Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-10
Заголовок Происхождение каталонской романской художественной традиции: политический дискурс в контексте историографии проблемы
Автор email ndyadyunova@gmail.com
Сведения об авторе Дядюнова, Наталия Артуровна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. ndyadyunova@gmail.com ORCID: 0000-0002-9732-978X
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2212-02-10
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 168180
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4(46) Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

В статье поднимается проблема происхождения каталонской романской художественной традиции XI–XII вв. Целью данной работы стало желание продемонстрировать специфику и комплексность этой региональной художественной традиции и на примере историографического дискурса, развернувшегося в медиевистических исследованиях прошлого столетия и в начале XXI в., рассмотреть основные теории происхождения каталонской романской живописи. На основании проанализированных работ автор отмечает, что желание исследователей устанавливать преемственность между каталонской и какой-либо ещё средневековой художественной традицией было нередко связано с политической повесткой в Каталонии. В ходе исследования автором было выделено три основных теории, преобладавших в работах, посвящённых установлению авторства памятников романской каталонской живописи: ломбардская теория, южно-французская теория и римская теория. Несмотря на устойчивость в историографии теории о североитальянском происхождении каталонских мастеров романской каталонской живописи (мастера Педрета), сегодня всё больше исследователей оспаривают связь каталонских мастерских с Ломбардией и настаивают на влиянии Рима и Южной Италии на романскую художественную традицию Каталонии. По мнению автора, тенденция ассоциировать каталонскую художественную школу с римско-кассинским кругом памятников непосредственно связана с актуальными сепаратистскими настроениями в регионе и желанием продемонстрировать самобытность своей национальной традиции, являвшейся преемницей раннехристианской художественной традиции. В рамках данной статьи история изучения каталонского романского искусства впервые будет представлена в соответствии с актуальным социально-политическим контекстом в Каталонии.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дядюнова Н. А. Происхождение каталонской романской художественной традиции: политический дискурс в контексте историографии проблемы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 168–180. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-02-10
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ainaud de Lasarte J.; Cook W. W. S. España. Pinturas románicas / New York Graphic Society (Col. Unesco del Arte Mundial). — New York, Paris. 1957. — 100 p.
  • 2. Ainaud de Lasarte J. Arte románico / Guía. Museo de Arte de Cataluña. — Barcelona, 1973. — 280 p.
  • 3. Alfani E. Itinerari artistici tra Lombardia, Catalogna e Oriente // Pittura murale nel Medioevo lombardo. Ricerche iconografiche: l’alta Lombardia (secoli XI–XIII) / A cura di P. Piva. —Milano: Jaca Book, 2006. — P. 9–29.
  • 4. Al-Hamdani B. W. Los frescos del ábside principal de San Quirce de Pedret // Anuario de estudios medievales, 8. / Institutio De Historia Medieval De España. — Barcelona, 1972–1973. — P. 405–462.
  • 5. Anthony E. Romanesque Frescoes. — Princeton University Press, Princeton, 1951. — 208 p.
  • 6. Castiñeiras González M. Il maestro di Pedret e la pittura lombarda: mito o realtà? // Arte Lombarda. — Vol. 3. Vita e Pensiero / Università Cattolica del S. Cuore. — Milano, 2009. — P. 48–66.
  • 7. Carbonell y Esteller E. Pintures procedents de Sant Quirze de Pedret // Museu Diocesà i Comarcal de Solsona. Catàleg d’Art Romànic i Gòtic / Generalitat de Catalunya. Solsona, 1990. — P. 254–273.
  • 8. Cazenave A. Une découverte de fresques romanes dans les Pyrénées: Saint-Lizier en Couserans // Jardins des Arts, 131. — Tallandier, Paris, Octobre, 1965. — P. 70–80.
  • 9. Fernández Somoza G. Pintura románica en el Poitou, Aragón y Cataluña. La itinerancia de un estilo. — Murcia: Nausícaä Edición Electrónica, 2004. — 300 p.
  • 10. Francovich G. Problemi della pittura e della scultura preromanica // I problemi comuni dell’Europa post-carolingia. — Spoleto: Presso la Sede del Centro, 1955, II. — P. 355–519.
  • 11. Grabar A. La Peinture romane du onzième au trezième siècle. — Skyra, Ginebra, 1958. — 230 p.
  • 12. Guardia Pons M., Mancho Suárez C. Pedret, Boí o dels origens de la pintura mural romànica catalana // Les Fonts de la pintura romànica / Eds. M. Guardia Pons, C. Mancho Suárez. —Barcelona: Publicacions i Edicions de la Universitat de Barcelona, 2008. — P. 117–159.
  • 13. Gudiol Ricart J. Los relieves de la portada de Errondo y el maestro de Cabestany // Príncipe de Viana. — Vol. 14. —Pamplona: Diputacion Foral De Navarra, 1944. — P. 9–27.
  • 14. Gudiol Ricart J., Cook W. W. S. Pintura e imaginería románicas. Historia Universal del Arte Hispánico, Ars Hispaniae. —Madrid: Ed. Plus Ultra, 1950. — 404 p.
  • 15. Gudiol Ricart J., Cook W. W. S. Pintura e imaginería románicas. Historia Universal del Arte Hispánico. — Madrid: Ars Hispaniae. Ed. Plus Ultra, 1980. — 376 p.
  • 16. Kuhn Ch. Romanesque Mural Painting of Catalonia. — Cambridge; London: Harvard University Press, 2014. — 252 p.
  • 17. Matas i Blanxart M. T.; Palau i Baduell J. M.; Rovira i Pons P. Santa Maria de Cervià de Ter / Estudi de les pintures murals del transsepte; Institut d’Estudis Catalans. Amics de l’Art Romànic. — Barcelona, 2008. — 60 p.
  • 18. Miller D. The Romanesque Mural Paintings of Pedret // Parnassus. — Vol. 1. —New York: Taylor & Francis, 1929. — P. 3–17.
  • 19. Ottaway J. Le cercle de Pedret et les influences lombardes // Entre Adriatique et Atlantique. Saint-Lizier au premier âge féodal / Office du tourisme. — Saint-Lizier, 1994. — P. 137–150.
  • 20. Pagés i Paretas M. Sobre pintura románica catalana. — Barcelona: Publicacions de L’abadia de Montserrat, 2005. — 208 p.
  • 21. Pijoan J. Pedret // Les pintures murals catalanes. — Vol. 1 / Institut d’Estudis Catalans. — Barcelona, 1907. — P. 3–7.
  • 22. Pijoan J. A Re-discovered School of Romanesque Frescoes // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — Iss. 19. —1911. — P. 67–73.
  • 23. Pijoan J. Noves pintures murals catalanes // Anuari de l’Institut d’Estudis Catalans, vol. 4. —Barcelona, 1911. — P. 678–690.
  • 24. Pijoán J. El arte románico siglos XI y XII. Historia general del arte, vol. 9, colección Summa Artis. — Editorial Espasa Calpe S.A. Madrid, 1949. — 612 p.
  • 25. Post Ch. R. A History of Spanish Painting. Vol. 1. — Cambridge; London: Harvard University Press, 1930. — 298 p.
  • 26. Post Ch. R. The Hispano-Flemish Style in North-Western Spain. — Vol. 4. — Cambridge; London: Harvard University Press, 1933. — 336 p.
  • 27. Stothart H. Studies Relating to the Influence of Lombard Artists in Catalan Spain during the 11th Century // Il Romanico. Atti del Seminario di studi diretto da Piero Sanpaolesi / Istituto per la storia dell’arte lombarda. — Milano, 1975. — P. 212–224.
  • 28. Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia. Dai più antichi monumenti alla metà del Quattrocento. — Milano: Hoepli, 1912. — 612 p.
  • 29. Wunderwald A. Die katalanische Wandmalerei in der Diözese Urgell 11–12. —Jahrhundert. — Korb: Didymos-Verlag, 2010. — 225 S.
  • 30. Yarza Lueces J. Sant Quirze de Pedret // Catalunya romànica. — Vol. 12, El Berguedà. — Barcelona: Enciclopedia Catalana, 1985. — P. 218–234.