Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-24
Заголовок |
Итальянские полиптихи конца XV – начала XVI века: ренессансный художественный язык и доренессансные способы конструирования смыслов |
Автор |
Назарова О. А. |
email |
olgalnazarova@gmail.com |
Сведения об авторе |
Назарова, Ольга Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, 20, Москва, Российская Федерация, 101000; olgalnazarova@gmail.com; SPIN-код: 8990-4264; ORCID: 0000-0003-1143-0463; Scopus ID: 57204350107. |
В рубрике |
Искусство Ренессанса |
DOI | 10.18688/aa2414-4-24 |
Год |
0 |
Номер сборника |
14 |
Страницы |
313–325 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.034 |
Индекс ББК |
85.147 |
Аннотация |
Произведения, созданные в формате полиптихов в конце XV – первой половине XVI в., как правило, остаются на периферии исследования ренессансного искусства, затмеваемые алтарным образом нового ренессансного (т.н. картинного) типа. Тем не менее, поздние полиптихи, создававшиеся, в различных центрах за пределами Флоренции (в Умбрии, в Риме, в Северной Италии, Лигурии), нередко являются крупными произведениями значимых художников, созданными по заказам не менее значимых патронов. Это свидетельствует о том, что специфический для полиптиха способ конструирования смыслов, избегающий прямой повествовательности и строящийся на сопоставлении тем и образов, расположенных в различных частях произведения, оставался востребованным среди патронов и зрителей, и требовал сохранения многочастной структуры. Новый художественный язык итальянского Возрождения с его антикизирующими архитектурными и орнаментальными формами, возможностями перспективы, использованием изобразительных элементов и техники заальпийской живописи, как принято считать, вступал в визуальный конфликт с многочастной структурой полиптиха, сформировавшейся в эпоху готики в конце XIII – начале XIV веков. На основании анализа избранных памятников, в статье показано, что этот язык в значительной степени способствовал трансформации полиптиха, адаптируя его к новой эстетике, но сохраняя его старинные смыслообразующие возможности, предоставляя новые возможности для реализации, связанные с видоизменением готической конструкции, изобразительного строя, художественных приёмов. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Назарова О. А. Итальянские полиптихи конца XV – начала XVI века: ренессансный художественный язык и доренессансные способы конструирования смыслов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 313–325. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-24
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Вазари Дж. Жизнеописание Джакомо Пальмы и Лоренцо Лотто, венецианских живописцев // Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Альфа-книга, 2019. — C. 571–575.
- 2. Ainsworth M. W. Gerard David: Purity of Vision in an Age of Transition. — New York: Metropolitan Museum of Art, 1998. — 348 p.
- 3. Campbell S. J. The Endless Periphery: Toward a Geopolitics of Art in Lorenzo Lotto’s Italy. — Chicago: University of Chicago Press, 2020. — 352 p.
- 4. Ciammitti L., Gheroldi V. Il polittico Costabili: prospettive incrociate. — Bologna: Poligrafico dello Stato, 2017. — 128 p.
- 5. Dombrowski D. Savonarola und die heiligen Bilder: Ein Problem der Botticelli-Forschung // Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft. — 2009. — Bd 36. — S. 77–115.
- 6. Di Fabio C. Il Polittico della Cervara di Gerard David. Exh. Cat. — Cinisello Balsamo: Clario Publishing, 2005. — 96 p.
- 7. Fiorenza G. Dosso Dossi, Garofalo, and the Costabili Polyptych: Imaging Spiritual Authority // The Art Bulletin. — 2000. — Vol. 82, no. 2. — P. 252–279.
- 8. Fondaras A. Augustinian Art and Meditation in Renaissance Florence: The Choir Altarpieces of Santo Spirito 1480–1510. — Leiden, Boston: Brill Publishing, 2020. — 384 p.
- 9. Gardner von Teuffel Ch. Sassetta’s Franciscan Altarpiece at Borgo San Sepolcro: A Swan Song? // Sassetta. The Borgo San Sepolcro Altarpiece / Ed. M. Israёls. — Vol. 1–2. — Florence: Harvard University Center for Italian Renaissance Studies; Leiden: Primavera Press Publishing, 2009. — P. 255–270.
- 10. Garibaldi V. Sul polittico di Santa Maria dei Fossi a Perugia: osservazioni e novità // Garibaldi V., Mancini F.F. Pintoricchio. — Milano: Silvana Editorale, 2008. — P. 103–109, 264–267.
- 11. Marcelli F. Polifonia lauretana di Lorenzo Lotto // Predella. — 2011. — Iss. 11, No. 30. — P. 229–273.
- 12. De Marchi A. G. La pala d’altare. Dal politico alla pala quadra. — Firenze: Art&Libri, 2012. — 267 p.
- 13. Natale M., Cavalca C. The Griffoni Polyptych Reborn in Bologna: The Rediscovery of a Masterpiece. — Milan: Silvana Editorale, 2020. — 271p.
- 14. Noszlopy G., May S. Reflections of Patronage, Form, Iconography and Politics in Pintoricchio’s Fossi Altarpiece // Arte Cristiana. — 2007. — No. 95 (843) — P. 343–60; 401–410.
- 15. Perugino: il divin pittore. Exh. Cat. / Eds. V. Garibaldi, F. Mancini. — Milano: Silvana Editorale, 2004. — 637p.
- 16. Pierini M. Pietro Perugino e la pulcherrima tabula degli agostiniani // L’Adorazione dei pastori / catalogo della mostra a cura di Righi N., Pierini M. — Cinisello Balsamo: Silvana Editorale, 2017. — P. 19–33.
- 17. Saccuman R., Seccaroni C., Bordoni L., Martellotti G., Minno M. Il polittico di Sant’Agostino Ragionamenti e ipotesi ricostruttive // Kermes. — Ottobre-Dicembre 2004. — No. 56. — P. 41–54.
- 18. Sigismondi M. E. La Chiesa di S.Agostino a Perugia // OPUS. Quaderno di storia, architettura, restauro. — 2007. — No. 8.—P. 1–20.
|