Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-58
Заголовок Концепция «тела без органов» в теории архитектуры конца XX века
Автор email s.petrushikhina@gmail.com
Сведения об авторе Петрушихина, Светлана Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; s.petrushikhina@gmail.com; SPIN-код: 5256-8480; ORCID: 0000-0002-1584-8616
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2313-8-58
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 723733
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.01 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Статья посвящена рецепции понятия «тело без органов» в текстах зарубежных теоретиков архитектуры конца XX  в., в частности — А. Графланда, И. де Сола Моралеса и Г. Линна. Интерес архитекторов и теоретиков к данному понятию возник на фоне распространения САПР, а также в результате утверждения в массовом сознании новой парадигмы реальности. И. де Сола Моралес использует данную концепцию для описания архитектурной образности в эпоху позднего капитализма. Теоретик полагает, что обращение к данной концепции выявить скрытые механизмы, формирующие связь между архитектурным объектом и различными измерениями жизни общества. А. Графланд использует понятие «тело без органов» для интерпретации небоскреба «Даунтаун Атлетик клаб» описанного Р. Колхасом во второй главе работы «Нью-Йорк вне себя». А. Графланд отмечает, что «телом без органов» этого здания может являться его программа. Г. Линн обращается к концепции «тела без органов» в обосновании собственной стратегии формообразования, которая предполагает создание гибких топологических структур, форма которых подстраивается под конкретное окружение. Эти объекты носят название «блобов» и создаются архитектором при помощи специализированных компьютерных программ. «Тело без органов» архитектуры, с точки зрения Г. Линна — это проекция будущего здания на экране монитора, которое можно адаптировать под любые потребности, а также подчинять любым условиям и требованиям. Указанные авторы используют термин «тело без органов» в разных контекстах. Тем не менее, обращение к данному теоретическому конструкту во всех трёх случаях объединено общей целью — указать на зависимость архитектурной формы от внешних сил и процессов.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Петрушихина С. В. Концепция «тела без органов» в теории архитектуры конца XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 723–733. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-58
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арто А. Покончить с Божьим судом. URL: http://www.pustoshit.ru/28/artaud.html (дата обращения: 15.12.2022).
  • 2. Вильковский М. Социология архитектуры. — М.: Фонд «Русский авангард», 2010. — 592 c.
  • 3. Делёз Ж. Складка: Лейбниц и барокко. — М.: Логос,1998. — 264 с.
  • 4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 c.
  • 5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с.
  • 6. Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 416 с.
  • 7. Дьяков А. В. Жиль Делёз. Философия различия. — СПб.: Алетейя, 2012. — 504 с.
  • 8. Колхас Р. Нью-Йорк вне себя. — М.: Strelka press, 2021. — 256 с.
  • 9. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. — М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 384 с.
  • 10. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. — М.: Ад Маргинем пресс, 1995. — 340 с.
  • 11. Степанов М. А. Образ мышления тела: к эпистемологии Дитмара Кампера: дис. ... к. ф. н. — СПб.: СПбГУ, 2010. — 153 с.
  • 12. Asada A., Isodzaki A. The Demiorgomorphic Contour // Anybody / Ed. C. Davidson. — Cambridge, Mass: The MIT Press, 1997. — P. 38–45.
  • 13. Braham W. W., Emmons P. Upright and Flexible? Exercising Posture in Modern Architecture // Body and Building: Essays on the Changing Relation of Body and Architecture / Eds. G. Dodds, R. Tavernor. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2002. — P. 290–303.
  • 14. De Sola Morales I. Absent Bodies // Anybody / Ed. C. Davidson. — Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. — P. 16–25.
  • 15. Graafland A. Artificiality in the Work of Rem Koolhaas // Thesis – Bauhaus Universität Weimar. — 1997. — Vol. 43. — No. 1–2. — P. 109–119.
  • 16. Grosz E. Chaos, Territory, Art: Deleuze and the Framing of the Earth. — New York: Columbia University Press, 2008 — 125 p.
  • 17. Hagan S. Taking Shape: A New Contract between Architecture and Nature. — London: Routledge, 2007. —240 p.
  • 18. Harris P. A. To See with the Mind and Think through the Eye // Deleuze and Space / Eds. I. Buchanan, G. Lambert. — Edinburgh: Edinburgh University press, 2005. — P. 36–60.
  • 19. Hejduk J. Vladivostok / Ed. K. Shkapich. — New York: Rizzoli, 1989. — 272 p.
  • 20. Lynn G. Body Matters // Greg Lynn. Folds, Bodies, Blobs. Collected Essays. — Bruxelles : La Lettre volée, 1998. — P. 135–156.
  • 21. Lynn G. Blobs // Greg Lynn. Folds, Bodies, Blobs. Collected Essays. — Bruxelles: La Lettre volée, 1998. — P. 157–169.
  • 22. Lynn G. Architectural Curvilinearity: The Folded, the Pliant, the Supple // Constructing a New Agenda: Architectural Theory 1993–2009 / Ed. K. Sykes. — New York: Princeton Architectural Press, 2012. — P. 30–62.