Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-11
Заголовок Рельефы «Бемы Федра» театра Диониса в Афинах. К вопросу о первоначальном назначении и источниках вдохновения
Автор email nalim1973@mail.ru
Сведения об авторе Налимова, Надежда Анатольевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; nalim1973@mail.ru; SPIN-код: 1998-9972; ORCID: 0000-0002-3697-0848 Корзун, Арина Алексеевна — аспирантка. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; arina_korzun@mail.ru; SPIN-код: 9427-0960; ORCID: 0000-0001-6962-1663
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2313-1-11
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 125136
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(39) Индекс ББК 63.3(0)32
Аннотация

В данной публикации рассматривается широкий круг вопросов, связанных с циклом афинских рельефов II в., который частично сохранился в составе более позднего памятника, известного как «Бема Федра» (βήμα του Φαίδρου). Авторы поддерживают гипотезу о том, что фриз первоначально был частью здания скены афинского театра, и приводят дополнительные аргументы в пользу этой гипотезы. На сохранившихся четырех плитах представлены события из жизни Диониса, начиная с рождения божества и передачи его Гермесу. Вместе с тем, фриз содержит отсылки к местным культам, топографии города и религиозным праздникам, благодаря чему раскрывается тема истоков аттической драмы и религии Диониса. Привлекает внимание особый акцент на мотиве восседающего на троне божества в рельефах «Бемы», очевидно, связанный с сакральными практиками и культовыми образами примыкающего к театру святилища Диониса Элевтерия. Помимо теологических, эти акценты могли иметь и политические основания в связи с личностью Адриана, который носил титул Новый Дионис как покровитель Синода афинских технитов. Подобные политические, религиозные и идеологические посылы, содержащиеся во фризе, перекликаются со скульптурным оформлением адриановской scaenae frons, что позволяет рассматривать их как части единого художественного целого. Связь прослеживается и в отношении возможных источников вдохновения. Рельефы, так же, как и скульптуры скены, демонстрируют ориентацию на разнообразные иконографические и стилистические источники, памятники различных типов. Однако, в обоих случаях основная идея — изобразить Диониса как владыку театра, принимающего почести от своих служителей, судя по всему, восходит к эллинистическим дионисийским посвящениям и «культовым нишам» со скульптурными группами, подобным тем, что были найдены на Делосе и Фасосе. Однако, эти мотивы были монументализированы и встроены в новую иерархическую систему образов с ее явными имперскими коннотациями и отсылками к императорскому патронажу.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Налимова А. А.; Корзун А. А. Рельефы «Бемы Федра» театра Диониса в Афинах. К вопросу о первоначальном назначении и источниках вдохновения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 125–136. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-11
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bieber Μ. The History of the Greek and Roman Theatre. Princeton, New Jersey, Princeton University Press Publ., 1961. 343 p.
  • 2. Boardman J. Greek Sculpture. The Archaic Period. London, Thames & Hudson Publ., 1978. 252 p.
  • 3. Boartwright M. T. Hadrian and the Cities of the Roman Empire. Princeton, Princeton University Press Publ., 2000. 243 p.
  • 4. Bonanome D. Il rilievo da Mondragone nel Museo Nazionale di Napoli. Academia di Archeologia Lettere et Belle Arti di Napoli. Monumenti X. Napoli, Arte Tipografica Publ., 1995. 223 p. (in Italian).
  • 5. Buckley T. A. (transl.). Euripides. The Tragedies of Euripides. London, Henry G. Bohn Publ., 1850. 430 p.
  • 6. Cook A. В. Zeus: A Study in Ancient Religion. Vol. 1: Zeus God of the Bright Sky. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1914. 885 p.
  • 7. Despinis G. I. Hochrelieffriese des 2. Jahrhunderts n. Chr. aus Athen. München, Hirmer Verlag Publ., 2003. 217 p. (in German).
  • 8. Despinēs G. I. New Data on the Frieze of the Phaedrus Bema in the Dionysiac Theater in Athens. Egnatia, 2003, iss. 7, pp. 165–191 (in Greek).
  • 9. Di Napoli V. Teatri della Grecia romana: forma, decorazione, funzioni: la provincia d’Acaia. Series: Meleteemata (Kentron Helleenikees kai Rōmaikes Archaiotetos) 67. Atene, Paris, Fondazione nazionale delle ricerche, Istituto di studi storici per l’Antichità greche e romane Publ., 2013. 290 p. (in Italian).
  • 10. Di Napoli V.; Vitti M. The Orchestra of the Theater of Dionysus. Observations on the Form and Function of the Monument during the Imperial Era. Logeion, vol. 9, 2019, pp. 335–359 (in Greek).
  • 11. Dindorf W. (ed.). Pollux Julius, of Naucratis. Leipzig, Kuehn Publ., 1924. 525 p. (in Greek).
  • 12. Dörpfeld W. Reisch E. Das griechische Theater: Beiträge zur Geschichte des Dionysos-Theaters in Athen und anderer griechischer Theater. Athen, Barth & von Hirst Publ., 1896. 396 p. (in German).
  • 13. Fauconnier B. Athletes and Artists in the Roman Empire: The History and Organisation of the Ecumenical Synods. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2023. 403 p.
  • 14. Fiechter E. Das Dionysos-Theater in Athen. Die Ruine. Antike greichische Theaterbauten, Heft 5. Stuttgart, W. Kohlhamme Publ., 1935. 93 p. (in German).
  • 15. Frantz A. The Date of the Phaidros Bema in the Theater of Dionysos. Hesperia Supplements, 1982, vol. 20, Studies in Athenian Architecture, pp. 34–39.
  • 16. Frazer J. G. (transl.). Apollodorus. The Library. Cambridge, MA, Harvard University Press Publ., London, William Heinemann Ltd. Publ., 1921. 576 p.
  • 17. Fuchs M. Untersuchungen zur Ausstattung romischer Theater in Italien und den Westprovinzen des Imperium Romanum. Mainz am Rhein, Verlag Philipp von Zabern Publ., 1987. 228 p. (in German).
  • 18. Grandjean Y.; Salviat Fr. Guide de Thasos. Atenes, Ecole française d’Athènes Publ., 2000. 330 p. (in French).
  • 19. Herbig R. Das Dionysos-Theater in Athen. Die Skulpturen vom Bühnenhaus. Antike greichische Theaterbauten, 6. Stuttgart, W. Kohlhamme Publ., 1935. 59 p. (in German)
  • 20. Hurwit J. M. The Athenian Acropolis: History, Mythology, and Archaeology from the Neolithic Era to the Present. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2000. 384 p.
  • 21. Jacobitz K. (ed.). Luciani Samosatensis Opera, vol. 3. Leipzig, B. G. Teubneri Publ., 1896. 302 p. (in Greek).
  • 22. Jenkins I. Greek Architecture and Its Sculpture. Cambridge, Harvard University Press Publ., 2006. 271 p.
  • 23. Jones W. H. S.; Omerod H. A. (transl.) Pausanias. Description of Greece. Cambridge, Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. Publ., 1918. 457 p.
  • 24. Korzun A. Dionysian Plots from the Sculptural Frieze of the Theater of Nysa in the Context of the Era and the City. Zakharova A.; Maltseva S.; Staniukovich-Denisova E. (eds). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 11. St. Petersburg, St. Petersburg University Press Publ., 2021, pp. 55–65 (in Russian). Available at: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-05 (accessed 1 May 2023)
  • 25. Korzun A. The Roman Theater in Side: The Plots of Sculptural Frieze. Klio, 2023, vol. 1(193), pp. 46–54 (in Russian). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=50173035 (accessed 1 May 2023)
  • 26. Kosmopoulou A. The Iconography of Sculptured Statue Bases in the Archaic and Classical Periods. Madison, The University of Wisconsin Press Publ., 2002. 259 p.
  • 27. Leventi I. The Mondragone Relief Revisited: Eleusinian Cult Iconography in Campania. Hesperia, vol. 76–1, 2007, pp. 107–141.
  • 28. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC), vol. 2. Zürich, München, Düsseldorf Artemis and Winkler Verlag Publ., 1981. 709 p.
  • 29. Marcadé J. Au Musée de Délos. Étude sur la sculpture hellénistique en ronde bosse découverte dans l’île. Athenes, Bibliothèques de l’Ecole française d’Athènes et de Rome, 215, 1969. 556 p. (in French).
  • 30. Nalimova N.; Korzun A. The Bathing Scene of the Infant Dionysus in the Theater Decoration of Asia Minor: The Origins of Iconography and the Roman Context. Moscow University Bulletin. Series 8: History, 2022, iss. 3, pp. 156–171 (in Russian). Available at: http://vestnikhist.ru/articles/article/8175/ (accessed 1 May 2023)
  • 31. Nielsen I. Cultic Theatres and Ritual Drama. ASMA IV. Aarhus, Aarhus University Press Publ., 2002. 395 p.
  • 32. Papastamatē-von Moock Ch. Theater of Dionyso. Stephanidou-Tiberioy Th., Karanastasē P.; Damaskos D. (eds). Ta glypta tēs rōmaikēs skēnēs: chronologika, kallitechnika kai ermēneutika zētēmata. Klasikē paradosē kai neōterika stoicheia stēn plastikē tēs rōmaikēs Elladas: Praktika Diethnous Synedriou Thessalonikē, 7–9 Maiou 2009 (The Sculptures of the Roman Scene: Chronological, Artistic and Interpretative Issues. Classical Tradition and Modern Elements in the Plastic Arts of Roman Greece: Proceedings of the International Conference, Thessaloniki, 7–9 May 2009). Thessaloniki, University Studio Press Publ., 2012, pp. 129–151 (in Greek).
  • 33. Picard Ch. Un type méconnu de lieu-saint dionysiaque: le stibadeion. Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 1944, iss. 88–1, pp. 127–157 (in French).
  • 34. Pickard-Cambridge A. W. The Theatre of Dionysus in Athens. Oxford, Clarendon Press Publ., 1946. 288 p.
  • 35. Powell J. U. (ed.). Collectanea Alexandrina: Reliquiae minores Poetarum Graecorum Aetatis Ptolemaicae 323–146 A.C. Oxford, Clarendon Press Publ., 1925. 264 p. (in Greek).
  • 36. Ratdolt E. (ed.). Gaius Julius Hyginus. Poeticon Astronomicon. Venice, 1482. 150 p.
  • 37. Reinach S. Répertoire de peintures grecques et romaines. Paris, E. Leroux Publ., 1922. 427 p. (in French).
  • 38. Roller D. W. (transl.). The Geography of Strabo: An English Translation, with Introduction and Notes. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2020. 909 p.
  • 39. Rouse W. H. D. (transl.) Nonnos. Dionysiaca. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1940. 402 p.
  • 40. Rousopoylos A. Archaiologikē Ephēmeris (Archaeological Journal), 1862, pp. 26–36 (in Greek).
  • 41. Shear J. P. Athenian Imperial Coinage. Hesperia, vol. 5, iss. 3, 1936, pp. 285–332.
  • 42. Sturgeon M. C. Corinth, vol. 9: Sculpture. The Assemblage from the Theater. Ann Arbor, The American School of Classical Studies at Athens Publ., 2004. 237 p.
  • 43. Sturgeon M. C. The Reliefs on the Theater of Dionysos in Athens. American Journal of Archaeology, 1977, vol. 81, no. 1. pp. 31–53.
  • 44. Svoronos J. N. Das Athener Nationalmuseum. Τextband III. Athen, Eleftheroudakis Publ., 1937. 687 p. (in German).
  • 45. Travlos J. Pictorial Dictionary of Ancient Athens. New York, Hacker Art Books Publ., 1980. 590 p.
  • 46. Versakis F. Das Skenengebäude des Dionysos-Theaters. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, 1909, vol. 24, pp. 194–224 (in German).
  • 47. West M. L. The Early Chronology of Attic Tragedy. The Classical Quarterly, vol. 39, no. 1, 1989, pp. 251–254.