Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-13
Заголовок К вопросу о реплике в позднеантичном скульптурном портрете. Тип и его воспроизведение
Автор email vos-chod@yandex.ru
Сведения об авторе Образцова, Ксения Борисовна — научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., 5, Москва, Российская Федерация, 125009; vos-chod@yandex.ru; SPIN-код: 5414-8260; ORCID: 0000-0002-0497-1037
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2313-1-13
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 161175
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(37)'04 Индекс ББК 85.113(3)
Аннотация

Статья посвящена проблеме репликации в позднеантичном скульптурном портрете. Отдельные аспекты этого явления прослеживаются в работе на материале различных категорий образов — изображений императоров, философов и частных лиц. Все они в той или иной мере оказываются зависимыми от типажа и используют принцип воспроизведения заданной модели. В силу этого в ряде случаев кажется нецелесообразным выделять произведения, сходные на уровне реплик. Детальное тождество указывает лишь на более точное повторение модели, как правило, в рамках одной мастерской, но концептуально не отличающееся от менее точных «копий». Другие примеры демонстрируют, что сознательную репликацию не всегда можно отличить от случайных совпадений, вызванных весьма ограниченным числом типажей и взаимозаменяемых формальных мотивов.

Особое внимание в работе уделено проблеме реплики в частном портрете. Существование копийных изображений одного и человека заставляет пересмотреть наше отношение к типологической однообразности в позднеантичном портрете, а также свидетельствует о ценности таких категорий как узнаваемость и фиксация внешнего облика. Материал посвятительных надписей показал, что практика возводить несколько статуй одному человеку действительно сохранялась. Однако с высказанными в литературе предположениями о конкретных произведениях, считающихся репликами, трудно согласиться. Выделенные пары почти не отличаются от прочих изображений соответствующей им типологической и хронологической группы. Тем более, что со временем репертуар допустимых для вариации мотивов неумолимо сокращался. Так, для создания двух портретов одного человека не было необходимости в дословной репликации конкретной скульптуры — совпадение типажа и самых общих характеристик оказывалось вполне достаточным для решения этой задачи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Образцова К. Б. К вопросу о реплике в позднеантичном скульптурном портрете. Тип и его воспроизведение // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 161–175. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-13
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Alföldi-Rosenbaum E. Animae sanctiores. Porträt-Galerien berühmter Griechen und Römer aus dem späten vierten Jahrhundert n. Chr. // Pro arte antiqua. Festschrift für Hedwig Kenner / Hrsg. von W. Alzinger. — Wien: Koska, 1982. — S. 11–22.
  • 2. Auinger J. Eine spätantike Togabüste aus Balçova // Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Instituts in Wien. — 2003. — Bd 72. — S. 15–28.
  • 3. Beckmann S. E. The Idiom of Urban Display: Architectural Relief Sculpture in the Late Roman Villa of Chiragan (Haute-Garonne) // American Journal of Archaeology. — 2020. — Vol. 124.1. — P. 133–160.
  • 4. Bergmann M. Il ritratto imperiale e il ritratto privato // Aurea Roma: dalla città pagana alla città cristiana. Catalogo della mostra: Palazzo delle Esposizioni, Roma, 22 dicembre 2000 al 20 aprile 2001 / A cura di S. Ensoli, E. La Rocca. — Roma: L’Erma di Bretschneider, 2000. — P. 237–243.
  • 5. Bergmann M. Studien zum römischen Porträt des 3. Jahrhunderts n. Chr. — Bonn: Habelt, 1977. — 222 S.
  • 6. Bol R. Die Porträts des Herodes Atticus und seiner Tochter Athenais // Antike Kunst. — 1998. — Bd 41. — S. 118−129.
  • 7. Bruun P. Notes on the Transmission of Imperial Images in Late Antiquity // Studia Romana in honorem P. Krarup. — Odense: Odense University Press, 1976. — P. 122–131.
  • 8. Carile M. C. Imperial Icons in Late Antiquity and Byzantium. The Iconic Image of the Emperor between Representation and Presence // IKON. — 2016. — Vol. 9. — P. 75–98.
  • 9. Danguillier C. Typologische Untersuchungen zur Dichter- und Denkerikonographie in römischen Darstellungen von der mittleren Kaiserzeit bis in die Spätantike. — Oxford: Archaeopress, 2001. — 282 S.
  • 10. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. — Bd. I: Kaiser- und Prinzenbildnisse / Hrsg. von K. Fittschen, P. Zanker. — Mainz am Rhein: von Zabern, 1985. — 184 S.
  • 11. Gehn U. Eine Gruppe attischer Porträts im mittleren und späten 3. Jh. n. Chr. Eine Neubetrachtung // Boreas. — 2013. — Vol. 36. — S. 99–118.
  • 12. Horster M. Provincial Governors and Senatorial Office-Holders // The Last Statues of Antiquity / Eds. R. R. R. Smith, B. Ward-Perkins. — Oxford: Oxford University Press, 2016. — P. 239–248.
  • 13. Inan J., Rosenbaum E. Roman and Early Byzantine Portrait: Sculpture from Asia Minor. — London: Oxford University Press, 1966. — 245 p.
  • 14. Inan J., Rosenbaum E. Römische und Frühbyzantinische Porträtplastik aus der Türkei: neue Funde. — Mainz am Rhein: von Zabern, 1979. — 368 S.
  • 15. Johanning G. Stilgeschichte des spätantiken Porträts. — Hamburg: Kovač, 2003. — 187 S.
  • 16. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. I: 260–395. — Cambridge: Cambridge University Press, 1971. — 1152 p.
  • 17. Jucker H. Verkannte Köpfe // Museum Helveticum. — 1959. — Vol. 16. — S. 275–291.
  • 18. Kiilerich B. Late Fourth Century Classicism in the Plastic Arts: Studies in the so-called Theodosian Renaissance. — Odense: Odense University Press, 1993. — 385 p.
  • 19. Kovacs M. Kaiser, Senatoren und Gelehrte. Untersuchungen zum spätantiken männlichen Privatporträt. — Wiesbaden: Reichert, 2014. — 456 S.
  • 20. L’Orange H. P. Das spätantike Herrscherbild von Diokletian bis zu den Konstantin-Söhnen, 284–361 n. Chr. Teil 3, Bd 4. — Berlin: Gebr. Mann, 1984. — 171 S.
  • 21. L’Orange H. P. Der subtile Stil. Eine Kunstströmung aus der Zeit um 400 n. Chr. // Antike Kunst. — 1961. — Bd 4. — S. 68–75.
  • 22. L’Orange H. P. Some Remarks on Late Greek Portraiture, Especially Regarding the Jamblichos Type // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. — 1975. — Vol. 6. — P. 59−63.
  • 23. L’Orange H. P. Studien zur Geschichte des spätantiken Porträts. — Oslo: Achehoug, 1933. — 157 S.
  • 24. Lenaghan J. Cultural Heroes // The Last Statues of Antiquity / Eds. R. R. R. Smith, B. Ward-Perkins. — Oxford: Oxford University Press, 2016. — P. 259–266.
  • 25. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II: 395–527. — Cambridge: Cambridge University Press, 1980. — 1342 p.
  • 26. Meischner J. Bildnisse der Spätantike 193–500: Problemfelder; Die Privatporträts. — Berlin: Edition BNB, 2001. — 190 S.
  • 27. Oberleitner W. Beiträge zur Geschichte der spätantiken Porträtplastik aus Ephesos // Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien. — 1964–1965. — Bd 47. — S. 5–35.
  • 28. Oberleitner W. Fragment eines spätantiken Porträtkopfes aus Ephesos // Jahresheften des Österreichischen Archäologischen Institutes. — 1959. — Bd 44. — S. 83–100.
  • 29. Özgan R., Stutzinger D. Untersuchungen zur Porträtplastik des 5. Jhs. n. Chr. anhand zweier neugefundener Porträts aus Stratonikeia // Istanbuler Mitteilungen. — 1985. — Bd 35. — S. 237–274.
  • 30. Parisi Presicce C. Konstantin als Jupiter. Die Kolossalstatue des Kaisers aus der Basilika an der via Sacra // Konstantin der Grosse / Hrsg. von A. Demandt, J. Engemann. — Mainz: von Zabern, 2007. — S. 117–131.
  • 31. Prusac M. Re-carving Roman Portraits: Background and Methods // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. — 2006. — Vol. 20 (6 N.S.). — P. 105–130.
  • 32. Roueché C. Aphrodisias in Late Antiquity: The Late Roman and Byzantine Inscriptions (Journal of Roman Studies Monograph 5). — London: Society for the Promotion of Roman Studies, 1989. — 420 p.
  • 33. Sande S. Zur Porträtplastik des sechsten nachchristlichen Jahrhunderts // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. — 1975. — Bd 6. — S. 65–106.
  • 34. Schade K. Frauen in der Spätantike, Status und Repräsentation: eine Untersuchung zur römischen und frühbyzantinischen Bildniskunst. — Mainz: von Zabern, 2003. — 269 S.
  • 35. Ševčenko I. A Late Antique Epigram and the So-Called Elder Magistrate from Aphrodisias // Synthronon: Art et archéologie de la fin de l’Antiquité et du Moyen Âge. Recueil d’études par André Grabar et un groupe de ses disciples. — Paris: Librairie C. Klincksieck, 1968. — P. 29–41.
  • 36. Severin H. G. Zur Porträtplastik des 5. Jhds. n.Chr. — München: Institut für Byzantinistik und Neugriechische Philologie, 1972. — 201 S.
  • 37. Şimşek C. Sculpture from Laodikeia (Laodicea ad Lycum) // Roman Sculpture in Asia Minor. Proceedings of the International Conference to celebrate the 50th anniversary of the Italian excavations at Hierapolis in Phrygia, held on May 24–26, 2007, in Cavallino (Lecce) (JRA Supplementary Series 80) / Eds. F. D’Andria, I. Romeo. — Portsmouth: Journal of Roman Archaeology, 2011. — P. 336–345.
  • 38. Smith R. R. R. A New Shield Portrait in Izmir // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung. — 1996. — Bd 102. — S. 331–339.
  • 39. Smith R. R. R. A Portrait Monument for Julian and Theodosius at Aphrodisias // Griechenland in der Kaiserzeit: Neue Funde und Forschungen zu Skulptur, Architektur und Topographie / Hrsg. von C. Reusser. — Bern: Institut für Klassische Archäologie, 2001. — S. 123–136.
  • 40. Smith R. R. R. Late Antique Portraits in a Public Context: Honorific Statuary at Aphrodisias in Caria, A.D. 300–600 // The Journal of Roman Studies. — 1999. — Vol. 89. — P. 155–189.
  • 41. Smith R. R. R. Late Roman Philosopher Portraits from Aphrodisias // The Journal of Roman Studies. — 1990. — Vol. 80. — P. 127–155.
  • 42. Smith R. R. R. The Statue Monument of Oecumenius: A New Portrait of a Late Antique Governor from Aphrodisias // The Journal of Roman Studies. — 2002. — Vol. 92. — P. 134–156.
  • 43. Stewart P. Continuity and Tradition in Late Antique Perceptions of Portrait Statuary // Statuen und Statuensammlungen in der Spätantike — Funktion und Kontext / Hrsg. von F. A. Bauer, C. Witschel. — Wiesbaden: Reichert, 2007. — S. 27–43.
  • 44. Stichel R. H. W. Die römische Kaiserstatue am Ausgang der Antike. Untersuchungen zum plastischen Kaiserporträt seit Valentinian I (364–375 n. Chr.). — Roma: L’Erma di Bretschneider, 1982. — 129 S.
  • 45. Swift E. H. Imagines in Imperial Portraiture // American Journal of Archaeology. — 1923. — Vol. 27.3. — P. 286–301.
  • 46. Sydow W. v. Zur Kunstgeschichte des spätantiken Porträts im 4. Jahrhundert n. Chr. — Bonn: Habelt, 1969. — 164 S.
  • 47. Ward-Perkins B. Statues at the End of Antiquity: the Evidence of the Inscribed Bases // The Last Statues of Antiquity / Eds. R. R. R. Smith, B. Ward-Perkins. — Oxford: Oxford University Press, 2016. — P. 28–41.