии за фрескоживописот во Преспа. — Скопье: Матица Македонска, 2015. — C. 63‒81.
  • 14. Грозданов Ц. Портретите на светителите од Македонија од IX до XVIII век. — Скопје: Матица македонска, 2016. — 371 с.
  • 15. Грозданов Ц. Портретите на Климент Охридски од XIV век надвор од Охрид // Портретите на светителите од Македонија од IX до XVIII век. — Скопје: Матица македонска, 2016. — C. 90‒104.
  • 16. Грозданов Ц. Кирил и Методиj во jужнословенската ликовна традициjа до краjот на XVII век // Грозданов Ц. Портретите на светителите од Македонија од IX до XVIII век. — Скопје: Матица македонска, 2016. — С. 17‒40.
  • 17. Грозданов Ц. Портретите на Еразмо-Размо Лихнидски // Грозданов Ц. Портретите на светителите од Македонија од IX до XVIII век. — Скопје: Матица македонска, 2016. — С. 157‒165.
  • 18. Грозданов Ц. Портретот на Архиепископот Константин Кавасила во црквата Св. Богородица Перивлепта и другите негови портрети во средновековната уметност // Грозданов Ц. Портретите на светителите од Македонија од IX до XVIII век. — Скопје: Матица македонска, 2016. — С. 204‒215.
  • 19. Грозданов Ц. Месецословот на Асемановото Евангелие и постариот монументален живопис во Македониjа // Музеjски летопис. Зборник на трудови по повод 65 години “Завод и музеj”. — Струмица: Завод за заштита на спомениците на културата и музеj — Струмица, 2017. — С. 13‒26.
  • 20. Дятлова Е. С. Монументальная живопись Прилепа (Северная Македония): взгляд на провинциальное византийское искусство второй половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 453‒467. — DOI 10.18688/aa2111-04-35.
  • 21. Ђурић В. Византиjске фреске у Jугославиjи. — Београд: Jугославиjа, 1974. — 235 с.
  • 22. Захарова А. В., Мальцева С. В. Художественные традиции и церковно-политическая идеология в искусстве Македонии в эпоху создания Охридской архиепископии // Византийский временник. — 2022. — Т. 106. — С. 174‒199.
  • 23. Иванова К., Полывянный Д. И. Константин Кавасила // Православная энциклопедия. — Т. 37. — М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2015. — С. 32‒33.
  • 24. Икумений // Православная энциклопедия. — Т. 22. — М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2009. — С. 75‒76.
  • 25. Костовска П. Свети Никола Манастир. Средновековно сликарство. — Скопје: Каламус, 2020. — 443 с.
  • 26. Коцо Д., Миљковиќ-Пепек П. Манастир. — Скопје: Филозофски факултет на Универзитетот, 1958. — 117 с.
  • 27. Лосева О.В. Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. 21. — М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2009. — С. 395‒397.
  • 28. Марковић М. Иконографски програм најстаријег живописа цркве Богородице Перивлепте у Охриду. Попис фресака и белешке о појединим програмским особеностима // Зограф. — 2011. — Бр. 35. — С. 119–143.
  • 29. Милюков П. Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. — 1899. — Т. IV/1. — С. 21‒151.
  • 30. Миљковиќ-Пепек П. Материjали за македонската средновековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софиjа во Охрид // Зборник на Археолошкиот музеј во Скопје. — 1955‒1956. — Бр. 1. Скопје: Археолошкиот музеј, 1956. — С. 37‒70.
  • 31. Миљковиќ-Пепек П. Делото на зографите Михаило и Еутихиј. — Скопје: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1967. — 288 с.
  • 32. Миљковиќ-Пепек П. Црква св. Јован Богослов Канео — Охрид // Културно наследство. — 1967. — № 3. — С. 67‒124.
  • 33. Миљковиќ-Пепек П. Комплексот цркви во Водоча. — Скопје: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1975. — 72 с.
  • 34. Миљковиќ-Пепек П. Велjуса. Манастир Св. Богородица Милостива во Селото Велjуса краj Струмица. — Скопjе: Факултет за филозофско-историски науки на Универзитот “Кирил и Методиj”, 1981. — 315 c.
  • 35. Миљковиќ-Пепек П. Наjстарите светителски култови во Македониjа, темели за самостоjната Самоилова црква и автокефалност на Охридската Архиепископиjа // Зборник. Музеj на Македониjа, археолошки, етнолошки и историски. Н.с. бр. 1. Средновековна уметност. — Скопjе: Музеj на Македониjа, 1993. — С. 11‒60.
  • 36. Миљковиќ-Пепек П. Пештерната црква Свети Еразмо краj Охрид. — Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1994. — 81 с.
  • 37. Немыкина Е. А. Портреты ктиторов и правителя в фресковых ансамблях времени Душана Сильного // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 799–808. —DOI:10.18688/aa200-7-74.
  • 38. Немыкина Е. А. Роль национальных святых и ктиторских композиций в фресковых программах храмов Охридской архиепископии середины – второй половины XIV в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. — С. 731–747. — DOI: 10.18688/aa2414-10-58.
  • 39. Нерези: Цртежи на фрески / Уред. Б. Видоеска. — Скопjе: Национална Установа Завод за заштита на спомениците на културата на град Скопjе, 2004. — 31 с.
  • 40. Овчарова О. В. Образы монахов и гимнографов во фресках церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164) // Византийский временник. — 2004. — Т. 63 (88). — С. 232‒241.
  • 41. Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. — М.: Индрик, 2020. — 456 с.
  • 42. Пириватрић С. Самуилова держава — обим и карактер. — Београд: Византолошки институт САНУ, 1997. — 229 c.
  • 43. Попов П. За техниката на стенописите в черквата «Свети Димитър» в село Паталеница // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 163–181.
  • 44. Прокић Б. Постанак Охридског патриjархата // Глас Српске Кралjевске Акадаемиjе. — 1912. — Т. 90. — С. 175‒267.
  • 45. Радоjчић С. Прилози за историју најстаријег охридског сликарства // ЗРВИ. — 1964. — T. 8/2. — С. 355‒381.
  • 46. Снегаров И. История на Охридската архиепископия. Т. 1. — София: Кооперативна печатница «Гутенбергъ», 1924. — 350 с.
  • 47. Тодић Б. Старо Нагоричино. — Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 1993. — 248 с.
  • 48. Тодић Б. Фреске у Богородици Перивлепти и порекло Охридске архиепископије // ЗРВИ. — 2001/2002. — Τ. 39. — C. 147–164.
  • 49. Тодић Б. Архиепископ Лав — творац иконографског програма фресака у светоj Софиjи Охридскоj // Византиjски свет на Балкану. / Уред. Б. Крсмановић, Љ. Максимовић, Р. Радић. — Књ. 1. — Београд: Византолошки институт, 2012. — С. 119‒136.
  • 50. Bakalova E. et al. The Ossuary of the Bachkovo Monastery / Ed. by E. Bakalova. — Plovdiv: Pygmalion, 2003. — 183 p.
  • 51. Chatzidaki N. La présence de l’higoumène Philothéos dans le catholicon de Saint-Luc en Phocide (Hosios Loukas). Nouvelles remarques // Cahiers archéologiques. — 2011–2012. — T. 54. — P. 17–32.
  • 52. Dimitrova E. The Church of Saint George at Kurbinovo. — Skopje: Cultural Heritage Protection Office, Ministry of Culture of the Republic of Macedonia, 2016. — 31 p.
  • 53. Dimitrova E. Ars inimitabilis: the church complex of St Leontius at Vodoca // Niš and Byzantium. 2016. — T. 14. — P. 343‒356.
  • 54. Djurić V. Un courant stylistique dans la peinture byzantine vers le milieu du XIe siècle // Зограф. — 1984. — Бр. 15. — С. 15‒23.
  • 55. Fundić L. Art and Political Ideology in the State of Epiros during the Reign of Theodore Doukas (r.1215–1230) // Byzantina Symmeikta. — 2013. — T. 23. — P. 217–250.
  • 56. Fundić L. Art, Power, and Patronage in the Principality of Epirus, 1204‒1318. — London; New York: Routledge, 2022. — 267 p.
  • 57. Gelzer H. Der Patriarchat von Achrida. Geschichte und Urkunden. — Leipzig: B. G. Teubner, 1902. — 232 p.
  • 58. Grabar A. Deux témoignages archéologiques sur l’autocéphalie d’une église. Prespa et Ochrid // ЗРВИ. — 1964. — T. 8/2 — P. 163‒168.
  • 59. Grabar A. Les peintures murales dans le choeur de Sainte-Sophie d’Ohrid // Cahiers archéologiques. — 1965. — T. 15. — P. 257–265.
  • 60. Grozdanov C., Bardžieva D. Sur les portraits des personnages historiques a Kurbinovo // ЗРВИ. — 1994. — T. 33. — P. 61‒84.
  • 61. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de Saint Georges et la peinture byzantine du XIIe siècle. — Bruxelles: Editions du Byzantion, 1975. — 606 p.
  • 62. Hupchick D.P. The Bulgarian-Byzantine Wars for Early Medieval Balkan Hegemony: Silver-Lined Skulls and Blinded Armies. — Cham: Palgrave Macmillan, 2017. — 363 p.
  • 63. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. — Paris: Editions du Centre national de la recherche scientifique, 1991. — 391 p.
  • 64. Kalopissi S. Aspects of Byzantine Art after the Recapture of Constantinople (1261– c. 1300): Reflections of Imperial Policy, Reactions, Confrontation with the Latins’ // Orient et Occident Méditerranéens au XIIIe siècle: les programmes picturaux / Ed. J.-P. Caillet, F. Joubert. — Paris: Picard, 2012. — P. 41–64.
  • 65. Ljubinković R. Les influences de la vie politique contemporaine sur la décoration des églises d’Ochrid // Actes du XII Congrès international d’études byzantines, Ochride, 10‒16 Septembre 1961. T. III. — Beograd: Naučno delo, 1964. — P. 221‒225.
  • 66. Malmquist Τ. Byzantine 12th century frescoes in Kastoria: Agioi Anargyroi and Agios Nikolas tou Kasnitzi. Doctoral dissertation. — Uppsala, 1979. — 199 p.
  • 67. Miljković-Pepek P. Les fresques de l’église du Saint Achille à Prespa // Αρμός. Τιμητικός τόμος στον καθηγητή Ν.Κ. Μουτσόπουλο. Τ. Β΄. — Θεσσαλονίκη: Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, 1991. — Σ. 1188‒1198.
  • 68. Miljković-Pepek P. Quatre saints non identifiés de Kurbinovo (1191) et hypothèses sur quelques exemples antérieurs et analogues en Macédoine // Byzantion. — 1992. — T. 62. — P. 389‒401.
  • 69. Miljković-Pepek P. Saint Clément sur les fresques dans le naos de cathédrale d’Ohrid (environ 1278/90) // Byzantinische Malerei. Bildprogramme — Ikonographie — Stil. Symposion in Marburg, vom 25.‒29.6.1997 / Hrsg. G. Koch. — Wiesbaden: Reichert, 2000. — P. 211‒225.
  • 70. Miljković-Pepek P. L’autocéphalie avec une certaine idée d’apostolicité des institutions écclesiastiques de Chypre et d’Ohrid (d’après les presentations iconographiques des saints locaux) // Πρακτικά του Τρίτου διεθνούς Κυπρολογικού συνεδρίου (Λευκώσια, 16‒20 απριλίου 1996). Τ. Β΄. Μεσαιονικό τμήμα / Εκδ. Α. Παπαγεωργίου. — Λευκώσια: Εταιρεία Κυπριακών σπουδών, 2001. — Σ. 503‒517.
  • 71. Millet G. Le Monastère de Daphni: Histoire, architecture, mosaïques. — Paris: E. Leroux, 1899. — 278 p.
  • 72. Panayotidi M. Donor Personality Traits in 12th-Century Painting. Some Examples // Byzantium Matures. Choices, Sensitivities, and Modes of Expression (Eleventh to Fifteenth Centuries) / Ed. C. Angelidi. — Athens: National Hellenic Research Foundation, 2004. — P. 145–166.
  • 73. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. — Athens: Melissa, 1985. — 119 p.
  • 74. Preradović S. Bisanzio sull’Adriatico nel IX e X secolo. Topografia sacra. Tesi di dottorato. —Udine, Paris, 2010/2011. — 450 p.
  • 75. Prinzing G. Studien zur Provinz- und Zentralverwaltung im Machtbereich der epirotischen Herrscher Michael I. und Theodoros Dukas // Ηπειρωτικά χρονικά. — 1983. — Τ. 25. — S. 37–112.
  • 76. Prinzing G. Epiros 1204–1261: Historical Outline — Sources — Prosopography // Identities and Allegiances in the Eastern Mediterranean after 1204 / Ed. by J. Herrin, G. Saint-Guillain. — Burlington: Ashgate, 2011. — P. 81‒99.
  • 77. Prinzing G. The Autocephalous Byzantine Ecclesiastical Province of Bulgaria/Ohrid. How Independent Were Its Archbishops? // Bulgaria Mediaevalis. — 2012. — T. 3. — P. 355–383.
  • 78. Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. —Wiesbaden: Reichert, 2000. — 228 p.
  • 79. Todić B. Représentations de Papes Romains dans l’église Sainte-Sophie d’Ohrid. Contribution à l’idéologie de l’archevêché d’Ohrid // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής εταιρείας. —2008. — T. 29. — P. 105‒118.
  • 80. Tomeković S. Les évêques locaux dans la composition absidale des saints officiant // Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher. — 1981. — Bd 23. — S. 65‒88.
  • 81. Wharton Epstein A. The Political Content of the Painting of Saint Sophia at Ohrid // JÖB. — 1980. — Bd 29. — S. 315‒329.
  • 82. Zakharova A. V. The murals in the church of the Virgin Eleousa in Veljusa
  • and Byzantine painting of the second half of the eleventh century // Zograf. — 2020. — No. 44. — P. 37‒57.
  • 83. Živković M., Milanović L. Revisiting the Veljusa Frescoes: Notes on the Iconographic Program of the South Parekklesion // ZRVI. — 2023. — T. 60/2. — P. 1111‒1146.
  • 84. Βαφειάδης Κ. Ο άγιος Αχίλλιος και οι άγιοι μητροπολίτες Λαρίσης: εικονογραφικό διάγραμμα // Αχιλλίου πόλις. Εξαμηνιαία επιστημονική περιοδική έκδοση της Ιεράς μητροπόλεως Λάρισης και Τυρνάβου. — 2019. — Τ. 1. — Σ. 145‒160.
  • 85. Δεληκάρη Α. Η Αρχιεπισκοπή Αχριδών κατά τον Μεσαίωνα. Ο ρόλος της ως ενωτικού παράγοντα στην πολιτική και εκκλησιαστική ιστορία των Σλάβων των Βαλκανίων και του Βυζαντίου. — Θεσσαλονίκη: University Studio Press, 2014. — 322 σ.
  • 86. Καραγιάννη Φ. Επισκοπικοί ναοί της Μέσης Βυζαντινής περίοδου. Το παράδειγμα της Μακεδονίας. Διδακτορική διατριβή. — Θεσσαλονίκη, 2006. — 338 σ.
  • 87. Κόστιτς Έ. Η γραφή των "Αστραπάδων". Διδακτορική διατριβή. — Θεσσαλονίκη, 2022. — 657 σ.
  • 88. Μουτσόπουλος Ν. Κ. Η βασιλική του Αγίου Αχιλλείου στην Πρέσπα. — Τ. Α΄‒Γ΄. —Θεσσαλονίκη: Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, Κέντρο Βυζαντινών Ερευνών, 1989. — 575 σ.; 1012 σ.; 726 σ.
  • 89. Μουτσόπουλος Ν. Κ. Η βασιλική του Αγίου Αχιλλείου στην Πρέσπα. Ένα μνημείο κιβωτός της τοπικής ιστορίας. — Θεσσαλονίκη: Παρατηρητής, 1999. — 360 σ.
  • 90. Ξυγγόπουλος Α. Τα μνημεία των Σερβίων. — Αθήνα: Τυπογραφείο Μ. Μυρτίδου, 1957. — 135 σ.
  • 91. Παπαδημητρίου Π. Οι απεικονίσεις του αγίου Αχιλλείου στον Ελλαδικό χώρο και η διάδοση της τιμής του // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής εταιρείας. — 2013. —Τ. 34. — 179‒190.
  • 92. Пαπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος ‒ 18ος αἰ.). Ιστορική και αρχαιολογική σπουδή των μνημείων της πόλης. — Αθήνα: Έκδοση του Ταμείου αρχαιολογικών πορών και αππαλλοτριώσεων, 1994. — 347 σ.
  • 93. Σίσιου Ι. Οι απεικονίσεις του Αγίου Κλήμεντος Αχρίδος από καστοριανούς καλλιτέχνες // Κύριλλος και Μεθόδιος — παρακαταθήκες πολιτισμού. Πρακτικά διεθνούς συνεδρίου: «Η πολιτισμική κληρονομία του έργου των αγίων Κυρίλλου και Μεθοδίου ως παράγοντας ενότητας με τους λαούς της Ν.Α. Ευρώπης». — Θεσσαλονίκη: Επίκεντρο, 2012. — Σ. 405‒436.
  • 94. Σίσιου Ι. Οι παλαιότερες απεικονίσεις των αγίων Κυρίλλου και Μεθοδίου στη μνημειακή ζωγραφική μετά την πτώση του κράτους του Σαμουήλ και μέχρι την Λατινοκρατία // Πρακτικα Επιστημονικής Ημερίδας «Η συμβολή των Αγίων Κυρίλλου και Μεθοδίου στή θρησκευτική και πολιτισμική διαμόρφωση της Ευρώπης ως παράγοντας ενότητας και συνεργασίας των λαών της». — Ολυμπιακό Χωριό: Ιερά Μητρόπολις Ιλίου, Αχαρνών και Πετρουπόλεως, 2015. — Σ. 61‒106.
  • 95. Σίσιου Ι. Η καλλιτεχνική σχολή της Καστοριάς κατά τον 14ο αιώνα. — Καστοριά: Εκδόσεις Μυγδονία, 2022. — 797 σ.