Аннотация |
Два панно Пьеро ди Козимо, посвященные истории Прометея (1510–1515 гг., Мюнхен, Старая пинакотека; Страсбург, Музей изящных искусств), являются первым примером развернутого живописного изложения этого мифа в искусстве Нового времени. Внимание к мотивам похищения огня из колесницы Аполлона, и оживления человека, сотворенного Прометеем, наводит на мысль, что художник интерпретирует миф в духе Джованни Боккаччо и Марсилио Фичино: в отличие от античных мифографов, гуманистическая традиция акцентировала именно тему передачи божественного огня, который ассоциировался с высшим знанием, а не тему наказания титана. В свою очередь, сюжет о Прометее, похищающем огонь из колесницы Аполлона, был впервые изображен Филиппино Липпи на рисунке из собрания Кабинета рисунков и эстампов галереи Уффици, который по стилистическим соображениям датируется второй половиной 1490-х – началом 1500-х гг. Поздняя датировка не позволяет напрямую связывать его, как многократно пытался делать Дж. К. Нельсон, с большими монументальными проектами Филиппино, в частности, с фресками виллы Медичи в Спедалетто. Более того, нельзя исключать, что эта тема уже в конце XV в. вышла за пределы медичейского круга и стала достоянием просвещенных заказчиков, искавших интеллектуальные альтернативы религиозному диктату Савонаролы. В их числе было младшее поколение семьи Строцци, под патронатом которого Филиппино к 1502 г. завершил декорацию фамильной усыпальницы в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Как и названный рисунок, ее программа несет отпечаток философии Фичино и апеллирует к теме сакрального знания и мотиву божественного огня. Поскольку панно Пьеро ди Козимо, как недавно показала А. Хойер, могли быть созданы по случаю бракосочетания Филиппо Строцци-младшего и Клариче Медичи, состоявшегося в 1508 г., можно предположить, что и первоначальный замысел, следствием которого стал рисунок Липпи, родился в стенах их фамильного дворца. Если же фреска «Похищение божественного огня» действительно существовала, воспоминание о ней в свадебном живописном ансамбле первой половины 1510-х гг. можно трактовать как знак лояльности вернувшемуся во Флоренцию роду Медичи, из которого происходила невеста. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Лопухова М. А. «Аллегория Скульптуры» Андреа Пизано на фасаде колокольни собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. — М.: Наука. 2016. — С. 201–225.
- 2. Лопухова М.А. О ранней декорации виллы Медичи в Поджо а Кайано // Amant alterna Camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова. — М.: Издатель Степаненко, 2017. — С. 424–464.
- 3. Лопухова М. А. Sacris superis initiati canunt: идея избранности в декорации капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. — С. 241–246.
- 4. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 370 с.
- 5. Пивень М. Г. Тема магии в рисунках «Флорентийской хроники в картинах» (Британский музей, Лондон): основные сюжеты, текстовые и иконографические истоки // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. — С. 504–516. — DOI: 10.18688/aa2313-5-41.
- 6. Agnoletto S. La leggenda del re morto. I figli che saettano il padre come exemplum di calunnia e d’empietà. Recupero di una leggenda medievale nel settimo rilievo dell’architrave del loggiato della Calunnia di Apelle // Engramma. — 2017. — No. 150. URL: https://www.engramma.it/eOS/index.php?id_articolo=3214 (дата обращения: 01.02.2024)
- 7. Agnoletto S., Centanni M. La Calunnia di Botticelli: politica, vizi e virtù civili a Firenze nel Rinascimento. — Roma: Officina Libraria, 2023. — 291 p.
- 8. Allen M. J. B. Prometheus among the Florentines: Marsilio Ficino on the myth of triadic power // Rinascimento. — 2011. — Vol. 51. — P. 27–44.
- 9. Berenson B. The Drawings of the Florentine Painters: Classified, Criticised and Studied as Documents in the History and Appreciation of Tuscan Art; with a copious catalogue raisonné. — London: Murray, 1903. 2 vols. — 313 p., 200 p.
- 10. Borinski K. Die Deutung der Piero di Cosimo zugeschriebenen Prometheus-Bilder. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1921. — 21 S.
- 11. Botticelli e Filippino: l’ inquietudine e la grazia nella pittura fiorentina del Quattrocento / a cura di D. Arasse. — Milano: Skira, 2004. — 339 p.
- 12. Chastel A. Marsile Ficin et l’art. — Genève: Droz, 1954. — 204 p.
- 13. Cieri Via C. Un artista intellettuale: Piero di Cosimo e il mito di Prometeo // Metamorphosen. Wandlungen und Verwandlungen in Literatur, Sprache und Kunst von der Antike bis zur Gegenwart. Festschrift für Bodo Guthmüller zum 65. Geburtstag / hrsg. von H. Marek, A. Neuschäfer und S. Tichy. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2002. — Р. 95–109.
- 14. Corbeau-Parsons C. Prometheus in the Nineteenth Century: from Myth to Symbol. — London: Legenda, 2013. — 196 p.
- 15. Del Bravo C. Filippino e lo Stoicismo // Artibus et Historiae. —1998. — Vol. 19, No. 37. — P. 65–75.
- 16. Filippino Lippi e Sandro Botticelli nella Firenze del ’400 / a cura di A. Cecchi. — Pero (Milano): 24 Ore Cultura, 2011. — 231 p.
- 17. Florentiner Malerei. Alte Pinakothek: die Gemälde des 14. bis 16. Jahrhunderts / hrsg. von A. Schumacher, A. Kranz, A. Hojer. — Berlin, München: Deutscher Kunstverlag, 2017. — 744 S.
- 18. Fusco L.S., Corti G. Lorenzo de’ Medici: collector and antiquarian. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. — 423 p.
- 19. Gaurico P. De sculptura / hrsg. Von H. Brockhaus. — Leipzig: F.A. Brockhaus, 1886. — 265 S.
- 20. Geronimus D. Piero di Cosimo: Visions Beautiful and Strange. — New Haven: Yale Univ. Press, 2006. — 366 p.
- 21. Habich G. Über zwei Prometheus-Bilder angeblich von Piero di Cosimo: ein Deutungsversuch. — München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1920. — 18 S.
- 22. Halm P. Das unvollendete Fresco des Filippino Lippis in Poggio a Caiano // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1931. — Bd 3. — S. 393–427.
- 23. Il Giardino di San Marco: maestri e compagni del giovane Michelangelo. — Cinisello Balsamo: Silvana Ed., 1992. — 175 p.
- 24. Knapp F. Piero di Cosimo: ein Übergangsmeister vom Florentiner Quattrocento zum Cinquecento. — Halle a. S.: Knapp, 1899. — 114 S.
- 25. Meltzoff S. Botticelli, Signorelli and Savonarola: ‘theologia poetica’ and painting from Boccaccio to Poliziano. —Firenze: Olschki, 1987. — 422 p.
- 26. Nelson J. K. The Later Works of Filipino Lippi: From his Roman Sojourn until his Death (ca. 1489–1504). — New York: New York University, 1992. — 369 p.
- 27. Panofsky E. The Early History of Man in a Cycle of Paintings by Piero di Cosimo // Journal of the Warburg Institute. — 1937. — Vol. 1. — Р. 12–30.
- 28. Piero di Cosimo 1462–1522: pittore eccentrico fra Rinascimento e Maniera / a cura di E. Capretti, A. Forlani Tempesti, S. Padovani, D. Parenti. — Firenze: Giunti, 2015. — 432 p.
- 29. Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence / ed. by G.A. Hirschauer, D. Geronimus. — Farnham; Burlington: Lund Humphries, 2015. — 248 p.
- 30. Raggio O. The Myth of Prometheus: Its Survival and Metamorphoses up to the Eighteenth Century // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1958. —Vol. 21. —P. 44–62.
- 31. Sale J. R. The Strozzi Chapel by Filippino Lippi in Santa Maria Novella. — New York, London: Garland, 1979. — 540 p.
- 32. Scharf A. Filippino Lippi. —Wien: Schroll, 1935. — 156 S.
- 33. Shoemaker I. H. Filippino Lippi as a Draughtsman. — New York, 1975. — 575 р.
- 34. Stoichiţă V. I. The Pygmalion effect: from Ovid to Hitchcock. — Chicago: The University of Chicago Press, 2008. — 252 p.
- 35. The Drawings of Filippino Lippi and His Circle / ed. by G.R. Goldner, C.C. Bambach, A. Cecchi. Catalogue. — New York: Metropolitan Museum, 1997. — 406 p.
- 36. Vasari G. Le vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani / ed. G. Milanesi. — Firenze: Sansoni, 1878. — Vol. 3. — 714 p.
- 37. Vasari G. Le vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani / ed. G. Milanesi. — Firenze: Sansoni, 1879. — Vol. 4. — 654 p.
- 38. Zambrano P., Nelson J. K. Filippino Lippi. — Milano, 2004. — 671 p.
|