Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-4
Заголовок Охота на оленя в декоративной программе клазоменского саркофага из Музея истории искусства в Вене
Автор email Mariya_nenahova@mail.ru
Сведения об авторе Ненахова, Мария Николаевна — соискатель. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Mariya_nenahova@mail.ru; SPIN-код: 1778-1134; ORCID: 0000-0002-4178-6324
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2313-1-4
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 4250
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38) Индекс ББК 63.3(0)32; 85.126
Аннотация

Терракотовый, богато декорированный саркофаг (510 г. до н. э.), ныне хранящийся в Музее истории искусства в Вене, был найден на территории Малой Азии, предположительно в некрополях города Клазомены. Декоративная схема клазоменских саркофагов, которых на сегодняшней день известно около 200, строго регламентирована и представляет за редким исключением повторяющийся набор композиционных приемов (геральдическая, симметричная схема) и образов (гоплиты, всадники, колесницы, миксоморфные существа, фризы с животными и т. д.), которые, однако, могут варьироваться по-разному.

Однако на верхней панели венского саркофага представлена принципиально другая изобразительная схема и уникальный для данного корпуса памятников сюжет — конная и колесничая охота на оленей, представленная в динамичной, открытой композиции. По нашему мнению, причины появления этого мотива и истоки необычной иконографии в декорации ионийского саркофага следует искать во влиянии искусства Ахеменидской империи, отражающем общую для элит анатолийского региона рубежа VI–V вв. до н. э. идеологию.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ненахова М. Н. Охота на оленя в декоративной программе клазоменского саркофага из Музея истории искусства в Вене // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 42–50. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-4
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вергазов Р. Р. Типология дворца-ападаны в классической архитектуре ахеменидского Ирана: проблема происхождения и развития // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 23–30. DOI: 10.18688/aa166-1-2
  • 2. Вергазов Р. Р. Садово-парковое искусство ахеменидского Ирана. К проблеме реконструкции и типологии древнеперсидских парадизов // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. — 2019. — № 5. — С. 89–107.
  • 3. Åkerström Å. Die architektonischen Terrakotten Kleinasiens. — Lund: Gleerup, 1966. — 287 p.
  • 4. Anderson J. K. A Caeretan Hydria in Dunedin // The Journal of Hellenic Studies. — 1955. — Vol. 75. — P. 1–6.
  • 5. Barringer J. M. The Hunt in Ancient Greece. — Baltimore; London: The John Hopkins University Press, 2001. — 529 p.
  • 6. Cook R. M., Hemelrijk J. M. A Hydria of the Campana Group in Bonn // Jahrbuch der Berliner Museen. — 1963 — Bd 5. — S. 107–120.
  • 7. Dusinberre E. R. M. Empire, Authority, and Autonomy in Achaemenid Anatolia. — Cambridge: Cambridge University Press, 2013. — 402 p.
  • 8. Endt J. Beiträge zur jonischen Vasenmalerei — Prag: J. G. Calve, 1899. — 82 S.
  • 9. Miller M. C. Orientalism and Ornamentalism: Athenian Reactions to Achaemenid Persia // Arts: The Proceedings of the Sydney University Arts Association — 2006. — Vol. 28. — P. 117–146.
  • 10. Miller M. C. Luxury Toreutic in the Western Satrapies: Court-Inspired Gift-Exchange Diffusion // The Achaemenid Court / Eds. B. Jacobs, R. Rollinger. — Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2010. — P. 854–897.
  • 11. Miller M. C. Town and City in Satrapies of Western Anatolia: The Archeology of Empire // Kelainai–Apameia Kibotos: Développement urbain dans le contexte anatolien / Eds. L. Summerer, A. Ivantchik, A. von Kienlin. — Bordeaux: Ausonius, 2011. — P. 319–344.
  • 12. Miller M. C. Quoting “Persia” in Athens // Persianism in Antiquity / Eds. R. Strootman, M. J. Versluys. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2017 — P. 49–69.
  • 13. Mitchell C. A Paradeisos at Ramat Rahel and the Setting of Zechariah // Transeuphratène. — 2016. — Vol. 48. — P. 79–91.
  • 14. Šmotláková K. Iconographical Themes on Funerary Monuments in Achaemenid Anatolia // Turkey through the Eyes of Classical Archaeologists / Ed. E. Hrnc̆iarik. — Trnava: Trnavská univerzita, 2014 — P. 38–49.
  • 15. Shaw G. The Hittites Lived in Interesting Times – Art after the End of Civilization // Apollo. URL: https://www.apollo-magazine.com/hittite-empire-arameans-louvre/ (дата обращения: 25.12.2022).
  • 16. Webster T. B. L. A Rediscovered Caeretan Hydria // The Journal of Hellenic Studies. — 1928. — Vol. 48, Part 2. — P. 196–205.
  • 17. Wright J. C. A Survey of Evidence for Feasting in Mycenaean Society // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. — 2004. — Vol. 73, No. 2. — P. 133–178.