Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-45
Заголовок Статера и гидравлос: два рисунка Даниэле Барбаро на полях издания Витрувия 1511 года из ГМИИ им. А.С. Пушкина
Автор email ekaterina.igoshina@arts-museum.ru
Сведения об авторе Игошина, Екатерина Петровна — кандидат искусствоведения, заведующая Научной библиотекой. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Волхонка, 12, Москва, Российская Федерация, 119019; ekaterina.igoshina@arts-museum.ru; ORCID: 0009-0002-6713-1972
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2313-5-45
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 570579
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034…6 Индекс ББК 85.11
Аннотация

В фонде Научной библиотеки ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится латинское издание 1511 г. «Десяти книг об архитектуре» древнеримского архитектора Марка Витрувия Поллиона. Экземпляр имеет на полях многочисленные рукописные пометы преимущественно на латыни, которые в 2020 г. были атрибутированы венецианскому гуманисту Даниэле Барбаро (1514–1570). Помимо помет, Барбаро оставил на полях трактата более двух десятков рисунков. Предмет статьи — два рисунка на полях X книги, посвященной описанию механизмов. Первый рисунок, расположенный на лицевой стороне листа 98, сопровождает текст главы 8 «О прямом и круговом движении, необходимом для поднятия тяжестей». На нем Барбаро изобразил древнеримский механизм для поднятия и взвешивания разноформатных грузов — статеру. На втором рисунке, помещённом на лицевой стороне листа 103, примерно посередине главы 13 «О водяных машинах, которые применяются при устройстве органов», представлен водяной орган (гидравлос). Сопоставление рисунков с текстом трактата Витрувия показало, что оба тесно связаны с его содержанием и, как и большинство рукописных комментариев, отражают реакцию венецианского гуманиста на прочитанный текст. Ни в одном из двух случаев, однако, изображения не являются иллюстрациями к конкретным пассажам трактата, более того, отчасти даже противоречат тексту Витрувия. Ни один из двух рисунков нельзя назвать подготовительным наброском к гравированным иллюстрациями из «Комментария к Витрувию» Даниэле Барбаро (Венеция, 1556 и 1567), значительная часть которых была выполнена архитектором Андреа Палладио (1508–1580): изображение статеры, скопированное из трактата Жана Борреля «О весах и статере» (Лион, 1554) дано гуманистом в дополнение к гравюре Фра Джокондо, а с помощью изображения водяного органа Барбаро намекает на то, что редактор текста и автор гравюр 1511 г. не проявил должного усердия при иллюстрировании соответствующего фрагмента античного трактата.

Проект по изучению экземпляра «Десяти книг об архитектуре» Витрувия 1511 года осуществляется при финансовой поддержке патрона ГМИИ им. А.С. Пушкина ООО «ВЫМПЕЛ». В проекте принимают участие: Е.П. Игошина, А.И. Маркова, И.И. Аникьев, Ю.Е. Краснобаева и А.А. Ямалиева.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Игошина Е. П. Статера и гидравлос: два рисунка Даниэле Барбаро на полях издания Витрувия 1511 года из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 570–579. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-45
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Игошина Е.П., Аникьев И.И., Маркова А.И. Комментарии Даниэле Барбаро на полях издания Витрувия 1511 года из ГМИИ им. А.С. Пушкина: путь атрибуции и опыт датировки // Искусствознание. — 2021. — № 1. — С. 264–297.
  • 2. Barbaro D. La pratica della perspettiva di monsignor Daniel Barbaro eletto patriarca d’Aquileia. — Venezia: C. & R. Borgominieri, 1568. — 195 p.
  • 3. Borrel J. De libra et statera libellus // Borrel J. Opera Geometrica. — Lyon: T. Bertheau, 1554. — P. 77–87.
  • 4. Cellauro L. Disegni di Palladio e di Daniele Barbaro nei manoscritti preparatori delle edizioni del 1556 e del 1567 di Vitruvio // Arte Veneta. — 2000–2001. — Vol. XVI (I). — P. 52–63.
  • 5. Cellauro L. Palladio e le illustrazioni delle edizioni del 1556 e del 1567 di Vitruvio // Saggi e memorie di storia dell’arte. — Venezia: Fondazione Giorgio Cini, 1998. — Vol. 22. — P. 55–128.
  • 6. Dolce L. Dialogo della pittura di M. Ludovico Dolce intitolato l’Aretino. — Venezia: G. Giolito De Ferrari, 1557. — 60 p.
  • 7. Guarneri C. Il manoscritto sugli orologi solari Lat. VIII, 42=3097 // Monteleone C. La prospettiva di Daniele Barbaro. Note critiche e trascrizione del manoscritto It. IV, 39=5446. — Canterano: Aracne editrice, 2020. — P. 163–179.
  • 8. Heron Alexandrinus. Pneumatica. 1554–1566. (Рукопись (не опубликована). Национальная библиотека Франции, Grec 2512). — 73 f.
  • 9. Heron Alexandrinus. Pneumatica; Corpus Hermeticum; Ocellus Lucanus. De universi Natura. 1530–1539. ( Рукопись (не опубликована). Национальная библиотека Франции, Grec 2518.) — 125 f.
  • 10. Heron Alexandrinus. Pneumatica, De automatis // Heron Alexandrinus. Pneumatica, De automatis; Aristides Quitilianus. De musica; Pediasimus J. De geometria. (Рукопись (не опубликована). Колледж Святой Магдалины, Gr. 12. ) — F. 1 r–33 v.
  • 11. Heron Alexandrinus. Pneumatica et De Automatis. 1540–1550. (Рукопись (не опубликована). Национальная библиотека Франции, Grec 2431). — 95 f.
  • 12. Heron Alexandrinus. Heronis Alexandrini Spiritalium liber. — Urbino: D. Frisolino, 1575. — 70 f.
  • 13. Heron Alexandrinus. T. I. Pneumatica et automata. — Leipzig: B.G. Teubner, 1899. — 514 s.
  • 14. Marchi M. Il romano della stadera: un particolare testimone della vita economica e sociale in epoche passate // Spade e stadere. 100 romani di diverso gusto e provenienza. — Modena: Libra 93, 2020. — P. 31–42.
  • 15. Marcon S. Volentes // Daniele Barbaro. 1514–1570. Letteratura, scienze e arti nella Venezia del Rinascimento. — Crocetta del Montello: Antiga Edizioni, 2015. — P. 33–47.
  • 16. Monteleone C. La prospettiva di Daniele Barbaro. Note critiche e trascrizione del manoscritto It. IV, 39=5446. — Canterano: Aracne editrice, 2020. — 480 p.
  • 17. Moretti L. Ancora sulla scenographia: I manoscritti preparatori per la parte quarta de La pratica della perspettiva di Daniele Barbaro (1568) // Daniele Barbaro. 1514–1570. Vénitien, patricien, humaniste. — Turnhout: Brepols, 2017. — P. 221–251.
  • 18. Moretti L. Daniele Barbaro: la vita e i libri // Daniele Barbaro. 1514–1570. Letteratura, scienze e arti nella Venezia del Rinascimento. — Crocetta del Montello: Antiga Edizioni, 2015. — P. 15–31.
  • 19. Vitruvius Pollio M. Di Lucio Vitruvio Pollione De architectura libri dece: traducti de latino in vulgare. — Como: G. Da Ponte, 1521. — 183 c.
  • 20. Vitruvius Pollio M. I dieci libri dell’architettura, tradotti e commentati da Daniele Barbaro. — Venezia: F. Marcolini, 1556. — 274 p.
  • 21. Vitruvius Pollio M. I dieci libri dell’architettura, tradotti e commentati da Daniele Barbaro. — Venezia: F. de’ Franceschi & G. Chrieger, 1567. — 506 p.
  • 22. Vitruvius Pollio M. M. Vitruvii Pollionis De architectura libri decem, cum commentariis Danielis Barbari. — Venezia: F. de’ Franceschi & G. Chrieger, 1567. — 375 p.
  • 23. Vitruvius Pollio M. M. Vitruvius per Iocundum solito castigatior factus cum figuris et tabula ut iam legi et intelligi possit‏. — Venezia: G. Tacuino, 1511. — 110 c.
  • 24. Williams K., Monteleone C. Daniele Barbaro’s Perspective of 1568. — Cham: Springer, 2020. — 386 p.