Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-9-61
Заголовок Химический состав красок и грунтов как важный аспект атрибуции поздней русской иконописи Уральского региона
Автор email Lavrentyeva_Elena@mail.ru
Сведения об авторе Кадикова, Ирина Фанисовна — заведующая лабораторией физико-химических исследований. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 107014; kadikovaif@gosniir.ru; SPIN-код: 4739-8030; ORCID 0000-0002-7271-0752 Лаврентьева, Елена Валерьевна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 107014; Lavrentyeva_Elena@mail.ru; SPIN-код: 4495-3582; ORCID: 0000-0003-3486-4862
В рубрике Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2313-9-61
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 767780
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03 Индекс ББК 85.143(2)
Аннотация

В статье изложены результаты химического анализа пигментов красочного слоя и наполнителя грунта старообрядческих икон горнозаводского Урала XVIII в. (невьянских икон), а также описаны изменения в составе красочной палитры на протяжении этого столетия. Важной частью работы стало изучение более двадцати датированных памятников из крупнейших уральских собраний. Было установлено, что для икон первой половины XVIII в. характерен следующий набор пигментов: охры разных оттенков, киноварь, красный органический пигмент, свинцовый сурик, свинцовые белила, глауконит, искусственный азурит, медный резинат, натуральное индиго, реже — смальта. В иконах второй половины столетия набор пигментов меняется: 1. полностью исчезают глауконит и индиго; 2. неотъемлемой частью палитры становится берлинская лазурь; 3. широкое применение находит аурипигмент: он используется как в чистом виде, так и в смесевых колерах; 4. в обиходе невьянских иконописцев появляется ряд минералов (натуральный малахит, крокоит, реальгар), которые крайне редко встречаются в иных центрах поздней русской иконописи. Поскольку малахит и крокоит являются местными минералами, то их идентификация в поздних русских иконах позволяет вносить уточнения в атрибуцию и часто указывает на уральское происхождение памятников. Также исследование показало, что в невьянских иконах XVIII в. в качестве наполнителя грунта использовали сульфат кальция, причем в большинстве случаев — в виде ангидрита.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кадикова И. Ф.; Лаврентьева Е. В. Химический состав красок и грунтов как важный аспект атрибуции поздней русской иконописи Уральского региона // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 767–780. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-9-61
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Астахова И. С., Плаксина Н. Е. Минеральный состав красок икон Нижней Печоры // Вестник Института геологии Коми НЦ УрО РАН. — 2016. — № 4. — С. 29–33. DOI: 10.19110/2221-1381-2016-4-29-33
  • 2. Баранов В. В. Иконопись Мстеры: история, структура промысла, художественные особенности: дис… к. иск. — СПб., 2008. — 306 с.
  • 3. Баранов В. В. Микроскопное обследование сохранности иконы «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублева. К вопросу об особенностях технико-технологических исследований произведений иконописи // Исследования в консервации культурного наследия: материалы международной научно- методической конференции, 9–11 ноября 2010 г. / Под ред. А. В. Трезвова. — М.: Индрик, 2012. — С. 16–24.
  • 4. Годовиков А. А. Минералогия. — М.: Недра, 1983. — 647 с.
  • 5. Гордиенко Т. А. Технико-технологические исследования грунтов и полимента Невьянских икон 1-ой четверти 60-х годов XIX века // Декабрьские диалоги: материалы Всероссийской научной конференции памяти Ф. В. Мелёхина, 19–21 декабря 2005 г. / Омский областной музей изобразительных искусств; под ред. А. Н. Гуменюка. — Омск, 2006. — С. 116–119.
  • 6. Гордиенко Т. А., Кузьминых А. В. Опыт исследования красочного слоя в Невьянской иконе I половины XIX в. на памятниках из собрания СОКМ // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства: материалы IV научно-практической конференции, посвященной 20-летию Эрмитажной школы реставрации / Свердловский областной краеведческий музей. — Екатеринбург: Изд. дом Баско, 2018. — С. 91–96.
  • 7. Гренберг Ю. И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. — М.: Искусство, 2003. — 268 с.
  • 8. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование: Учебное пособие. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2019. — 336 с.
  • 9. Красилин М. М., Данченко Е. А., Наумова М. М. Об одной палехской иконе XVIII века // Исследования в реставрации: материалы международной научно–исследовательской конференции, Москва, 4–6 декабря 2001 г. / Под ред. Р. Х. Батыровой. — М.: ГОСНИИР, 2002. — С. 93–101.
  • 10. Красилин М. М., Наумова М. М., Данченко Е. А. Об одной группе невьянских икон // Искусство Христианского Мира. — 2007. — Вып. 10. — С. 404–416.
  • 11. Красилин М. М. Комплексное исследование группы икон в период с 2009 по 2011 год (на материале музеев и частных коллекций) // Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. — 2021. — № 32–33 (62–63). — С. 31–65.
  • 12. Лаврентьева Е. В., Кадикова И. Ф. Иконопись старообрядческого горнозаводского Урала первой половины XVIII в.: исследование технологических приемов и художественных материалов // Восьмой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры: сборник работ лауреатов [Электронное сетевое издание] — М.: Институт Наследия, 2021. — С. 6–63.
  • 13. Лугина Л. Н., Братушко Ю. Б. Роль исследования микрошлифов поперечных срезов для экспертизы живописи // Материалы V научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства» / Объединение Магнум Арс. — М.: Издания Объединения Магнум Арс, 2001. — С. 267–270.
  • 14. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. В 6-ти т. — Т. 4. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. — 623 с.
  • 15. Минералогия Урала: Элементы. Карбиды. Сульфиды / Под ред. Н. П. Юркина. — Свердловск: УрО АН СССР, 1990. — 391 с.
  • 16. Наумова М. М. Поздняя Античность. Средневековье. Возрождение. — М.: Индрик, 2018. — 432 с.
  • 17. Николай угодник. Каталог выставки 29 июня – 31 августа 2019 г. / Под ред. А. С. Авдохина. — Кириллов: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2021. — 774 с.
  • 18. Образы и символы старой веры. Памятники из собрания Русского Музея / Авт.-сост. О. В. Алексеева и др. — СПб.: Palace Editions – Craficart, 2008. — 288 с.
  • 19. Писарева С. А. Методика идентификации материалов грунта и пигментов произведений живописи / Баранов В. В. Технология поздней русской иконописи / ГОСНИИР. — Ижевск, 2017. — 115 с.
  • 20. Рудники Урала. Берёзовский рудник: крокоитовый шурф. URL: https://uralmines.ru/beryozovskij–rudnik–krokoitovyj–shurf/ (дата обращения: 16.01.2023).
  • 21. Юшкин Н. П., Иванов О. К., Попов В. А. Введение в топоминералогию Урала. — М.: Наука, 1986. — 295 с.
  • 22. Яковлева А. И., Наумова М. М. Пигменты и грунты икон XVIII–XIX веков из собрания Музея «Московский Кремль» и значение их исследования для атрибуции // Проблемы реставрации музейных памятников / Под ред. А. И. Яковлевой. — М., 2001. — С. 37–40.
  • 23. Anhydrite. Mindat.org. URL: https://www.mindat.org/min–234.html (дата обращения: 15.01.2023).
  • 24. Eastaugh N., Walsh V., Chaplin T., Siddall R. Pigment Compendium. A Dictionary of Historical Pigments. — Amsterdam: Elsevier–Butterworth Heinemen, 2004. — 499 p.
  • 25. FitzHugh E. W. Orpiment and Realgar // Artists’ Pigments: A Handbook of Their History and Characteristics / Ed. E. W. FitzHugh. — Washington: National Gallery of Art; London: Archetype Publications, 1997. — Vol. 3. — P. 47–80.
  • 26. Gettens R. J., Mrose M. E. Calcium Sulphate Minerals in the Grounds of Italian Paintings // Studies in Conservation. — 1954. — No. 1(4). — P. 174–189.
  • 27. Kadikova I., Pisareva S. Primers of the Modern Russian Artists: Composition, Structure and Dating // International Journal of Conservation Science. — 2022. — Vol. 13 (special issue 1). — P. 1485–1495.
  • 28. Kuhn H., Curran M. Chrome Yellow and Others Chromate Pigments // Artists’ Pigments: A Handbook of Their History and Characteristics / Ed. R. L. Feller. — Washington: National Gallery of Art; London: Archetype Publications, 1986. — Vol. 1. — P. 187–217.