Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-44
Заголовок Художественные особенности «Книги о торжестве силы и благоразумия» (рукописи из РНБ)
Автор email soshnikova_ks@mail.ru
Сведения об авторе Сошникова, Ксения Владимировна — кандидат исторических наук, научный сотрудник. Российская Национальная Библиотека, Отдел рукописей, Садовая ул., 18, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191069; soshnikova_ks@mail.ru; SPIN-код: 5999-0244; ORCID: 0000-0001-6243-0012
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2313-5-44
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 560569
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(44) Индекс ББК 85.153(3)
Аннотация

Статья посвящена исследованию цикла миниатюр французской рукописи первой четверти XVI в. (Fr.F.v.XV.1) из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ), в которой находится богатая коллекция европейских документов эпохи Средних веков и Возрождения. Этот кодекс представляет гуманистический трактат — Книгу о торжестве силы и благоразумия Жана Тено, французского писателя, путешественника и духовника Франциска Ангулемского (Валуа), будущего короля Франциска I (1515–1547).

Моральные трактаты Жана Тено составляют цикл Торжество добродетелей. Списки этих произведений дошли до нас в нескольких кодексах, один из которых хранится в Отделе рукописей РНБ (Fr.F.v.XV.1), другие — во Франции (Fr. 144, Fr. 443 во Французской национальной библиотеке и Ms. 3358 в библиотеке Арсенала).

Кодекс из РНБ является подносным экземпляром для Луизы Савойской — матери будущего короля Франции. Трактат был предназначен для нравственного воспитания ее детей: Торжество благоразумия — для Маргариты Валуа, а Торжество силы — для Франциска Валуа. До того, как рукопись приобрел и вывез из аббатства Сен-Жермен де Пре русский дипломат и библиофил П. П. Дубровский, она являлась частью библиотеки королей Франции. Во Французской национальной библиотеке хранится рукопись (Fr. 144), содержащая продолжение петербургского кодекса.

Текст каждого из Торжеств представляет воображаемое путешествие-паломничество автора — Жана Тено на Святую землю, наполненное многочисленными аллегориями и метафорами. В кодексе Fr.F.v.XV.1 из РНБ его путь запечатлен на цикле из 19 миниатюр, которые были исполнены двумя анонимными миниатюристами. Художественное оформление петербургского кодекса представляет большой интерес благодаря своему стилистическому контрасту. Миниатюры, исполненные рукой первого мастера, испытывают на себе влияние Руанской школы миниатюры, а в работах второго, угадывается не только влияние приглашенных во Францию итальянских художников, но и отзвук антверпенского маньеризма.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сошникова К. В. Художественные особенности «Книги о торжестве силы и благоразумия» (рукописи из РНБ) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 560–569. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-44
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Avril F.; Reynaud N. Les manuscrits à peinture en France 1440–1520. Paris, Bibliothéque Nationale Publ., 1994. 439 p.
  • 2. Avril F.; Reynaud N.; Cordellier D. (eds.). Les Enluminures du Louvre, Moyen Âge et Renaissance. Paris, Hazan Publ.; Louvre éditions Publ., 2011. 383 p. (in French).
  • 3. Chenu R. Le Maître de Bayeux, émule du Maître de l’Échevinage de Rouen. Memini. Travaux et documents, 2018, no. 24. Available at: https://journals.openedition.org/memini/1142 (accessed 11 January 2023) (in French).
  • 4. Christie-Miller I. 72 in His name: Reuchlin, Luther, Thenaud, Wolff, and the Names of Seventy-Two Angels. Boston, Academic studies press Publ., 2019. 82 p.
  • 5. Demidova M. A. Ideal’naia rezidentsiia renessansnogo pravitelia: dvorets Fontenblo epokhi Frantsiska I (The Ideal Residence of a Renaissance Ruler. The Palace of Fontainebleau in the Age of Francis I). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2010. 351 p. (in Russian).
  • 6. Février P.-A. Les quatre fleuves du Paradis. Rivista di Archeologia Cristiana, 1956, vol. 32, pp. 179–199 (in French).
  • 7. Hermant M., Laffitte M.-P. (éd.). Trésors royaux: la bibliothèque de François Ier: Château royal de Blois. Blois; Paris; Rennes, Château royal de Blois Publ.; Bibliothèque nationale de France Publ.; Presses universitaires de Rennes Publ., 2015. 319 p. (in French).
  • 8. Laborde A. de. Les principaux manuscrits à peintures conservés dans l’ancienne Bibliothèque Impériale Publique de Saint-Pétersbourg, vol. 2. Paris, Société française de reproductions de manuscrits à peintures Publ., 1936–1938. 100 p., 45 pl. (in French).
  • 9. Lecoq A.-M. François Ier imaginaire: symbolique et politique à l’aube de la Renaissance française. Paris, Macula Publ., 1987. 565 p. (in French).
  • 10. Marrou H.-I. L’inscription des quatre fleuves du Paradis dans la basilique d’Ostie. Publications de l’École Française de Rome, 1978, no. 35, pp. 111–114 (in French).
  • 11. Orth M. D. French Renaissance Manuscripts and L’Histoire du Livre. Viator: Medieval and Renaissance Studies, 2001, vol. 32, no. 32, pp. 245–278.
  • 12. Orth M. D. Renaissance Manuscripts: The Sixteenth Century, vol. 2. London, Harvey Miller Publ., 2015. 383 p.
  • 13. Perret N.-L.; Péquignot S. A Critical Companion to the ‘Mirrors for Princes’ Literature. Leiden; Boston, Brill Publ., 2022. 562 p.
  • 14. Plummer J.; Clark G. The Last Flowering: French Painting in Manuscripts 1420–1530 from American Collections. New York, Pierpont Morgan Library Publ., Oxford University Press Publ., 1982. XIV, 123 p.
  • 15. Ritter G.; Lafond J. (eds.). Manuscrits à peintures de l’école de Rouen: livres d’heures normands. Rouen, A. Lestringant Publ., 1913. 60 p., 81 pl. (in French).
  • 16. Scailliérez C. (ed.). François Ier et l’art des Pays-Bas. Paris, Louvre éditions Publ.; Somogy éditions d’art Publ., 2017. 479 p. (in French).
  • 17. Schuurs-Janssen T. J. (ed.). Le triumphe de prudence: ms. Ars. 3358, ff. 1-148. Genève, Droz Publ., 1996. clxviii, 423 p. (in French).
  • 18. Schuurs-Janssen T. J. (ed.). Le Triumphe des vertuz. Troisième traité: Le Triumphe de Justice (ms. BNF, fr. 144). Genève, Droz Publ., 2007. lxxxv, 500 p. (in French).
  • 19. Voronova T. P.; Sterligov A. Western European Illuminated Manuscripts, 8th to 16th Centuries. London, Sirocco Publ., 1996. 255 p.
  • 20. Voronova T. P. P. P. Dubrovskii and Saint-Germain Manuscripts. Knigi. Arkhivy. Avtografy. (Books. Archives. Autographs). Moscow, Kniga Publ., 1973, pp. 101–114. (in Russian).
  • 21. Zöhl C. Jean Pichore: Buchmaler, Graphiker und Verleger in Paris um 1500. Turnhout, Brepols Publ., 2004. 346 p. (in German).