Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-2
Заголовок |
Абстрактные композиции на керамике в искусстве пазырыкской культуры |
Автор |
Григорьева А. Н. |
email |
grigorieva.1997@mail.ru |
Сведения об авторе |
Григорьева, Алина Николаевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; grigorieva.1997@mail.ru; SPIN-код: 7650-8553; ORCID: 0000-0003-4373-6184 |
В рубрике |
Искусство Древнего мира |
DOI | 10.18688/aa2313-1-2 |
Год |
2023 |
Номер сборника |
13 |
Страницы |
25–35 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.032(31) |
Индекс ББК |
85.12 |
Аннотация |
На территории пазырыкской культуры были найдены несколько погребальных комплексов VI–III вв. до н. э. с обширным корпусом керамики, расписанной абстрактными композициями из геометрических мотивов. В историографии искусства пазырыкской культуры неоднократно отмечалось, что мотивы абстрактных композиций на керамике характерны для пазырыкского искусства. Тем не менее, за рамками исследований оставался вопрос о композиционных принципах абстракции, и их связи с орнаментальными композициями пазырыкского искусства. В данной статье предлагается рассмотреть абстрактные композиции на керамике в контексте формирования и развития общей тенденции к абстрагированию, характерной для искусства пазырыкской культуры.
В ходе исследования расписная керамика сопоставляется с материалами искусства Центрального и Горного Алтая VI–IV вв. до н. э.: изделиями из могильников Балык‑Соок‑I, Башадар 2, Туэкта 1, 2, Пазырык. Именно керамические комплексы позволяют реконструировать основные линии развития абстрактных орнаментальных композиций в раннепазырыкский период и выявить истоки художественных приемов и методов в искусстве завершающих его Башадарского и Туэктинских курганов. В результате исследования определяются основные композиционные приемы, характерные и универсальные для разных видов пазырыкского искусства на протяжении всей истории его развития, а также уточняется существующая классификация орнаментальных мотивов в искусстве пазырыкской культуры. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Григорьева А. Н. Абстрактные композиции на керамике в искусстве пазырыкской культуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 25–35. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-2
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Бородовский А. П. Курган пазырыкского времени на некрополе Манжерок-12 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2019. — № 25. — С. 33–39.
- 2. Григорьева А. Н. Эволюция орнаментального мотива «голова грифона» в искусстве раннепазырыкского периода // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2022. — № 4. — С. 131–140. DOI: 10.37485/1997-4663_2022_4_1_131_140
- 3. Дашковский П. К. Комплексная хронология и социальная интерпретация кургана №34 пазырыкской культуры из могильника Чинета-II (Алтай) // Вестник Томского государственного университета. История. — 2021. — № 69. — С. 17–25.
- 4. Демин М. А., Мамадаков Ю. Т., Головченко Н. Н. Курганный могильник эпохи раннего железа Черемшанка-1 // Вестник НГУ. Серия: История, философия. — 2015. — №7. — С. 84–92.
- 5. Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Часть II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. — Барнаул: Изд-во Алатйск. гос. ун-та, 2003. — 234 с.
- 6. Кубарев В. Д. Курганы Уландыка. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1987. — 299 с.
- 7. Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991. — 186 с.
- 8. Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1992. — 218 с.
- 9. Кубарев В. Д., Шульга П. И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). — Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2007. — 280 с.
- 10. Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). — М.: Триумф принт, 2012. — 566 с.
- 11. Молодин В.И. За перевалом Сайлюгем. — Новоссибирск: ИНФОЛИО, 2013. — 168 с.
- 12. Полосьмак Н. В. «Стерегущие золото грифы». — Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. — 125 с.
- 13. Полосьмак Н. В. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — 336 с.
- 14. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.: Академия наук СССР, 1953. — 402 с.
- 15. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 360 с.
- 16. Савинов Д.Г. Изобразительные памятники раннескифского времени. Искусство композиции // Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. — 2012. — Вып. 9. — С. 35–56.
- 17. Самашев З. С. Берел. — Алматы: Таймас, 2011. — 236 с.
- 18. Хренов Н. А., Мигунов А. С. (сост.). Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 688 с.
- 19. Членова Н.Л. Культуры скифского круга: черты сходства и различия. Саяно-Алтайский район в скифском мире // Краткие сообщения Института археологии. — 1993. — Вып. 207. — С. 4–13.
- 20. Шульга П.И. Особенности угасания и трансформации раннескифских культур в VI в. до н. э. На востоке Евразии (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. История. — 2013. — № 3 (23). — С. 319–323.
- 21. Шульга П. И. Снаряжение верховой лошади в Горном Алтае и Верхнем Приобъе: в 2 ч. Ч. II (VI–III вв. до н. э.). — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. — 322 с.
|