Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-27
Заголовок В блеске добродетелей: «Купание Сусанны» Тинторетто и символика свадебного ювелирного комплекта
Автор email Anna.ptasha@gmail.com
Сведения об авторе Савченкова, Анна Андреевна — аналитик научного отдела. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Anna.ptasha@gmail.com; SPIN-код: 9992-3552; ORCID: 0009-0004-3689-0671.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2414-4-27
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 345355
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)6 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Может показаться, что для Якопо Тинторетто в картине «Купание Сусанны» 1555 года из венского Музея истории искусств ветхозаветная героиня была воплощением соблазна. Но явлена ли она столь откровенно, как нам представляется? Обнаженная женщина показана в парных браслетах и жемчужных серьгах, вокруг нее помещены ожерелье, костяной гребень, длинная серебряная шпилька, расшитый широкий пояс, миниатюрная шкатулка. Мы предполагаем, что перечисленные украшения наделены особой семантической и символической ролью в программе полотна. Действительно, все перечисленные драгоценности составляли свадебный набор венецианской невесты XVI века, который дарил ей будущий супруг. В дальнейшем девушка представала в нем как будущая жена и хозяйка и сохраняла парадный убор на всю жизнь. Следовательно, благодаря изображению свадебных украшений в картине Тинторетто нашла отражение вся история Сусанны, а ювелирный набор следует рассматривать как обещание благополучной развязки: опасность, грозившая Сусанне, разрешится триумфом ее добродетели. Сама трактовка сюжета в глазах современников, вероятно, не была непристойной, так как обнаженная героиня была «защищена» украшениями, напоминавшими о ее преданности мужу.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Савченкова А. А. В блеске добродетелей: «Купание Сусанны» Тинторетто и символика свадебного ювелирного комплекта // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 345–355. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-27
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bayer A. Art and love in Renaissance Italy. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2009. — 376 p.
  • 2. Charnier B. La Blanche biche: poétique et imaginaire d’une complainte traditionnelle (Thèse de doctorat). — Grenoble, 2008. — 893 p.
  • 3. Clanton D.W. The good, the bold, and the beautiful: the Story of Susanna and its Renaissance interpretations. — New York: T&T Clark International, 2006. — 213 p.
  • 4. Clark K. The nude: a study in ideal form. — New York: Pantheon Books, 1956. — 458 p.
  • 5. Coletti L. Il Tintoretto. — Bergamo: Istituto Italiano d’arti grafiche, 1944. — 54 p.
  • 6. Crockett E.C. Veronese’s bathing women: Susanna, Diana and Bathsheba (Master degree Thesis). — Chapel Hill, 2020. — 105 p.
  • 7. Garrard M.D. Artemisia and Susanna // Feminism and Art History: Questioning the Litany. — New York: Harper and Row, 1982. — P. 146–71.
  • 8. Hahn R. Caught in the Act: Looking at Tintoretto’s Susanna // The Massachusetts Review. — 2004–2005. — 45 (4). — P. 633–647.
  • 9. Ilchman F. Titian, Tintoretto, Veronese: rivals in Renaissance Venice. — Boston: Museum of Fine Arts Publ., 2009. — 315 p.
  • 10. Lacouture F. Espace urbain et espace domestique: la représentation des femmes dans la peinture vénitienne du XVIe siècle // Clio. Femmes, Genre, Histoire. — Paris: Belin éditeur, 2012. — P. 235–257.
  • 11. Miles M.R. Carnal Knowing: Female Nakedness and Religious Meaning in the Christian West. — Boston: Beacon Publ., 1989. — 270 p.
  • 12. Milgrom J., Duman J. Song of Songs in Art. Essay // Love in the Bible. — Jerusalem: TALI Education Fund, 2017. URL: https://www.sefaria.org/sheets/489664?lang=bi (дата обращения: 28.10.2024)
  • 13. Mirabella B. Ornamentalism — the art of Renaissance accessories. — Michigan: University of Michigan, 2011. — 342 p.
  • 14. Nichols T. Tintoretto: tradition and identity. — London: Reaktion Books Ltd, 2015. — 417 p.
  • 15. Pallucchini R. La giovinezza del Tintoretto. — Milano: Edizioni Daria Guarnati, 1950. — 187 p.
  • 16. Sanudo M. I diarii di Marino Sanuto. — Venezia: Rinaldo Fulin, 1879–1903. — 58 vols.
  • 17. Thiébaux M. Stag of Love: The Chase in Medieval Literature. — London: Cornell University Press, 1974. — 249 p.
  • 18. Vecellio C. Degli Habiti Antichi, et Moderni di Diverse Parti del Mondo. — Venezia: Damian Zenaro, 1590. — 499 p.
  • 19. Venice, Cità Excelentissima: Selections from the Renaissance Diaries of Marin Sanudo / Eds. P. H. Labalme, L. Sanguineti White. — Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2008. — 640 p.
  • 20. Welch E. Art on the edge: hair and hands in Renaissance Italy // Renaissance Studies. — 2008. — 23(3). — P. 241–268.