Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-36
Заголовок Гентский алтарь и легенда о святом Христофоре
Автор email rogovm@hotmail.com
Сведения об авторе Рогов, Михаил Анатольевич — кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), пр. Вернадского, д. 82–84, Москва, Российская Федерация, 119571; научный руководитель Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание», Лермонтовский пр., д. 43/1, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190103; rogovm@hotmail.com; SPIN-код: 9749-9696; ORCID: 0000-0001-7573-3370
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2313-4-36
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 457465
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.54; 7.046.3 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Один из важнейших памятников ранненидерландской живописи — Гентский алтарь Хуберта и Яна ван Эйков был окончен в 1432/35 гг. для капеллы супругов Йооса Вийдта и Элизабет Борлют в соборе св. Иоанна Крестителя (ныне св. Бавона) в Генте. Цель работы — ввести в научный оборот и интерпретировать впервые идентифицированное автором изображение на Гентском алтаре. Актуальность темы исследования связана с изучением иконографической программы произведения с учетом идентичности заказчика. Объектом исследования является репрезентация благотворительной деятельности донаторов. Предметом исследования является изображение эпизода легенды о святом Христофоре в городском пейзаже на XIV створке Гентского алтаря (закрытый вид). Методологическая основа исследования включает метод сравнительного иконографического анализа и опирается на дискурс социальной истории искусства. Иконографический и стилистический анализ открытого изображения с учетом внутренних створок алтаря позволил выяснить его роль как возможного атрибута приюта паломников, ассоциирующегося с благотворительной деятельностью заказчиков в целях личного благочестия. Св. Христофор был соименным святым патроном Кристофеля, умершего брата заказчика, оставившего Йооса единственным наследником семьи. Заказчики обеспечили учреждение такого приюта в Беверен-Ваас, созданного после их смерти наследниками, см. Buylaert, Verroken (2019). Детальный анализ выявил символический контраст частей городского пейзажа, разделенных колонкой бифория, выраженный в архитектуре, поведении птиц и габитусе паломников и горожан. Аналогично, в «Мадонне канцлера Ролена» (ок. 1435, Музей Лувра, Париж) изображен покрытый виноградниками холм прямо над сложенными в молитве руками бургундского канцлера Ролена, пожертвовавшего один из лучших виноградников основанной им «Бонской богадельне», см. Ward (1994). Исследование показало, что Ян ван Эйк использовал пейзаж для репрезентации идентичности заказчика уже в Гентском алтаре, что позволяет по-новому взглянуть на функционирование этого полиптиха в контексте социальной истории искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рогов М. А. Гентский алтарь и легенда о святом Христофоре // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 457–465. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-36
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Augustyniak A.-S. et al. Behandeling van het Lam Godsveelluik. Verslag van fase 1: het gesloten altaarstuk (2012–2016), 2017. 229 p. (in Dutch).
  • 2. Borchert T.-H. Jan Van Eyck: Renaissance Realist. Köln, Taschen Publ., 2008. 96 p.
  • 3. Borchert T.-H. Van Eyck to Durer: The Influence of Early Netherlandish Painting on European Art, 1430–1530. London, Thames & Hudson Publ., 2011. 552 p.
  • 4. Buylaert F.; Verroken E. Een adellijk altaarstuk: De sociaal-historische context van het Lam Gods. Praet D.; Martens M. P. J. (eds). Het Lam Gods — Van Eyck — Kunst, geschiedenis, wetenschap en religie. Veurne, 2019, pp. 50–92 (in Dutch).
  • 5. Buylaert F.; Dumolyn J. De wereld van Jan van Eyck: Hofcultuur, luxeproductie, elitaire patronage en sociale distinctie binnen een stedeljk network. Martens M. et al. (eds). Van Eyck: Een optische revolutie. Ghent, 2020, pp. 85–121, esp. 116 (in Dutch).
  • 6. Coomans Th. Saint-Christophe à Liège: la plus ancienne église médiévale du mouvement béguinal. Bulletin Monumental, vol. 164, no.4, 2006, pp. 359–376 (in French).
  • 7. De Rock J. The Image of the City Quantified: The Serial Analysis of Pictorial Representations of Urbanity in Early Netherlandish Art (1420–1520). Portraits of the City: Representing Urban Space in Later Medieval and Early Modern Europe. Turnhout, 2014, pp. 67–82.
  • 8. Dhanens E. Het retabel van het Lam Gods in de Sint-Baafskathedraal te Gent. Inventaris van het Kunstpatrimonium van Oostvlaanderen, vol. 6. Ghent, 1965, pp. 31, 47–48 (in Dutch).
  • 9. Dhanens E. Van Eyck: The Ghent Altarpiece (Art in Context). New York, Penguin Books Publ., 1973. 154 p.
  • 10. Erasmus. The Praise of Folly. Allen H. M. (ed.); Wilson J. (trans.). Oxford, Clarendon Press Publ., 1913. 188 p.
  • 11. Fransen B.; Stroo C. (eds). The Ghent Altarpiece: Research and Conservation of the Exterior. Brussels, 2020. 450 p.
  • 12. Goudriaan K. Beguines and the Devotio Moderna at the Turn of the Fifteenth Century. Böhringer L.; Kolpacoff Deane J.; van Engen H. (eds). Labels and Libels. Naming Beguines in Northern Medieval Europe. Brepols, 2014, pp. 187–217.
  • 13. Harbison C. The Art of the Northern Renaissance. London, Weidenfeld & Nicolson Publ., 1995. 176 p.
  • 14. Heins A. La plus ancienne vue de Gand: le carrefour de la Rue Courte du Jour. Bulletijn van de Maatschappij voor Geschiedenis en Oudheidkunde te Gent, no. 14, 1906, pp. 115–126 (in French).
  • 15. Heyder J. C. The Ghent Altarpiece and an Interminable Scholarly Dispute. Kemperdick S. et al. (eds). Der Genter Altar: Reproduktionen, Deutungen, Forschungs- kontroversen. Berlin; Petersberg, 2017, pp. 151–157, esp. 155–156.
  • 16. Kemperdick S. Die Geschichte des Genter Altars. Kemperdick S.; Rössler J. (eds). Der Genter Altar der Brüder Van Eyck. Geschichte und Würdigung: Exhibition catalogue. Berlin; Petersberg, 2014, pp. 8–69.
  • 17. Panofsky E. Early Netherlandish Painting: Its Origin and Character. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1953. 574 p.
  • 18. Ridderbos B. Creating Frameworks: The Social Function of the Ghent Altarpiece. Hoen H. W.; Kemperink M. G. (eds). Visions in Text and Image: The Cultural Turn in the Study of Arts. Leuven; Paris; Dudley, MA, 2008, pp. 33–52, esp. 42–46.
  • 19. Ridderbos B. Ideas and Issues: The Coincidence of the Baptism of Josse of Burgundy with the Presentation of the Ghent Altarpiece — The Iconographic Programme of the Painting. Kemperdick S. et al. (eds). Der Genter Altar. Reproduktionen, Deutungen, Forschungskontroversen. Berlin; Petersberg, 2017, pp. 172–177, esp. 174–176.
  • 20. Ridderbos B. The Ghent Altarpiece: Iconography and Patronage. Oud Holland, 2022, vol. 135, pp. 8–39.
  • 21. Rudy K. M. The Trivulzio Hours, the Ghent Altarpiece, and the Mass as Devotional Subject. Blockmans W. et al. (eds). Staging the Court of Burgundy: Proceedings of the Conference “The Splendour of Burgundy”. Turnhout, 2013, pp. 301–323, esp. 304–307.
  • 22. Schreiber W. L. Handbuch der Holz- und Metallschnitte des XV. Jahrhunderts: stark vermehrte und bis zu den neuesten Funden ergänzte Umarbeitung des “Manuel de l’amateur de la gravure sur bois et sur métal au XVe siècle”, vol. 3. Leipzig, Hiersemann Publ., 1927. 232 p. (in German).
  • 23. Steyaert G. et al. The Ghent Altarpiece: Research and Conservation of the Interior: The Lower Register. Brussels, Royal Institute for Cultural Heritage Publ., 2021. 210 p.
  • 24. Vorgarine J. The Golden Legend: Readings on the Saints. Princeton, Princeton University Press Publ., 2012. 848 p.
  • 25. Ward J. L. Disguised Symbolism as Enactive Symbolism in van Eyck’s Paintings. Artibus et Historiae, 1994, no. 29, pp. 9–53.