Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-41
Заголовок Тема магии в рисунках «Флорентийской хроники в картинах» (Британский музей, Лондон): основные сюжеты, текстовые и иконографические истоки
Автор email piven06@yandex.ru
Сведения об авторе Пивень, Марина Георгиевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный гуманитарный университет. Миусская пл., д. 6. Москва, Российская Федерация, 125993; piven06@yandex.ru; SPIN-код: 4227-6913; ORCID: 0000-0003-3690-8726
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2313-5-41
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 504516
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76; 7.04 Индекс ББК 85.103(0)4; 85стд 1-3
Аннотация

Статья посвящена изучению рисунков «Флорентийской хроники в картинах» (ок. 1470–1475, Британский музей, Лондон), связанных с мотивами магии. Авторство памятника связывают с кругом Мазо Финигуэрры и Баччо Бальдини. Содержание рассматриваемого альбома изображений основано на единой программе, призванной показать всемирную историю в визуальных образах. Тема магии в композициях «Флорентийской хроники» составляет важную смысловую линию: на её страницах появляются фигуры Зороастра, Останеса, Гермеса Трисмегиста, в свете обладания тайными знаниями предстают персонажи греко-римской мифологии и Ветхого завета. В статье рассматриваются вероятные иконографические прототипы рисунков, анализируются литературные тексты, повлиявшие на выбор персонажей и их трактовку. Отдельное внимание уделено историко-культурному контексту жизни Италии XV в., обусловившему обращение к образам магии в искусстве.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пивень М. Г. Тема магии в рисунках «Флорентийской хроники в картинах» (Британский музей, Лондон): основные сюжеты, текстовые и иконографические истоки // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 504–516. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-41
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Акопян О. Л. Волки в овечьих шкурах: «Рассуждения против прорицательной астрологии» и ренессансная мысль Италии конца XV – начала XVI в. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 256 с.
  • 2. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. К. Богуцкого. — Киев: Ирис; М.: Алетейа, 1998. — 623 с.
  • 3. Иероним Стридонский. Одна книга толкований на пророка Даниила // Творения блаженного Иеронима Стридонского. — Т. 12. — Киев, 1894. — C. 1–145.
  • 4. Исидор Севильский. Этимологии VIII: О церкви и сектах / Пер. с лат., коммент. и введение А. Гараджи // Платоновские исследования = Platonic investigations = Πλατωνικά ζητήματα. — М.: РГГУ, 2015. — C. 198–253.
  • 5. Исидор Севильский. Этимологии XII: О животных / Пер. и комм. А. Гараджи // Платоновские исследования. — Т. XV. — 2021/2. — М.; СПб., 2021. — С. 241–330.
  • 6. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: НЛО, 2018. — 520 с.
  • 7. Лактанций. Божественные установления. Книги I–VII / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В. М. Тюленева. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. — 512 с.
  • 8. Петрарка Ф. Стихотворения; Триумфы: Поэма. — М.: Мир книги, Литература, 2008. — 352 с.
  • 9. Пивень М. Г. Манускрипты Хроник в картинах XV века. Иконографическая программа миниатюр в контексте миграции образов гуманистического искусства // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. — № 3. — 2022. — С. 54–63. DOI: 10.24412/2686-7443-2022-3-54-63
  • 10. Пивень М. Г. Манускрипты «Хроники в картинах» XV века: проблемы изучения и интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 559–571. DOI: 10.18688/aa2111-06-44
  • 11. Aakhus P. Astral Magic in the Renaissance: Gems, Poetry, and Patronage of Lorenzo de’ Medici // Magic, Ritual, and Witchcraft. — 2008. — Vol. 3. — No. 2. — P. 185–206.
  • 12. Amberger A. Giordano Orsinis Uomini Famosi in Rom. Helden der Weltgeschichte im Frühhumanismus. — München; Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2003. —544 S.
  • 13. Boccaccio G. Genealogy of the Pagan Gods [English & Latin]. — Vol. I. Books I–V. — Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 2011. — 887 p.
  • 14. Colvin S. A Florentine Picture-Chronicle. — London, 1898. — 99 p.
  • 15. Copenhaver B. Hermes Trismegistus, Proclus and the Philosophy of Magic // Hermeticism and the Renaissance: Intellectual History and the Occult in Early Modern Europe (Folger Institute Symposia) / Eds. I. Merkel, A. G. Debus. — Washington: Folger Books, The Folger Shakespeare Library, 1988. — P. 79–110.
  • 16. Davisson D. Magian “Ars Medica”, Liturgical Devices, and Eastern Influences in The Medici Palace Chapel // Studies in Iconography. — 2001. — Vol. 22. — P. 111–162.
  • 17. Forshaw P. J. From Occult Ekphrasis to Magical Art Transforming Text into Talismanic Image in the Scriptorium of Alfonso X // Bild und Schrift auf ‘magischen’ Artefakten / Eds. S. Kiyanrad, Ch. Theis, L. Willer. — Berlin; Boston: De Gruyter, 2018. — P. 15–47.
  • 18. Dannenfeldt K. H. The Pseudo-Zoroastrian Oracles in the Renaissance // Studies in the Renaissance. — 1957. — Vol. 4. — P. 7–30.
  • 19. Klingshir W.E. Isidore of Seville’s Taxonomy of Magicians and Diviners // Traditio, 2003. —Vol. 58. — P. 59–90.
  • 20. Picatrix: A Medieval Treatise on Astral Magic (Magic in History) / Trans. with an introduction by D. Attrell and D. Porreca. Based on the Latin edition by D. Pingree. — Penn State University Press, 2019. — 372 p.
  • 21. Picatrix: The Latin version of the Ghāyat Al-Ḥakim. Text, introduction, appendices, indices / Ed. D. Pingree. (Studies of the Warburg Institute, Vol. 39). — London, 1986. — lxxxi p., 326 p.
  • 22. Popham A. E. Italian Drawings in the Department of Prints and Drawings in the British Museum: The Fourteenth and Fifteenth Centuries. — London: Trustees of the British Museum, 1950. — 230 p.
  • 23. Reufer C. Die Florentiner Bilderchronik. Prozessualität negativen Transfers im Medium des Zeichnungsbuchs // Dynamiken Der Negation: (Nicht)Wissen und negativer Transfer in vormodernen Kulturen. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2021. — S. 293–312.
  • 24. Skempis M. Der orphische Hymnos auf Chthonios Hermes (57): Genealogie, Eros, Ritual // Wiener Studien. — 2016. — T. 129. — S. 155–187.
  • 25. The Natural History of Pliny. — Vol. V / Trans. with copious notes and ill. by J. Bostock and H. T. Riley. — London, 1855. — 523 p.
  • 26. Olah I. The Civic Cornucopia of Ornament. Somatic Visioning of the Festive City in the Florentine Picture Chronicle (1470–75): Ph.D. Thesis. — University of Chicago, 2013.
  • 27. Warburg A. The Picture Chronicle of a Florentine Goldsmith // Warburg A. The Renewal of Pagan Antiquity / Introd. K. W. Forster, tr. D. Britt. — Los Angeles, CA: Getty Research Institute for the History of Art and Humanities, 1999. — P. 165–168.
  • 28. Whitaker L. The Florentine Picture Chronicle: A Reappraisal: M. Phil. Thesis. — University of London, Courtauld Institute of Art, 1986.