Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-7-55
Заголовок Изучение возможностей и проблем AARON (программного обеспечения для живописи)
Автор email moghanipour@shirazu.ac.ir
Сведения об авторе Наджмеддин, Фоад — Ph. D., доцент. Тегеранский университет науки и культуры, Bahar st, Shahid Qamushi st, Ashrafi Esfahani Bulvar, Тегеран, Иран; f.najmedin@gmail.com; ORCID: ORCID: 0009-0000-4413-5933 Мугханипур, Маджидреза — Ph. D., доцент. Ширазский университет. Goldasht 3 St., Moaliabad Av., Шираз, Иран; moghanipour@shirazu.ac.ir; ORCID: 0000-0001-9806-6953
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2313-7-55
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 687700
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7, 004.855.6 Индекс ББК 85.72
Аннотация

В статье рассматривается специфика программного обеспечения автомата AARON, сконструированного художником Гарольдом Коэном в начале 1970-х гг. Изображения, сгенерированные при помощи AARON, напоминают полотна, созданные живым человеком: именно эта черта отличает эту программу от других. Работы AARON представляют собой экспрессионистские по стилистике фигуративные произведения большого формата (в среднем 2,3 м в высоту). В современной модификации AARON внедрены линейные алгоритмы и похожая на ручную работа с цветом, однако в более ранних версиях эти параметры отсутствуют. На это указывает тот факт, что первыми произведениями AARON были монохромные композиции (так называемые «чертежи») и абстракции. Именно благодаря непрерывному процессу обучения искусственного интеллекта AARON Г. Коэну удалось существенно обогатить спектр возможностей данного устройства.

Статью открывает описание цифрового искусства, после чего обсуждаются его особенности. На примере AARON изображения, сгенерированные искусственным интеллектом (ИИ), сопоставляются с произведениями реальных художников. Также в статье дана характеристика отличительной особенности AARON — принципу «выбора», лежащему в основе алгоритма формообразования. На примере AARON рассмотрены две ключевые проблемы генеративного искусства: это, с одной стороны, более низкий уровень качества работ относительно произведений, созданных человеком, а с другой — проблема «свободы воли» программного обеспечения, действующего по заранее заданному алгоритму.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Наджмеддин Ф.: Мугханипур М. Изучение возможностей и проблем AARON (программного обеспечения для живописи) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 687–700. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-7-55
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Arnason H. H. (1998) Tarikh-e Honar-e Novin (A History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography). Tehran, Negah Publ., 2009. 752p. (in Persian).
  • 2. Anna N. State of the Art: AI through the (Artificial) Artist’s Eye. Proceedings of EVA. London, 2020, pp. 322–328.
  • 3. Boden A. Margaret. Artificial Intelligence Creativity and Artificial Intelligence. Creativity and Artificial, 1988, vol. 103, pp. 347–357.
  • 4. Cetinic E.; She J. Understanding and Creating Art with AI: Review and Outlook. ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications, and Applications (TOMM), 2021, vol. 18, pp. 1–22.
  • 5. Coeckelbergh M. Can Machines Create Art? Philosophy & Technology, 2017, vol. 30, pp. 285–303.
  • 6. Cohen H. Brother Giorgio’s Kangaroo. 1990. Available at: http://www.aaronshome.com/aaron/publications/index.html (accessed 2 April 2022).
  • 7. Cohen H. Interview. 2011. Available at: http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=1UfbkFLISTQ&feature=endscreen (accessed 24 March 2017).
  • 8. Cohen H. Making Art for a Changing World. 2002. Available at: http://www.aaronshome.com/aaron/publications/index.html (accessed 2 April 2022).
  • 9. Cohen H. The further exploits of AARON, Painter. 1994. Available at: http://www.aaronshome.com/aaron/publications/index.html (accessed 4 April 2022).
  • 10. Cohen H. What is an Image. 1979. Available at: http://www.aaronshome.com/aaron/publications/index.html (accessed 4 April 2022).
  • 11. Crowther P. Ontology and Aesthetics of Digital Art. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2008, 22(2), pp. 161‒170.
  • 12. Elgammal A. Marian M. Artists, Artificial Intelligence and Machine-Based Creativity in Playform. Artnodes, 2020, vol. 26, pp. 1–8.
  • 13. Greene R. Internet Art, London. Thames & Hudson Publ., 2004. 224p.
  • 14. Goodman N.; Elgin C. Conceptions in Philosophy and other Arts and Sciences. Indianapolis, Hackett Publishing Company, 1988. 188 p.
  • 15. Hertzmann A. Can Computers Create Art? Arts, 2018, vol. 7, pp. 1–32.
  • 16. Hui Y. On The Existence of Digital Objects. Minneapolis, University of Minnesota Press. 2016. 336 p.
  • 17. Januszczak W. Congo the chimpanzee. 2005. Available at: https://waldemar.tv/2005/09/art-congo-the-chimpanzee/ (accessed 2 May 2022).
  • 18. Kulvicki J. On Images: Their Content and Structure. New York, Oxford University Press. Publ., 2006. DOI: 10.1093/019929075X.001.0001
  • 19. Lieser W. et al (eds). Digital Art; Art Pocket. Potsdam, Ullmann Publ., 2007. 288 p.
  • 20. Lopes D. M. Falsafe-ye Honar-e Rayane-i (A Philosophy of Computer Art). Tehran. Qufnoos Publ., 2018. 215 p. (in Persian).
  • 21. Mazzone M.; Elgammal A. Art, Creativity, and the Potential of Artificial Intelligence. Arts, 2019, vol. 8, pp. 1–9.
  • 22. Pindar Project. Available at: http://vanarman.com/ (accessed 2 May 2022).
  • 23. Pindar Project; Gallery of paintings by artists with Pindar robot. Available at: https://www.cloudpainter.com/gallery (accessed 2 May 2022).
  • 24. Ploin A.; Eynon R.; Hjorth I.; Osborne M. A. AI and the Arts: How Machine Learning is Changing Artistic Work (Report from the Creative Algorithmic Intelligence Research Project). Oxford Internet Institute, University of Oxford, U.K., 2022.
  • 25. Thomson-Jones K. A. The Philosophy of Digital Art. Nodelman E. N. (ed.). Stanford Encyclopedia of Philosophy. Metaphysics Research Lab., 2022.
  • 26. Walther C. On Proving the Termination of Algorithms by Machine. Artificial Intelligence, 1994, vol. 71, pp. 101–157.
  • 27. Wollheim R. Art and Its Objects. New York. Cambridge University Press Publ., 2015. 183 p.
  • 28. Wu Y.; Mou Y.; Li Z.; Xu K. Investigating American and Chinese Subjects’ Explicit and Implicit Perceptions of AI-generated Artistic Work. Computers in Human Behavior, 2020, vol. 104, pp. 1–11.