Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-1
Заголовок Урартский фрагмент настенной живописи с тремя воинами из Эребуни. Контекст находки, атрибуция и иконография
Автор email vergazov-ramil@yandex.ru
Сведения об авторе Вергазов, Рамиль Рафаилович — кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 12, Москва, Российская Федерация, 119019; vergazov-ramil@yandex.ru; SPIN-код: 5797-5459; ORCID: 0000-0002-8354-5940
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2313-1-1
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 1224
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(31), 75.052 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Фрагмент настенной росписи с изображением трех воинов был найден в ходе раскопок урартской крепости Эребуни совместной археологической экспедицией Академии Наук Армянской ССР, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Управления по охране Госстроя Армянской ССР в 1965 г. Этот участок живописи происходит из большого зала дворца Аргишти I (т. н. «помещение № 15»), раскопки которого проводил отряд ГМИИ им. А. С. Пушкина. Настенная живопись из «помещения № 15» обладает своим особенным характером. Помимо классических многоярусных композиций Урарту VIII в. до н. э., здесь были найдены уникальные т.н. «светские росписи», которые больше не встречаются в монументальном искусстве Урарту. Именно к группе «светских росписей» и относится фрагмент живописи с тремя воинами.

Несмотря на неоднократные публикации памятника, контекст находки этого фрагмента росписи так и не был освещён, из-за чего в литературе возникли разные мнения об его атрибуции. В ходе работы с археологическим архивом отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина автору удалось найти сведения о контексте находки этого фрагмента росписи и установить культурный слой, в котором он был открыт. Полученные архивные данные, результаты новых раскопок Арин-берда вместе с анализом иконографии позволили предложить свою аргументированную атрибуцию фрагмента росписи с тремя воинами, который, на наш взгляд, принадлежит к позднеурартской «светской» живописи середины — последней трети VII в. до н. э. из большого зала дворца в Эребуни.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Вергазов Р. Р. Урартский фрагмент настенной живописи с тремя воинами из Эребуни. Контекст находки, атрибуция и иконография // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 12–24. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-1-1
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арутюнян Н. В. Биайнили (Урарту). Военно-политическая история и вопросы топонимики. — Ер.: АН АрмССР. 1970. — 474 с.
  • 2. Оганесян К. Л. Росписи Эребуни. — Ер.: АН АрмССР, 1973. — 83 с.
  • 3. Пиотровский Б. Б. Искусство Урарту. VIII–VI вв. до н.э. — Л.: Гос. Эрмитаж, 1962. — 164 с.
  • 4. Пиотровский Б. Б. Кармир-Блур. — Л: Аврора, 1970. — 38 с.
  • 5. Тер-Мартиросов Ф. И. Фрески Эребуни урартского и ахеменидского времени // Вестник общественных наук. Ер.: Изд. АН РА. — 2005. — № 1. — С. 40–65.
  • 6. Трухтанова Н. С., Ходжаш С. И., Оганесян К. Л. Росписи Эребуни // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. — М.: Советский художник, 1968. — Вып. IV. — С. 164–175.
  • 7. Ходжаш С. И., Трухтанова Н. С., Оганесян К. Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII–VI в. до н.э. — М.: Искусство, 1979. — 168 с.
  • 8. Badalyan M. From Erebuni to Karmir blur: Some Remarks on the Establishment of the City of Teishebaini // The Countries and Peoples of the Near and Middle East. — 2020. — Vol. XXXIII/1. — P. 131–140.
  • 9. Batmaz A. War and Identity in the Early History of Urartu // Ancient Near Eastern Studies. Supplement 39. Anatolian Iron Ages 7. — 2012. — P. 23–50.
  • 10. Çavuşoğlu R. A fragmentary Urartian bronze Belt in the Diyarbakır Museum // Studi Micenei ed Egeo-Anatolici. — 2003. — Vol. XLV/1. — P. 21–26.
  • 11. Dan R., Keheyan Y., Hovhannisyan N., Petrosyan A., Atoyants Y., Vitolo P., Gasparyan B. A New Painting Fragment from Erebuni and an Overview of Urartian Wall Paintings // Over the Mountains and Far Away: Studies in Near Eastern History and Archaeology Presented to Mirjo Salvini on the Occasion of His 80th Birthday / Eds. R. Dan, P. S. Avetisyan. — Oxford: Archaeopress, 2019. — P. 171–186.
  • 12. Devedjyan S. Some Urartian Objects from the Tombs of Lori Berd // Aramazd. Armenian Journal of Near Eastern Studies. — 2010. — Vol. V. — Iss. 2. — P. 76–89.
  • 13. Kroll S. Notes on the Post-Urartian (Median) Horizon in Nw-Iran and Armenia // Scripta: Essays in Honour of Veli Sevin. A Life Immersed in Archaeology / Ed. A. Özfırat. — İstanbul, 2014. — P. 203–210.
  • 14. Nunn A. Wandmalerei in Urartu // Biainili-Urartu. The Proceedings of the Symposium Held in Munich 12–14 October 2007 / Eds. S. Kroll, C. Gruber, U. Hellwag, M. Roaf, P. Zimansky. — Leuven: Peeters, 2012. — S. 321–337.
  • 15. Özgüç T. Altintepe. — Vol. 1: Architectural Monuments and Wall Paintings. —Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1966. — 64 p.
  • 16. Schmidt E. F. Persepolis I: Structures, Reliefs, Inscriptions. Oriental Institute Publications 68. — Chicago: The University of Chicago Press, 1953. — 297 p.
  • 17. Taşyürek O. A. Adana Bölge Müzesindeki Urartu Kemerleri. (The Urartian Belts in the Adana Regional Museum). — Ankara: Dönmez, 1975. — 34 s.
  • 18. Thureau-Dangin F., Dunand M. Til-Barsip. — Vol. 2. — Paris: Librairie Orientaliste P. Geuthner, 1936. — 53 pl.
  • 19. Urartu: A Metalworking Center in the First Millennium B.C.E. / Ed. R. Merhav. — Tel Aviv: Sabinsky Press. Ltd., 1991. — 364 p.