Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-13
Заголовок Теоретизация средневекового визуального искусства средствами информационных и коммуникационных наук
Автор email marianne.cailloux@univ-lille.fr
Сведения об авторе Кайо, Марианна — Ph. D., доцент. Лилльский университет. Рю Поль Дюез, 42 59000, Лилль, Франция. marianne.cailloux@univ-lille.fr ORCID : 0000-0002-7330-1272
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2212-02-13
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 198212
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 130+7.034 Индекс ББК 71; 16.2; 85.143(4)4
Аннотация

Вот уже около тридцати лет трансдисциплинарность почти полностью оживила историю искусства: культурология и визуальные исследования, в том числе французская визуальная антропология, исторические исследования культуры стали частью иконографического и стилистического анализов. От социальной истории до культурологии многочисленные новые дисциплины захватили артефакты в качестве объектов изучения, создавая обновленные и пересекающиеся подходы. Однако древние образы слабо изучаются с помощью информационно-коммуникационных наук, а визуальные историко-художественные подходы редко используют концептуальные средства коммуникации для их изучения.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы предложить некоторые мысли об инновациях в подходе к истории искусства с особым размышлением о том, возможно ли и как, создать теорию визуального искусства и историю культуры через призму информационных и коммуникационных наук, экспериментируя с этим способом анализа на примере западных образов позднего средневековья. Исследование опирается на инновационные подходы Г. Бельтинга и Ж.-К. Шмидта, идеи связи артефактов с властью (Фридберг), теории перформативности (Бартолейнс и Гольсен) и агентности (Гелл).

Во-первых, мы увидим, что художественный образ можно понимать как аудиовизуальный социокультурный “диспозитив”, а не просто воспринимать в качестве стилизованной репрезентации. В семантических связях между литургией, архитектурой и иконописью действительно присутствуют завершающие и кумулятивные аспекты. Образ строится как транзитивный диспозитив культурно-информационного содержания (Жаннере, 2008), который может быть разработан как когнитивно-семиотическая система (Режимбо, 2007). Затем мы поставим под сомнение многомодальность и агентность древних изображений, основываясь на теории получения информации от «зрителя-актора», а не на сравнительном и атрибутивном подходе производителей артефактов, как в классической истории искусства. Цель здесь состоит в том, чтобы исследовать использование и цели, а не функции образа. Мы видим, что получатель образа устанавливает с ним сложные индивидуальные отношения, стратификацию которых можно расшифровать с помощью рациональных отношений, символических вложений и катарсических эмоциональных реакций, часто действующих именно в этот период Средневековья. Это позволяет рассматривать сети, коммуникации, информационные циркуляции и определять производителей, паттерны и идеи как транскультурные и трансмиссивные носители (Муккиелли, Корбалан и Феррандес, 2004; Пру, 2015).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кайо М. Теоретизация средневекового визуального искусства средствами информационных и коммуникационных наук // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 198–212. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-13
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Agamben G. Qu’est-ce qu’un dispositif ? Paris, Payot & Rivages Publ., 2007. 50 p. (in French).
  • 2. Bailey C.; Gardiner H. (eds.). Revisualizing Visual Culture. Farnham, Ashgate Publ., 2010. 183 p.
  • 3. Baschet J. Logique narrative, nœuds thématiques et localisation des peintures murales. L’emplacement et la fonction des images dans la peinture murale du Moyen Âge. Saint-Savin-sur-Gartempe, CIAM Publ., 1992, pp. 103–115 (in French).
  • 4. Belting H. Medium, Body: A New Approach to Iconology. Critical Inquiry, 31, 2, 2005, pp. 302–319.
  • 5. Blume H.; Leitgeb C.; Rössner M. Narrated Communities — Narrated Realities. Narration as Cognitive Processing and Cultural Practice. Amsterdam, Rodopi Publ., 2015. 264 p.
  • 6. Bordron J.-F. Dynamiques des images. Signata, 20, 2019 Available at: https://doi.org/10.4000/signata.2267 (accessed 20 February 2021). (in French).
  • 7. Cailloux M. L’interaction dévotionnelle à travers les porteurs de l’Eucharistie dans l’iconographie tardo-médiévale. Horti Hesperidum. Immagini vivi, 1, II, 2015, pp. 95–134 (in French).
  • 8. Cailloux M. Au croisement de l’histoire culturelle et des sciences de l’information et de la communication: une approche transdisciplinaire des transferts culturels dans les Alpes Occidentales tardo-médiévales. Diasporas, 32, 2018, pp. 11–34 (in French).
  • 9. Cailloux M. Voir la religion dans les Alpes à la fin du Moyen Âge: peintures murales et altérités culturelles. Questions de communication, La religion sous le regard du tiers, 2020, 37, pp. 63–88 (in French).
  • 10. Cailloux M. Peindre, voir et croire dans les Alpes. La peinture murale en val de Suse (XIVe–XVIe siècles). Lille, Presses Universitaires du Septentrion Publ., 2021. 346 p. (in French).
  • 11. Colas-Blaise M. Comment penser la narrativité dans limage fixe? Pratiques, no. 181–182, 2019. Available at: http://journals.openedition.org/pratiques/6097 (accessed 6 September 2022) DOI:10.4000/pratiques.6097
  • 12. Camille M. The Gregorian Definition Revisited, Writing and the Medieval Image. Baschet J.; Schmitt J.-C. L’image. Fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval. Paris, Le Léopard d’or Publ., 1996, pp. 89–107.
  • 13. Eco U. Sémiologie des messages visuels. Communications, 15, 1970, pp. 11–51 (in French).
  • 14. Eco U. Innovation et répétition: entre esthétique moderne et post-moderne. Réseaux, 12, 68, 1994, pp. 9–26 (in French).
  • 15. Greimas A. J. Sémiotique figurative et sémiotique plastique. Actes sémiotiques, no. 60, 1984. (in French).
  • 16. Gombrich E. H. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. New York, Pantheon Books Publ., 1960. 466 p.
  • 17. Guilhaumou J. Autour du concept d’agentivité. Rives méditerranéennes, no. 41, 2012, pp. 25–34 (in French).
  • 18. Gunthert A. Iconogrammes. Le récit des images. Bulletin de l’Association pour le développement de l’histoire culturelle, no. 18, 2019, pp. 20–31 (in French).
  • 19. Jeanneret Y. Penser la trivialité. vol. 1 : La vie triviale des êtres culturels. Paris, Hermès-Lavoisier Publ., 2008, ch. 5 , pp. 181–229 (in French).
  • 20. Le Goff J. ; Schmitt J.-C. L’histoire médiévale. Cahiers de civilisation médiévale, no. 39, 1996, pp. 9–25 (in French).
  • 21. Le Guern O. De la mise en image d’une métamorphose à la métamorphose d’une image. Colas-Blaise M. ; Beyaert-Geslin A. (eds.). Le Sens de la métamorphose. Limoges, Presses universitaires de Limoges Publ., 2009, pp. 127–137 (in French).
  • 22. Massaert L. Immanence du savoir et configuration du tableau. Signata, no. 20, 2019 Available at: https://doi.org/10.4000/signata.2315 (accessed 20 February 2021) (in French).
  • 23. Meunier J.-P. Des images et des mots. Cognition et réflexivité dans la communication. Paris, L’Harmattan Publ., 2013. 208 p. (in French).
  • 24. Mucchielli A.; Corbalan J.-A.; Ferrandez V. Étude des communications. Approches par les processus. Paris, Armand Colin Publ., 2004. 240 p. (in French).
  • 25. Ory P. L’histoire culturelle. Paris, Presses Universitaires de France Publ., 2004. 127 p. (in French).
  • 26. Plesch V. Le cycle de la Passion dans les chapelles peintes des États de Savoie au XVe siècle. Chambéry, Société savoisienne d‘histoire et d‘archéologie Publ., 2004. 143 p. (in French).
  • 27. Proulx S. La sociologie des usages, et après ? Revue française des sciences de l’information et de la communication, 6, 2015. Available at: https://journals.openedition.org/rfsic/1230 (accessed 20 February 2021) (in French).
  • 28. Régimbeau G. Médiations iconographiques et médiations informationnelles. Communication, 26, 1, 2007, pp. 164–177 (in French).
  • 29. Rigaux D. Autour de la messe de saint Grégoire. Visée pastorale et réalisme rural. Bériou N. ; Caseau B. ; Rigaux D. (eds.). Pratiques de l’Eucharistie dans les églises d’Orient et d’Occident (Antiquité et Moyen Âge). Paris, Institut d’Études Augustiniennes Publ., 2009, pp. 951–986 (in French).
  • 30. Ryan M.-L. (ed.). Narrative across Media. The Languages of Storytelling. Lincoln, University of Nebraska Press Publ., 2004. 422 p.
  • 31. Schaeffer J.-M. Narration visuelle et interprétation. Ribière M.; Baetens J. (eds.), Time, Narrative & the Fixed Image, Amsterdam, Rodopi Publ., 2001, pp. 11–27 (in French).
  • 32. Stafford B. M. Cross-Cortical Romance: Analogy, Art and Consciousness. Art Issues, 1996, 1, 42, pp. 22–24.
  • 33. Stafford B. M. Seeing Double, Art Issues, 1999, 2, 59, pp. 22–26.
  • 34. Trippes J. Der Kirchenraum als Handlungstort für Bildwerke. Handelnde. Altarfiguren und hyperwandelbare Schnitzertabel. Bock N. (dir.). Kunst und Liturgie im Mitteltaler. Akten des internationalen Kongresses der Bibliotheca Hertziana und des Nederlands Instituut te Rome, Rom, 28–30. September 1997, Munich, Hirmer Publ., 2000, pp. 235–247 (in German).
  • 35. Vestergen I. Cognitive Iconology. When and How Psychology Explains Images, Amsterdam, Rodopi Publ., 2014. 194 p.
  • 36. Vincent C. Protection spirituelle ou vigilance spirituelle, Le témoignage de quelques pratiques religieuses des XIIIe–XVe siècles. Cahiers de recherches médiévales, iss. 8, 2001, pp. 193–205 (in French).
  • 37. Walker Bynum C. Seeing and Seeing Beyond: The Mass of Saint Gregory in the 15th Century. Hamburger J. (dir.). The Mind’s Eye. Art and Theological Argument in the Middle Ages, Princeton, PUP Publ., 2006, pp. 208–240.