Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-54
Заголовок Стилистические особенности фресок церкви святителя Николая в Мелнике. История изучения и художественный контекст
Автор email a.likhenko@gmail.com
Сведения об авторе Лихенко, Анастасия Вячеславовна — научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ, филиал ЦНИИП «Минстроя России»), ул. Душинская, 9, Москва, Российская Федерация, 111111; хранитель музейных предметов. Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10, Москва, Российская Федерация, 119017; a.likhenko@gmail.com; SPIN-код: 5293-9021; ORCID: 0000-0002-1927-4330; Scopus ID: 57221588541
В рубрике Балканские исследования DOI10.18688/aa2414-10-54
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 665675
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.103(3)
Аннотация

Церковь святителя Николая в Мелнике (Болгария) — хорошо известный специалистам памятник с непростой судьбой, неоднократно упоминавшийся в научной литературе. В недавней статье Г. П. Герова была обоснована датировка фресок этой церкви 1211‒1216 гг., что позволяет вновь поставить вопрос об их месте в искусстве Балкан этого периода. Фрески Мелника — переходный памятник, объединяющий разные варианты формирования нового стиля XIII в. на основе византийской комниновской художественной парадигмы. В статье подробно рассматриваются особенности сосуществования разных художественных тенденций в росписи Мелника и ее место среди других памятников той же эпохи, в которых прослеживаются сходные процессы.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №20-18-00294-П в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства — филиале ЦНИИП Минстроя России.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лихенко А. В. Стилистические особенности фресок церкви святителя Николая в Мелнике. История изучения и художественный контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 665–675. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-10-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Геров Г. П. Изображение хиротонии в церкви Св. Николы в Мелнике // Искусство византийского мира 2. Сборник статей памяти О. С. Поповой. — М.: Государственный институт искусствознания, 2023. — С. 117–139.
  • 2. Гергова И., Гатев Й., Ванев И. Христианското изкуство в Национальния Археологически музей – София. Каталог. — София: Проф. Марин Дринов, 2012. — 580 с.
  • 3. Григорович В. Очерк путешествия по Европейской Турции (с картою окрестностей Охридского и Преспанского озер). — М.: Тип. М.Н. Лаврова, 1877. — 181 с.
  • 4. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. — М.: Индрик, 2000. — 592 с.
  • 5. Дятлова Е. С. Монументальная живопись Прилепа (Северная Македония): взгляд на провинциальное византийское искусство второй половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 453‒467. — DOI: 10.18688/aa2111-04-35
  • 6. Захарова А. В. Фрески церкви Св. Николая в селе Манастир и основные направления в живописи Македонии XIII в. // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. — 2012. — С. 123–136.
  • 7. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — № 2 (28). — С. 46–72.
  • 8. Мавродинов Н. Църкви и манастири в Мелник и Рожен // Годишник на Народния музей. — 1933 — Т. V (1926/31). — С. 285–306.
  • 9. Мавродинова Л. Църквата «Свети Никола» при Мелник. — София: Български художник, 1975. — 108 с.
  • 10. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. — София: Проф. Марин Дринов, 1995. — 99 с.
  • 11. Лихенко А. В. Фрески церкви Ахиропиитос в Фессалониках: консерватизм и новации в византийском искусстве первой половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2021. — С. 437‒452. — DOI: 10.18688/aa2111-04-34
  • 12. Лихенко А.В. Фрески церкви Святого Димитрия в квартале Елеусы в Кастории как пример формирования локальных архаизирующих тенденций // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2023. — С. 806–818. — DOI: 10.18688/aa2313-10-63
  • 13. Прашков Л. Новооткрытые фрески церкви Св. Никола в городе Мелник // XVIII Международный конгресс византинистов. Т. II: Резюме сообщений. — М., 1991. — С. 930–931.
  • 14. Прашков Л. Новоразкрити стенописи от църквата «Св. Никола» в Мелник (Предварително съобщение) // Търновска книжовна школа. — 1996 — Т. 6. — С. 681–693.
  • 15. Mavrodinova L. Nouvelles considérations du chevet de l’église Saint-Nicolas à Melnik // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines: Athènes, Septembre 1976. — Vol. 2. Art et archéologie: communications. — Athens: Association internationale des études byzantines, 1981. — P. 427–438.
  • 16. Papazotos T. Wandering in Byzantine and Post-Byzantine Veria. Churches – Art – History. — Athens: Hellenic ministry of Culture, 2007. — 125 p.
  • 17. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. — Athens: Melissa, 1985. — 119 p.
  • 18. Perdrizet P. Melnik et Rossno // Bulletin de Correspondence hellénique. — 1907. — T. 31. — P. 20–37.
  • 19. Raptis K. T. The Mural Decoration of Acheiropoietos Basilica Revisited // Niš and Byzantium. — 2014. — T. 12. — P. 101–114.
  • 20. Siomkos N. L’église Saint-Etienne à Kastoria: étude des differentes phases du décor peint (Xe–XIVe siècles). — Thessaloniki: The Byzantine Research Centre, 2005. — 350 p.
  • 21. Sisiu I. The Painting of the 13th Century in the Temple of Saint Dimitrios of Kastoria // Niš and Byzantium. — 2006. — T. 4. — P. 265‒280.
  • 22. Stránský A. Les ruines de l’église de St. Nicolas à Melnik // Atti del V Congresso internazionale di studi bizantini. Vol. II. — Roma: Tipografia del Senato del dottore G. Bardi, 1940. — P. 422–427.
  • 23. Tsigaridas E. Les peintures murales de l’Ancienne Métropole de Véria // Mileševa dans l’histoire du peuple serbe. — Belgrade: Académie Serbe des sciences et des arts, 1987. — P. 91–101.
  • 24. Δρακοπούλου Ε. Η πόλη της Καστορίας τη βυζαντινή και μεταβυζαντινή εποχή (12ος–16ος αι.): Ιστορία, Τέχνη, Επιγραφές. — Αθήνα: ΧΑΕ, 1997. — 252 σ.
  • 25. Ξυγγόπουλος Α. Παρατηρήσεις εἰς τὰς τοιχογραϕίας τοῦ Ἁγ. Νιϰολάου Μελενίϰου // Ἐπιστημονιϰὴ Ἐπετηρὶς Φιλοσοϕιϰῆς Σχολῆς Πανεπιστημίου Θεσσαλονίϰης. — 1950. — Τ. 6. — Σ. 115–128.
  • 26. Παπαζῶτος Θ. ῾Η Βέροια καὶ οἱ ναοί της (11ος–18oς αἰ.). — Αθήνα: Υπουργείο Πολιτισμού, 1994. — 468 σ.