Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-12
Заголовок Архитектурные составляющие сиенского полиптиха: живописная иллюзия, рама и храмовое пространство в их взаимодействии
Автор email valeriagabovich@gmail.com
Сведения об авторе Габович, Валерия Михайловна — магистр истории искусств, студент программы специализации «Историко-культурное наследие», Флорентийский университет, Площадь Сан Марко, 4, Флоренция, Италия, 50121. valeriagabovich@gmail.com ORCID: 0000-0002-6410-2917
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2212-02-12
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 191197
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 726.5; 75.046 Индекс ББК 85.1(4)4
Аннотация

В статье уделяется внимание особой тройственности архитектуры полиптиха, а именно комплексному сравнительному анализу архитектуры итальянских готических храмов, для которых они предназначались, архитектуры рамы (в случаях, когда сохранилось оригинальное обрамление, либо есть визуальные свидетельства) и, наконец, живописной иллюзорной архитектуры в отдельных частях полиптиха, преимущественно в сценах пределлы. Такой подход подразумевает особое внимание к архитектурной составляющей произведений и их контекста. Используя его, становится возможным рассмотреть полиптих не только как образец стиля, но как воплощение синтеза искусств. Статья выявляет, что архитектура церкви, рамы и живописная архитектура полиптиха развиваются не синхронно: в живописной составляющей раньше начинают проявляться стилистические нововведения, характерные для эпохи Возрождения, в то время как в структуре рамы сложившаяся ситуация изменится лишь в 60-е гг. XV в., то же касается и монументальной архитектуры, где готические черты будут присутствовать вплоть до второй половины XV в. за счёт ярко выраженной в Сиене средневековой традиции.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Габович В. М. Архитектурные составляющие сиенского полиптиха: живописная иллюзия, рама и храмовое пространство в их взаимодействии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 191–197. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-12
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Brink J. From Carpentry Analysis to the Discovery of Symmetry in Trecento Painting // Atti del XXIV congresso internazionale di Storia dell’Arte. Pt. 3. — Bologna, 1983. — P. 345–372.
  • 2. Bucher F. Hearing Is Believing: Clarissan Architecture, Ca. 1213–1340 // Gesta. — Iss. 31. — 1992. — P. 83–91
  • 3. Carli E. Sassetta e il maestro dell’Osservanza. Milan: Aldo Martello Editore, 1957. — 121 p.
  • 4. Chelazzi Dini G., Angelini A., Sani B. Pittura senese. — Milano: Federico Motta Editore SpA, 2002. — 471 p.
  • 5. Cole B. Sienese Painting in the Age of the Renaissance. — Bloomington: Indiana University Press, 1985. — 198 p.
  • 6. De Marchi A. La pala d’altare: dal paliotto al polittico gotico: dispense dal corso tenuto nell’a.a. 2008–2009. — Firenze: Art & Libri, 2009. — 189 p.
  • 7. De Marchi A. La pala d’altare: dal polittico alla pala quadra: dispense del corso tenuto nell’a.a. 2011–2012. — Firenze: Art & Libri, 2012. — 267 p.
  • 8. Gardner von Teufell C. From Polyptych to Pala: Some Structural Considerations // La pittura nel XIV e XV secolo. Il contributo dell’analisi tecnica alla storia dell’arte, Atti del XXIV Congresso Internazionale di Storia dell’Arte (Bologna, 10–18 settembre 1979), III. — Bologna, 1983. — P. 323–344.
  • 9. Gardner von Teuffel C. The Buttressed Altarpiece: A Forgotten Aspect of Tuscan Fourteenth Century Altarpiece Design // Jahrbuch der Berliner Museen. — Bd 21. — 1979. — S. 21–65.
  • 10. Guarnieri C. Lorenzo Veneziano. — Milano: Silvana, 2006. — 272 p.
  • 11. Liberati A. Chiese, monasteri, oratori e spedali senesi (Ricordi e notizie) // Bullettino senese di Storia Patria. — Vol. XLVIII. — Siena, 1941. — P. 296–311.

  • 12. Scapecchi P. La Pala dell’arte della lana del Sassetta. — Siena: Monte dei Paschi, 1979. —31 p.
  • 13. Taddeo di Bartolo / Ed. G. E. Solberg. — Cinisello Balsamo: Silvana, 2020. — 399 p.
  • 14. Van Os H. W. Sienese Altarpieces, 1215–1460. Form, Content, Function. Vol. I. — Groningen: Bouma’s Boekhuis, 1984. — 163 p.
  • 15. Van Os H. W. Painting in a House of Glass: The Altarpieces of Pienza // Netherlands Quarterly for the History of Art. — 1987. —Vol. 17. —No. 1. — P. 23–38.
  • 16. Valenti D. Le immagini multiple dell’altare: dagli antependia ai polittici: tipologie compositive dall’Alto Medioevo all’età gotica. — Padova : Il poligrafo, 2012. — 678 p.
  • 17. White J. Duccio. Tuscan Art and Medieval Workshop. — London: Thames and Hudson, 1979. — 280 p.
  • 18. Zeri F. Ricerche sul Sassetta: La Pala dell’Arte della Lana (1423–26) // Quaderni di emblema. — Vol. II. — Bergamo: Emblema, 1973. — P. 22–34.