Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-26
Заголовок |
Формирование популярной исторической культуры в России. Иллюстрации на сюжеты из отечественной истории в изданиях середины XIX века |
Автор |
Чернышева М. А. |
email |
mariachernysheva@mail.ru |
Сведения об авторе |
Чернышева, Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. mariachernysheva@mail.ru ORCID: 0000-0002-6055-0739 |
В рубрике |
Русское искусство XVIII–XIX века |
DOI | 10.18688/aa2212-04-26 |
Год |
2022 |
Номер сборника |
12 |
Страницы |
351–364 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
76 (761.1 + 763+ 769.2) + 7.04 +7.044 |
Индекс ББК |
85.103(2)1 + 85.15 |
Аннотация |
Статья посвящена гравюрам на сюжеты из русской истории в изданиях 1830–1870-х гг. как важной визуальной составляющей исторической культуры России XIX в. Рассмотрено особое положение тиражируемых графических образов среди живописных и вербальных репрезентаций русской истории. Наибольшее внимание уделено изданию «Живописный Карамзин, или русская история в картинах» и его модернизированному аналогу «История России в картинах». Через сравнительный анализ изобразительного содержания этих богато проиллюстрированных публикаций прослежено изменение исторического сознания от дореформенной к пореформенной эпохе. Предложена типология новых исторических тем и смыслов, появляющихся в «Истории России в картинах», которые были неприемлемы в публичном визуальном пространстве николаевского времени. Отмечено, что ключевую зону разногласий между «Живописным Карамзиным» и «Историей России в картинах» определяет фигура Ивана Грозного. Подчёркнуто, что, выполняя просветительские и популяризаторские функции, историческая иллюстрация выступала и в другой значимой роли — как экспериментальное поле для визуализации новых исторических представлений, которые складывались в науке и беллетристике. Часто новые исторические сюжеты и идеи сначала проникали из историографии и литературы в гравюру и только потом переходили в живопись. В статье сделан вывод, что в эпоху Николая I зависимость исторических картин от имеющихся образцов, графических или живописных, была большей, чем во времена Александра II. А начиная с 1860-х гг. распространение живописных репрезентаций отечественной истории, которые не имели тематических прецедентов в изобразительном искусстве и руководствах для художников и возникали благодаря непосредственному, заинтересованному и индивидуальному изучению их авторами исторической литературы, стало одним из ключевых симптомов историзации художественного сознания. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Чернышева М. А. Формирование популярной исторической культуры в России. Иллюстрации на сюжеты из отечественной истории в изданиях середины XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 351–364. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-26
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. — СПб.: Академический проект, 1996. — 340 с.
- 2. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. — М: Искусство, 1990. — 229 с.
- 3. Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. — М.; Пг.: Гос. изд., 1923. — 217 с.
- 4. Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох. 1825–1881. — Пг.: Прометей, 1917. — 346 с.
- 5. Золотов В. А. История России в картинах: в 8 вып. Вып. 4. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1865. б.п.
- 6. Золотов В. А. История России в картинах: в 8 вып. Вып. 7. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1868. б.п.
- 7. Золотов В. А. История России в картинах: в 8 вып. Вып. 8. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1871. б.п.
- 8. Карамзин Н. М. История государства российского: в 11 т. Т. 9. — СПб.: Тип. вдовы Плюшар с сыном, 1834. — 467, 97 с.
- 9. Книга в России: в 2 ч. Ч. 2. Русская книга девятнадцатого века / Под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова. — М.: Гос. изд., 1924–1925. — 520 с.
- 10. Курбский А. Сказания князя Курбского: в 2 ч. Ч. 1 / Пред. Н. Устрялова. — СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1833. — LXV, 316 с.
- 11. Ламбин Н. П. История Петра Великого. — СПб.: Карл Край, 1843. — 740 с.
- 12. Ракова М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. — М: Искусство, 1979. — 243 с.
- 13. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4 т. Т. 2. Е-О. — СПб.: Тип. Имп. акад. Наук, 1887. — 737–1420 стб.
- 14. Северное сияние: русский художественный альбом. 1863. Т. 2.
- 15. Северное сияние: русский художественный альбом. 1864. Т. 3.
- 16. Строев В. М. Живописный Карамзин, или русская история в картинах: в 3 ч. Ч. 2 — СПб.: Тип. Х. Гинце и Э. Праца, 1836–1844. б.п.
- 17. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: в 6 т. Т. 6. Царевич Алексей Петрович. — СПб.: Тип. II-го Отделения Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1859. — 628, XVI с.
- 18. Чернышева М. А. Законченная картина как концептуальный черновик. К вопросу о генезисе исторического жанра в русском искусстве // Die Welt der Slaven. — 2017. — Vol. 62. No. 1. — S. 79–99.
- 19. Чернышева М. «Genre historique» во французском искусстве первой половины XIX века. К определению исторической картины нового типа // Искусствознание. — 2017. — № 3–4. — С. 146–169.
- 20. Чернышева М. А. Новый исторический нарратив в живописи XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 140–148.
- 21. Чернышева М. А. Лирический историзм. Картина Вячеслава Шварца «Вешний царский поезд на богомолье» // Искусствознание. — 2018. — № 3. — С. 98–123.
- 22. Чернышева М. «История царствования Петра Великого» Николая Устрялова и её художественный резонанс. К вопросу о правде и правдоподобии в науке и искусстве // Die Welt der Slaven. — 2020. — No. 1. — S. 48–55.
- 23. Яковлева Н. Русская историческая живопись. — М.: Белый город, 2005. — 656 с.
- 24. Bann S. Print Culture and the Illustration of History // Constable to Delacroix: British Art and the French Romantics / Ed. P. Noon. — London: Tate Publishing, 2003. — P. 28–37.
- 25. Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — 196 p.
- 26. Chernysheva M. Paul Delaroche: The Reception of His Work in Russia // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2019. — Т. 9. № 3. — С. 577–589.
- 27. Haskell F. History and Its Images: Art and the Interpretation of the Past. — New Haven; London: Yale University Press, 1993. — 558 p.
- 28. Samuels M. The Illustrated History Book: History between Word and Image // The Nineteenth-century Visual Culture Reader / Ed. V. R. Schwartz, J. M. Przyblyski. — New York; London: Routledge, 2004. — P. 238–249.
- 29. Wright B. S. «That Other Historian, the Illustrator»: Voices and Vignettes in Mid-Nineteenth Century France // Oxford Art Journal. — 2000. — Vol. 23. — № 1. — P. 115–136.
|