Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-2
Заголовок Абстрактные композиции на керамике в искусстве пазырыкской культуры
Автор email grigorieva.1997@mail.ru
Сведения об авторе Григорьева, Алина Николаевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; grigorieva.1997@mail.ru; SPIN-код: 7650-8553; ORCID: 0000-0003-4373-6184
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2313-1-2
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 2535
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(31) Индекс ББК 85.12
Аннотация

На территории пазырыкской культуры были найдены несколько погребальных комплексов VI–III вв. до н. э. с обширным корпусом керамики, расписанной абстрактными композициями из геометрических мотивов. В историографии искусства пазырыкской культуры неоднократно отмечалось, что мотивы абстрактных композиций на керамике характерны для пазырыкского искусства. Тем не менее, за рамками исследований оставался вопрос о композиционных принципах абстракции, и их связи с орнаментальными композициями пазырыкского искусства. В данной статье предлагается рассмотреть абстрактные композиции на керамике в контексте формирования и развития общей тенденции к абстрагированию, характерной для искусства пазырыкской культуры.

В ходе исследования расписная керамика сопоставляется с материалами искусства Центрального и Горного Алтая VI–IV вв. до н. э.: изделиями из могильников Балык‑Соок‑I, Башадар 2, Туэкта 1, 2, Пазырык. Именно керамические комплексы позволяют реконструировать основные линии развития абстрактных орнаментальных композиций в раннепазырыкский период и выявить истоки художественных приемов и методов в искусстве завершающих его Башадарского и Туэктинских курганов. В результате исследования определяются основные композиционные приемы, характерные и универсальные для разных видов пазырыкского искусства на протяжении всей истории его развития, а также уточняется существующая классификация орнаментальных мотивов в искусстве пазырыкской культуры.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Григорьева А. Н.  Абстрактные композиции на керамике в искусстве пазырыкской культуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 25–35. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-2
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бородовский А. П. Курган пазырыкского времени на некрополе Манжерок-12 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2019. — № 25. — С. 33–39.
  • 2. Григорьева А. Н. Эволюция орнаментального мотива «голова грифона» в искусстве раннепазырыкского периода // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2022. — № 4. — С. 131–140. DOI: 10.37485/1997-4663_2022_4_1_131_140
  • 3. Дашковский П. К. Комплексная хронология и социальная интерпретация кургана №34 пазырыкской культуры из могильника Чинета-II (Алтай) // Вестник Томского государственного университета. История. — 2021. — № 69. — С. 17–25.
  • 4. Демин М. А., Мамадаков Ю. Т., Головченко Н. Н. Курганный могильник эпохи раннего железа Черемшанка-1 // Вестник НГУ. Серия: История, философия. — 2015. — №7. — С. 84–92.
  • 5. Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Часть II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. — Барнаул: Изд-во Алатйск. гос. ун-та, 2003. — 234 с.
  • 6. Кубарев В. Д. Курганы Уландыка. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1987. — 299 с.
  • 7. Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991. — 186 с.
  • 8. Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1992. — 218 с.
  • 9. Кубарев В. Д., Шульга П. И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). — Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2007. — 280 с.
  • 10. Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). — М.: Триумф принт, 2012. — 566 с.
  • 11. Молодин В.И. За перевалом Сайлюгем. — Новоссибирск: ИНФОЛИО, 2013. — 168 с.
  • 12. Полосьмак Н. В. «Стерегущие золото грифы». — Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. — 125 с.
  • 13. Полосьмак Н. В. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — 336 с.
  • 14. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.: Академия наук СССР, 1953. — 402 с.
  • 15. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 360 с.
  • 16. Савинов Д.Г. Изобразительные памятники раннескифского времени. Искусство композиции // Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. — 2012. — Вып. 9. — С. 35–56.
  • 17. Самашев З. С. Берел. — Алматы: Таймас, 2011. — 236 с.
  • 18. Хренов Н. А., Мигунов А. С. (сост.). Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 688 с.
  • 19. Членова Н.Л. Культуры скифского круга: черты сходства и различия. Саяно-Алтайский район в скифском мире // Краткие сообщения Института археологии. — 1993. — Вып. 207. — С. 4–13.
  • 20. Шульга П.И. Особенности угасания и трансформации раннескифских культур в VI в. до н. э. На востоке Евразии (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. История. — 2013. — № 3 (23). — С. 319–323.
  • 21. Шульга П. И. Снаряжение верховой лошади в Горном Алтае и Верхнем Приобъе: в 2 ч. Ч. II (VI–III вв. до н. э.). — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. — 322 с.