Заголовок | Концепция «тела без органов» в теории архитектуры конца XX века | ||||||||
Автор | Петрушихина С. В. | s.petrushikhina@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Петрушихина, Светлана Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; s.petrushikhina@gmail.com; SPIN-код: 5256-8480; ORCID: 0000-0002-1584-8616 | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2313-8-58 | ||||||
Год | 2023 | Номер сборника | 13 | Страницы | 723–733 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.01 | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена рецепции понятия «тело без органов» в текстах зарубежных теоретиков архитектуры конца XX в., в частности — А. Графланда, И. де Сола Моралеса и Г. Линна. Интерес архитекторов и теоретиков к данному понятию возник на фоне распространения САПР, а также в результате утверждения в массовом сознании новой парадигмы реальности. И. де Сола Моралес использует данную концепцию для описания архитектурной образности в эпоху позднего капитализма. Теоретик полагает, что обращение к данной концепции выявить скрытые механизмы, формирующие связь между архитектурным объектом и различными измерениями жизни общества. А. Графланд использует понятие «тело без органов» для интерпретации небоскреба «Даунтаун Атлетик клаб» описанного Р. Колхасом во второй главе работы «Нью-Йорк вне себя». А. Графланд отмечает, что «телом без органов» этого здания может являться его программа. Г. Линн обращается к концепции «тела без органов» в обосновании собственной стратегии формообразования, которая предполагает создание гибких топологических структур, форма которых подстраивается под конкретное окружение. Эти объекты носят название «блобов» и создаются архитектором при помощи специализированных компьютерных программ. «Тело без органов» архитектуры, с точки зрения Г. Линна — это проекция будущего здания на экране монитора, которое можно адаптировать под любые потребности, а также подчинять любым условиям и требованиям. Указанные авторы используют термин «тело без органов» в разных контекстах. Тем не менее, обращение к данному теоретическому конструкту во всех трёх случаях объединено общей целью — указать на зависимость архитектурной формы от внешних сил и процессов. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Петрушихина С. В. Концепция «тела без органов» в теории архитектуры конца XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 723–733. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-58 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|