Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-26
Заголовок «Лук вместо наскучивших блюд из петухов»: соперничество в римском художественном мире после смерти Рафаэля
Автор email mashadunina@mail.ru
Сведения об авторе Лубникова, Мария Владимировна — кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Волхонка, 12, Москва, Российская Федерация, 119019; mashadunina@mail.ru; SPIN-код: 7565-2254; ORCID: 0000-0003-0220-9310; Scopus ID: 57204188024
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2414-4-26
Год 0 Номер сборника 14 Страницы 337344
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)5 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Альянс Микеланджело с Себастьяно дель Пьомбо, заключенный с целью совместными усилиями превзойти Рафаэля и отбить заказы у наследников его мастерской, является одним из целого ряда ярких примеров ожесточенного соперничества художников в Риме 1520–х гг. Микеланджело по просьбе Себастьяно писал римскому папе Льву X, призывая «сменить рацион» и перестать отдавать предпочтение кому-то, кроме мастерской Санти. Но попытки привлечь внимание заказчика оказались безуспешными. Покровители отдавали себе отчет, что именно великий Буонарроти спонсирует некоторых из мастеров своими эскизами, чтобы конкурировать с наследниками Рафаэля, не выходя лично на римскую художественную сцену. Однако ни венецианец Себастьяно, прозванный Пьетро Аретино «копьем Микеланджело», ни кто-либо другой не смогли заполучить большую творческую работу в Ватикане в этот период. Настоящая статья освещает ряд причин, по которым многие талантливые мастера не смогли занять должные позиции при папском дворе в 1520–е годы и вели ожесточенную борьбу между собой. Осуществлению надежд художников, помимо успешной команды бывших соратников Рафаэля, а также исторических событий, приведших к резкому обеднению Рима, весьма сильно мешали особенности психологии самих мастеров-заговорщиков.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лубникова М. В. «Лук вместо наскучивших блюд из петухов»: соперничество в римском художественном мире после смерти Рафаэля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 337–344. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-4-26
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Альфа-книга, 2017. — 1278 с.
  • 2. Дунина М.В. Специализация в римской мастерской Рафаэля. Распределение задач и объединение талантов // Искусствознание: журнал по истории и теории искусства. — 2018. — № 3. — С. 50–73.
  • 3. Дунина М. В. Временные объединения художников и живописные мастерские в Риме второй половины XVI столетия // Клио. — 2019. — № 6 (150). — С. 105–109.
  • 4. Дунина М. В. Микеланджело-воспитатель: особенности творческой индивидуальности и система преподавания // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 634–643. — DOI 10.18688/aa199-5-57. — EDN PPLMIX.
  • 5. Barbieri C. The Competition between Raphael and Michelangelo and Sebastiano’s Role in It // The Cambridge Companion to Raphael / Ed. M. Hall. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — P. 141–164.
  • 6. Barolsky P. Michelangelo’s Nose: A Myth and its Maker. — University Park, PA: Penn State Press, 1990. — 166 p.
  • 7. Buonarroti M. Rime e Lettere / Ed. P. Mastrocola. — Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1992. — 698 p.
  • 8. Burke J. The One about Michelangelo and the Onions: Jokes and Cultural Anxiety in the Early Sixteenth Century // Studies on Florence and the Italian Renaissance in Honour of F. W. Kent / Eds. C. Hewlett, P. Howard. — Turnhout: Brepols, 2016. — P. 495–516.
  • 9. Cornini G. The Master and the Workshop. The Frescoes in the Sala di Costantino in the Light of the Recent Restoration // Raphael 1520–1483: exhibition catalogue / Scuderie del Quirinale, Rome and Uffizi, Florence; Eds. M. Faietti, M. Lafranconi. — Milano: Skira editore, 2020. — P. 269–282.
  • 10. Dolce L. Dialogo della pittura. L’Aretino // Dolce’s “Aretino” and Venetian Art Theory of the Cinquecento. — New York: New York University Press, 1968. — P. 83–195.
  • 11. Goffen R. Renaissance Rivals: Michelangelo, Leonardo, Raphael and Titian. — New Haven; London: Yale University Press, 2002. — 521 p.
  • 12. Il Carteggio di Michelangelo / Eds. P. Barocchi; R. Ristori. — Firenze: Sansoni, 1965–1983. — 5 vols.
  • 13. Shearman J. Raphael in Early Modern Sources. — New Haven: Yale University Press, 2003. — 2 vols.
  • 14. Wallace W. E. Michelangelo’s Assistants in the Sistine Chapel // Gazette des Beaux-Arts. — 1987. — No. 110. — P. 203–216.
  • 15. Wallace W. E. Michelangelo: The Artist, the Man, and His Times. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2010. — 424 p.
  • 16. Wolk-Simon L. Competition, Collaboration, and Specialization in the Roman Art World, 1520–27 // The Pontificate of Clement VII: History, Politics, Culture / Eds. K. Gouwens, S. Reiss. — Aldershot: Ashgate, 2005. — P. 253–74.