Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-4
Заголовок |
Охота на оленя в декоративной программе клазоменского саркофага из Музея истории искусства в Вене |
Автор |
Ненахова М. Н. |
email |
Mariya_nenahova@mail.ru |
Сведения об авторе |
Ненахова, Мария Николаевна — соискатель. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Mariya_nenahova@mail.ru; SPIN-код: 1778-1134; ORCID: 0000-0002-4178-6324 |
В рубрике |
Искусство Древнего мира |
DOI | 10.18688/aa2313-1-4 |
Год |
2023 |
Номер сборника |
13 |
Страницы |
42–50 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.032(38) |
Индекс ББК |
63.3(0)32; 85.126 |
Аннотация |
Терракотовый, богато декорированный саркофаг (510 г. до н. э.), ныне хранящийся в Музее истории искусства в Вене, был найден на территории Малой Азии, предположительно в некрополях города Клазомены. Декоративная схема клазоменских саркофагов, которых на сегодняшней день известно около 200, строго регламентирована и представляет за редким исключением повторяющийся набор композиционных приемов (геральдическая, симметричная схема) и образов (гоплиты, всадники, колесницы, миксоморфные существа, фризы с животными и т. д.), которые, однако, могут варьироваться по-разному.
Однако на верхней панели венского саркофага представлена принципиально другая изобразительная схема и уникальный для данного корпуса памятников сюжет — конная и колесничая охота на оленей, представленная в динамичной, открытой композиции. По нашему мнению, причины появления этого мотива и истоки необычной иконографии в декорации ионийского саркофага следует искать во влиянии искусства Ахеменидской империи, отражающем общую для элит анатолийского региона рубежа VI–V вв. до н. э. идеологию. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Ненахова М. Н. Охота на оленя в декоративной программе клазоменского саркофага из Музея истории искусства в Вене // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 42–50. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-4
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Вергазов Р. Р. Типология дворца-ападаны в классической архитектуре ахеменидского Ирана: проблема происхождения и развития // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 23–30. DOI: 10.18688/aa166-1-2
- 2. Вергазов Р. Р. Садово-парковое искусство ахеменидского Ирана. К проблеме реконструкции и типологии древнеперсидских парадизов // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. — 2019. — № 5. — С. 89–107.
- 3. Åkerström Å. Die architektonischen Terrakotten Kleinasiens. — Lund: Gleerup, 1966. — 287 p.
- 4. Anderson J. K. A Caeretan Hydria in Dunedin // The Journal of Hellenic Studies. — 1955. — Vol. 75. — P. 1–6.
- 5. Barringer J. M. The Hunt in Ancient Greece. — Baltimore; London: The John Hopkins University Press, 2001. — 529 p.
- 6. Cook R. M., Hemelrijk J. M. A Hydria of the Campana Group in Bonn // Jahrbuch der Berliner Museen. — 1963 — Bd 5. — S. 107–120.
- 7. Dusinberre E. R. M. Empire, Authority, and Autonomy in Achaemenid Anatolia. — Cambridge: Cambridge University Press, 2013. — 402 p.
- 8. Endt J. Beiträge zur jonischen Vasenmalerei — Prag: J. G. Calve, 1899. — 82 S.
- 9. Miller M. C. Orientalism and Ornamentalism: Athenian Reactions to Achaemenid Persia // Arts: The Proceedings of the Sydney University Arts Association — 2006. — Vol. 28. — P. 117–146.
- 10. Miller M. C. Luxury Toreutic in the Western Satrapies: Court-Inspired Gift-Exchange Diffusion // The Achaemenid Court / Eds. B. Jacobs, R. Rollinger. — Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2010. — P. 854–897.
- 11. Miller M. C. Town and City in Satrapies of Western Anatolia: The Archeology of Empire // Kelainai–Apameia Kibotos: Développement urbain dans le contexte anatolien / Eds. L. Summerer, A. Ivantchik, A. von Kienlin. — Bordeaux: Ausonius, 2011. — P. 319–344.
- 12. Miller M. C. Quoting “Persia” in Athens // Persianism in Antiquity / Eds. R. Strootman, M. J. Versluys. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2017 — P. 49–69.
- 13. Mitchell C. A Paradeisos at Ramat Rahel and the Setting of Zechariah // Transeuphratène. — 2016. — Vol. 48. — P. 79–91.
- 14. Šmotláková K. Iconographical Themes on Funerary Monuments in Achaemenid Anatolia // Turkey through the Eyes of Classical Archaeologists / Ed. E. Hrnc̆iarik. — Trnava: Trnavská univerzita, 2014 — P. 38–49.
- 15. Shaw G. The Hittites Lived in Interesting Times – Art after the End of Civilization // Apollo. URL: https://www.apollo-magazine.com/hittite-empire-arameans-louvre/ (дата обращения: 25.12.2022).
- 16. Webster T. B. L. A Rediscovered Caeretan Hydria // The Journal of Hellenic Studies. — 1928. — Vol. 48, Part 2. — P. 196–205.
- 17. Wright J. C. A Survey of Evidence for Feasting in Mycenaean Society // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. — 2004. — Vol. 73, No. 2. — P. 133–178.
|