Заголовок | «История должна быть зерцало дел великих». Сюжеты из Плутарха и метаморфозы «героики» в академическом искусстве первой половины XIX века | ||||||||
Автор | Степанова С. С. | svetlan-stepan@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Степанова, Светлана Степановна — доктор искусствоведения, главный специалист, Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер. 10, Москва, Российская Федерация, 119017. svetlan-stepan@yandex.ru ORCID:0000-0003-0896-1765 | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX века | DOI | 10.18688/aa2212-04-27 | ||||||
Год | 2022 | Номер сборника | 12 | Страницы | 365–377 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.03 | Индекс ББК | 85.143(2) | ||||
Аннотация |
Статья посвящена проблематике русской исторической живописи первой половины XIX в. Античная тематика русского классицизма традиционно находится в сфере внимания искусствоведческой науки. В данном случае рассматриваются метаморфозы «героики» в академическом искусстве на основе анализа конкретной группы произведений, посвящённых сюжетам, взятым из общего литературного источника — сочинении Плутарха. Фраза, вынесенная в название статьи, принадлежит В. В. Попугаеву, члену Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, сочинителю труда «О высоком изящных искусств». Необходимым качеством, определяющим эстетический уровень художественной формы, признавалась связь изобразительного искусства с литературой. Имена героев классической древности обретали значение символов, а «Сравнительные жизнеописания» — с их очевидным морально-психологическим аспектом, в Новое время стали излюбленным чтением образованных людей. Однако произведений на сюжеты из Плутарха в русской исторической живописи не так много. Поэтому особый интерес представляет выбор художниками этой темы и характер ее пластического воплощения. Так, в мировой культуре образ Пелопида оказывается не самым популярным и, практически, не встречается в скульптуре и живописи. Художники Нового времени преимущественно обращались к личности его соратника по борьбе за независимость Фив — Эпаминонду. В этой связи картина академика живописи А. И. Иванова «Смерть Пелопида» представляется во многих отношениях явлением исключительным. Традиционная для классицизма тема смерти античного героя получила особую авторскую интерпретацию — она сопряжена с христианской темой «оплакивания». Вывод об этом автора доклада следует из анализа композиционных и пластических идей художника. В годы ученичества сын А. И. Иванова — Александр, исполнил рисунок на сюжет из Плутарха, не связанный с академическими программами, что явилось одним из проявлений творческой самостоятельности будущего гения кисти. Помимо Александра Македонского, наиболее востребованными в искусстве героями Плутарха были Сократ и Алкивиад. Анализ возможных источников и образцов, которыми мог пользоваться пенсионер П. В. Басин в работе над картиной «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада», свидетельствует о широте культурного кругозора русского академиста и романтической увлеченности античной историей. Сюжетная фабула полотна «Алкивиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагами» Я. Ф. Капкова позволила молодому художнику наглядно продемонстрировать «героический» характер мужской телесности, динамические и ритмические возможности человеческой фигуры как основу пластических идей классицизма, несмотря на некоторую архаичность живописных приёмов. Таким образом, выявляя семантику представленных произведений, полагаем, что рассмотрение художественных принципов классицизма сквозь призму обращения к сюжетам из Плутарха позволяет увидеть не только широкий спектр индивидуальных творческих решений, но и общие достижения академической школы, создававшей прочный фундамент для дальнейшего развития отечественного искусства. Последующая судьба героев Плутарха может быть прослежена на материале академической живописи второй половины XIX в., в частности — в творчестве Г. И. Семирадского. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–012–00459. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Степанова С. С. «История должна быть зерцало дел великих». Сюжеты из Плутарха и метаморфозы «героики» в академическом искусстве первой половины XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 365–377. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-27 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|