Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-11
Заголовок Монахи ордена отшельников Св. Августина как заказчики и зрители живописного алтарного образа в ренессансной Италии
Автор email olgalnazarova@gmail.com
Сведения об авторе Назарова, Ольга Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, ул. Мясницкая, д. 20, Российская Федерация, 101000. olgalnazarova@gmail.com ORCID: 0000-0003-1143-0463
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2212-02-11
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 181190
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034 Индекс ББК 85.147
Аннотация

Статья посвящена специфике алтарных полиптихов, созданных под патронажем ордена августинских отшельников в Италии на протяжении всей эпохи Возрождения. За стилистическими различиями произведений разных периодов открываются повторяющиеся визуальные стратегии ордена. Подобно другим нищенствующим конгрегациям, францисканцам и доминиканцам, августинцы стремились в своих алтарных образах не только представить основателей ордена и почитаемых его представителей, но и отразить ключевые аспекты орденской идентичности, представления о миссии своего ордена, свои духовные практики. Сравнительный анализ алтарных образов, созданных в XIV–XVI вв. для монастырских церквей, позволяет увидеть, как намеренно культивируемый интеллектуализм ордена стал причиной возникновения особенно сложных, многоуровневых смысловых программ и уникальных иконографических решений, которые базировались на различных аспектах учения Св. Августина и требовали специфического дискурсивного зрительского восприятия. Полиптих как форма алтарного образа наилучшим образом соответствовал духовным потребностям и практикам августинцев-отшельников и потому сохранялся в этой среде вплоть до первой половины XVI в., оказывая влияние в том числе и на алтарный образ нового ренессансного типа.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ проект № 20-012-00524.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Назарова О. А. Монахи ордена отшельников Св. Августина как заказчики и зрители живописного алтарного образа в ренессансной Италии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 181–190. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-11
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bourdua L.; Dunlop A. (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy, Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007. 231 p.
  • 2. Bourdua L. Entombing the Founder: St Augustine of Hippo. Bourdua L.; Dunlop A. (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy. Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007, pp. 29–50.
  • 3. Cannon J. Dominican Patronage of the Arts in Central Italy: The Provincia Romana, C. 1220 –C. 1320, Ph.D. Thesis. Courtauld Institute of Arts, University of London, 1980. 532 p.
  • 4. Cannon J. Simone Martini, the Dominicans and the Early Sienese Polyptych. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1982, no. 45, pp. 69–93.
  • 5. Cannon J. Pietro Lorenzetti and the History of the Carmelite Order. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1987, vol. 50, pp. 18–28.
  • 6. Cannon J. The Creation, Meaning, and Audience of the Early Sienese Polyptych: Evidence from the Friars. Borsook E.; Superbi F. (eds.). Italian Altarpieces 1250–1550: Function and Design. Oxford, Oxford University Press Publ., 1994, pp. 41–79.
  • 7. Cole Ahl D. Benozzo Gozzoli’s Frescoes of the Life of Saint Augustine in San Gimignano: Their Meaning in Context. Artibus et Historiae, 1986, vol. 7, no. 13, pp. 35–53.
  • 8. Cooper D. St Augustine’s Ecstasy before the Trinity in the Art of the Hermits, c. 1360–c. 1440. Bourdua L.; Dunlop A. (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy. Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007, pp. 183–204.
  • 9. Cosma A.; Pittiglio G et al. Iconografia Agostiniana, vols. 1–2. Roma, Città Nuova Editrice Publ., 2011–2015 (In Italian).
  • 10. Di Lorenzo A. (ed.). Il polittico agostiniano di Piero della Francesca. Torino, Allemandi Publ., 1996, 151 p. (in Italian).
  • 11. Elliott J. Augustine and the New Augustinianism in the Choir Frescoes of the Eremitani, Padua. Bourdua L.; Dunlop A. (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy. Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007, pp. 117–144.
  • 12. Fiorenza G. Dosso Dossi, Garofalo, and the Costabili Polyptych: Imaging Spiritual Authority. The Art Bulletin, 2000, vol. 82, no. 2, pp. 252–279.
  • 13. Fondaras A. Augustinian Art and Meditation in Renaissance Florence: The Choir Altarpieces of Santo Spirito 1480–1510. Leiden; Boston, Brill Publ., 2020. 384 p.
  • 14. Gagliardi I. L’ordine nello specchio dei suoi santi: il leggendario agostiniano (1329–1331) custodito presso la biblioteca laurenziana di Firenze. Rivista di storia della Chiesa in Italia, 2017, vol. 71, no. 2, pp. 459–476. (in Italian).
  • 15. Gardner von Teuffel Ch. The Carmelite Altarpiece (circa 1290–1550): The Self-Identification of an Order. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 2015, vol. 57, no 1, pp. 2–41.
  • 16. Gaston R. Liturgy and Patronage in San Lorenzo, Florence 1350–1650. Kent F. W.; Simons P. (eds). Patronage, Art, and Society in Renaissance Italy. New York, Oxford University Press Publ., 1987, pp. 111–133.
  • 17. Giurescu E. Trecento Family Chapels in Santa Maria Novella and Santa Croce: Architecture, Patronage, and Competition. Ph.D. dissertation. New York University, 1997.
  • 18. Gordon D. Simone Martini’s Altarpiece for S. Agostino, San Gimignano. The Burlington Magazine, 1991, vol. 133, no. 1064, p. 771.
  • 19. Gordon D. The Fourteenth-Century Altars and Chapels and Their Altarpieces in the Camaldolese Monastery of Santa Maria degli Angeli in Florence: the Saving of Souls ‘more laudabili’. Zeitschrift für Kunstgeschichte, 2013, vol. 76, no 3, pp. 289–314.
  • 20. Hoeniger C. Simone Martini’s Panel of the Blessed Agostino Novello: the Creation of a Local Saint. Bourdua L.; Dunlop A. (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy. Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007, pp. 51–78.
  • 21. Holgate I. The Cult of Saint Monica in Quattrocento Italy: Her Place in Augustinian Iconography, Devotion and Legend. Papers of the British School at Rome, 2003, vol. 71, pp. 181–206.
  • 22. Israёls M. (ed. ). Sassetta. The Borgo San Sepolcro Altarpiece, vol. 1–2. Florence, Harvard University Center for Italian Renaissance Studies; Leiden, Primavera Press Publ., 2009. 624 p.
  • 23. Karpov K. V. Religio Augustini: Augustine and Spirituality in the Augustinian Order. Gosudarstvo, religiia, Tserkov’ v Rossii i za rubezhom (State, Religion, Church in Russia and Abroad), 2015, no. 4(33), pp. 375–390 (in Russian).
  • 24. Norman D. ‘In the Beginning Was the Word’: An Altarpiece by Ambrogio Lorenzetti for the Augustinian Hermits of Massa Marittima. Zeitschrift für Kunstgeschichte, 1995, vol. 58, no 4, pp. 478–503.
  • 25. Ruda J. Style and Patronage in the 1440s: Two Altarpieces of the Coronation of the Virgin by Filippo Lippi. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1984, vol. 28, no 3, pp. 363–384.
  • 26. Saak E. L. The Creation of Augustinian Identity in the Later Middle Ages. Augustiniana, 1999, vol. 49, no. 1, 2, pp. 109–164.
  • 27. Saak E. L. Creating Augustine. Interpreting Augustine and Augustinians in the Later Middle Ages. Oxford, Oxford University Press Publ., 2012. 258 p.
  • 28. Thompson N. M. The Franciscans and the True Cross: The Decoration of the Cappella Maggiore of Santa Croce in Florence. Gesta, 2004 , vol. 43, no 1, pp. 61–79.
  • 29. Warr C. Hermits, Habits and History: the Dress of the Augustinian Hermits, L. Bourdua, A. Dunlop (eds.). Art and the Augustinian Order in Early Renaissance Italy, Aldershot-Burlington, Ashgate Publ., 2007, pp. 17–29.