Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-27
Заголовок «История должна быть зерцало дел великих». Сюжеты из Плутарха и метаморфозы «героики» в академическом искусстве первой половины XIX века
Автор email svetlan-stepan@yandex.ru
Сведения об авторе Степанова, Светлана Степановна — доктор искусствоведения, главный специалист, Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер. 10, Москва, Российская Федерация, 119017. svetlan-stepan@yandex.ru ORCID:0000-0003-0896-1765
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa2212-04-27
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 365377
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03 Индекс ББК 85.143(2)
Аннотация

Статья посвящена проблематике русской исторической живописи первой половины XIX в. Античная тематика русского классицизма традиционно находится в сфере внимания искусствоведческой науки. В данном случае рассматриваются метаморфозы «героики» в академическом искусстве на основе анализа конкретной группы произведений, посвящённых сюжетам, взятым из общего литературного источника — сочинении Плутарха. Фраза, вынесенная в название статьи, принадлежит В. В. Попугаеву, члену Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, сочинителю труда «О высоком изящных искусств». Необходимым качеством, определяющим эстетический уровень художественной формы, признавалась связь изобразительного искусства с литературой. Имена героев классической древности обретали значение символов, а «Сравнительные жизнеописания» — с их очевидным морально-психологическим аспектом, в Новое время стали излюбленным чтением образованных людей. Однако произведений на сюжеты из Плутарха в русской исторической живописи не так много. Поэтому особый интерес представляет выбор художниками этой темы и характер ее пластического воплощения. Так, в мировой культуре образ Пелопида оказывается не самым популярным и, практически, не встречается в скульптуре и живописи. Художники Нового времени преимущественно обращались к личности его соратника по борьбе за независимость Фив — Эпаминонду. В этой связи картина академика живописи А. И. Иванова «Смерть Пелопида» представляется во многих отношениях явлением исключительным. Традиционная для классицизма тема смерти античного героя получила особую авторскую интерпретацию — она сопряжена с христианской темой «оплакивания». Вывод об этом автора доклада следует из анализа композиционных и пластических идей художника. В годы ученичества сын А. И. Иванова — Александр, исполнил рисунок на сюжет из Плутарха, не связанный с академическими программами, что явилось одним из проявлений творческой самостоятельности будущего гения кисти. Помимо Александра Македонского, наиболее востребованными в искусстве героями Плутарха были Сократ и Алкивиад. Анализ возможных источников и образцов, которыми мог пользоваться пенсионер П. В. Басин в работе над картиной «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада», свидетельствует о широте культурного кругозора русского академиста и романтической увлеченности античной историей. Сюжетная фабула полотна «Алкивиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагами» Я. Ф. Капкова позволила молодому художнику наглядно продемонстрировать «героический» характер мужской телесности, динамические и ритмические возможности человеческой фигуры как основу пластических идей классицизма, несмотря на некоторую архаичность живописных приёмов. Таким образом, выявляя семантику представленных произведений, полагаем, что рассмотрение художественных принципов классицизма сквозь призму обращения к сюжетам из Плутарха позволяет увидеть не только широкий спектр индивидуальных творческих решений, но и общие достижения академической школы, создававшей прочный фундамент для дальнейшего развития отечественного искусства. Последующая судьба героев Плутарха может быть прослежена на материале академической живописи второй половины XIX в., в частности — в творчестве Г. И. Семирадского.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–012–00459.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Степанова С. С. «История должна быть зерцало дел великих». Сюжеты из Плутарха и метаморфозы «героики» в академическом искусстве первой половины XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 365–377. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-27
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Александрова Н. И. Русский рисунок XVIII – первой половины ХIХ века: В 2 кн. — Кн. 2. — М.: Красная площадь, 2004. — 480 с.
  • 2. Библиохроника. Избранные жизнеописания славных мужей (1813); Избранные жизнеописания славных мужей (1814–1821). URL: http://xn--80aba1abaoftjax8d.xn--p1ai/ (дата обращения: 16.09.2019)
  • 3. Верещагина А. Г. Критики и искусство: очерки истории русской художественной критики середины XVIII – первой трети ХIХ века.— М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 739 с.
  • 4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. Серия Живопись XVIII–XX вв. Т. 3. — М.: «Сканрус», 2005.
  • 5. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XIX века. Серия Рисунок XVIII–XIX вв. Том 2. Книга первая А-В. — М.: «Сканрус», 2007.
  • 6. Государственный Русский музей представляет: Живопись. Первая половина XIX века (А–И) / Альманах. Вып. XIX. — СПб: Palace Editions, 2002.
  • 7. Живов В. М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII–XVIII вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков. ГМИИ. Материалы научной конференции. 1982.— М., 1984.
  • 8. Карамзин Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении. URL: http://www.azlib.ru/k/karamzin_n_m/text_0440-1.shtml (дата обращения: 20.10.2019)
  • 9. Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России.— М.: РГГУ, 2000.— 240 с.
  • 10. Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика. — М.: [Искусство], 1964. — 703 с.
  • 11. Коровкевич С. В. Андрей Иванович Иванов. 1775–1848. — М.: Искусство, 1972. — 81 с. : ил., портр.
  • 12. Майкапар А. Литературная программа живописного шедевра: Александр Македонский. Рассказ Плутарха и картины старых мастеров: статья первая / Александр Майкапар // Искусство. — 2010. — 1–15 апрель. (№ 7). — С. 21–23.
  • 13. Майкапар А. Литературная программа живописного шедевра: Александр Македонский. Рассказ Плутарха и картины старых мастеров: статья вторая // Искусство. — 2010. — 16–30 апрель. (№ 8). — С. 21–23.
  • 14. Периодическое издание Вольнаго Общества любителей словесности, наук и художеств. В С. Петербурге: При Морской типографии, 1804.— Ч. 1. — [2], XXIII, [7], 175, [1] с.
  • 15. Петинова Е.Ф. Петр Васильевич Басин. 1793–1877:. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — 269, [2] с. : ил.
  • 16. Плутарх (ок. 45– ок.120). Сравнительные жизнеописания : в 2 т. / Плутарх; изд. подг.: С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. — М.: Наука, 1994.— 702 с.
  • 17. Плутарх (ок. 45– ок.120). Сравнительные жизнеописания : в 2 т. / Плутарх; изд. подг.: С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 20.10.2019)
  • 18. [Плутарх] Плутарховы сравнительные жизнеописания славных мужей. Перевёл с греческого Спиридон Дестунис. С историческими и критическими примечаниями, с географическими картами и изображениями славных мужей. Печатано по Высочайшему повелению. [В 13 ч.]. Ч. 1. — СПб.: в императорской типографии, 1814–1821.
  • 19. Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. — М.: Искусство, 1979. — 243 с.
  • 20. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века: [Сборник / Рос. ин-т искусствознания; отв. ред. Г. Г. Поспелов]. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 223 с.
  • 21. Тронский И. М. История античной литературы : [Учебник для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов]. — Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1951. — 508 с. : план.
  • 22. Федотова Е. Д. Канова. Художник и его эпоха. — М.: Республика, 2002.— 525 с.