Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-22
Заголовок Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации
Автор email e.skvortsova@spbu.ru
Сведения об авторе Чебакова, Полина Александровна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. st050356@student.spbu.ru ORCID: 0000-0003-4614-6964 Скворцова, Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. e.skvortsova@spbu.ru ORCID: 0000-0003-4867-5915
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa2212-04-22
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 304317
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03 Индекс ББК 85.103
Аннотация

В статье особенности персонификации России в XVIII в. (пол, возраст, физическое сложение, черты лица, костюм, атрибуты) выявлены на материале разных видов искусства и рассмотрены в сопоставлении с её словесными описаниями, а также европейской иконографией персонификаций государств. Наравне с традиционной женской фигурой страны, предметом исследования стали имеющие прецеденты в европейском искусстве примеры, когда Россия в композициях по поводу заключения мира воплощалась в мужском облике, а также случаи изображения России как ребёнка, восходящие к европейской традиции прославления новорожденного наследника в образе младенца Геракла, удушающего змей. Наиболее устойчивые черты персонификации России (её атрибуты — корона и государственный герб) указывают на монархическую форму государства и отличают ее в ряду ей подобных. Главным средством характеристики персонификации России служат жесты, значение которых во всех вариациях сводится прежде всего к демонстрации покорности государю.

Иные смыслы обычно воплощают ситуативные атрибуты или другие аллегорические фигуры, присутствующие в композиции. Телесные, физиономические и возрастные характеристики обычно тяготеют к условному идеалу, а костюм является подобием античного. Тем более значимы редкие отступления, которые проанализированы в статье.

 Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 21-78-00067, URL: https://rscf.ru/project/21-78-00067/

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чебакова П. А.; Скворцова Е. А. Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 304–317. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-22
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Амелёхина С. А. Культурно-историческая эволюция формы и символики церемониальных костюмов при Российском императорском дворе XVIII–XIX вв. Дис. на соик. уч. степ. канд. иск. Т. 1. М., 2003. — 491 с.
  • 2. Аронова А. A. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 185–202. DOI: 10.18688/aa188-2-18
  • 3. Баранкова Г. С. Пьесы Славяно-греко-латинской академии о Северной войне (о некоторых художественных особенностях) // XVIII век. Сборник 9. Проблемы литературного развития в России первой четверти XVIII в. — Л.: Наука, 1974. — 354 с.
  • 4. Волкова У. М. Образ государства российского в медальерном искусстве XVIII века // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2017. — № 3(57). — С. 482–492.
  • 5. Волкова У. М. Образ государства российского в медальерном искусстве XIX – начала XX века // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2017. — № 3(57). — С. 493–506.
  • 6. Гребенюк В. П. Русская старопечатная литература. XVI – первая четверть XVIII века. Панегирическая литература Петровского времени. — М.: Наука, 1979. — 313 с.
  • 7. Дедова Е. Б. Аллегорические образы в художественном оформлении фейерверков и иллюминаций елизаветинского времени // Вестник МГУКИ. — 2009. — № 3. — С. 250–253.
  • 8. Дедова Е. Б. Аллегорические образы в искусстве фейерверков и иллюминаций в России середины XVIII века: к проблеме панегирического направления в художественной культуре елизаветинского времени. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. иск. — М., 2011. — 361 с.
  • 9. Комелова Г. Н. Русский гравёр Н. Я. Колпаков // Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования: Сб. статей / ГЭ [Науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. — Л.: Искусство, 1981. — С. 131–143.
  • 10. Ломоносов М. В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — 558 с.
  • 11. Матвеев В. Ю. К истории возникновения и развития сюжета «Пётр I, высекающий статую России» // Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования: Сб. статей / ГЭ [Науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. — Л.: Искусство, 1981. — С. 26–43.
  • 12. Матвеев В. Ю. Эмблематика личных печатей Петра I // Геральдика. Материалы и исследования. Сборник научных трудов геральдического семинара при Государственном Эрмитаже / Науч. ред. Г. В. Вилинбахов. — Л.: ГЭ, 1987. — С. 70–83.
  • 13. Матвеев В. Ю. К трактовке образа Афины-Минервы в искусстве петровского времени // Русское искусство в Эрмитаже: сб. ст. / [Отв. ред. Г. А. Миролюбова, Э. А. Тарасова]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2003. — С. 91–104.
  • 14. Наймарк Е. А. Религиозная этика в коронационных фейерверках 1724–1750-х гг. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 63–1. — С. 229–233.
  • 15. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом: исследование П. Пекарского. Т. 2. Описание славяно-русских книг и типографий 1698–1725 годов. — СПб.: издание Товарищества «Общественная польза», 1862. — [4], II, 694, XXV, [1] с.
  • 16. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 2: К – Ф. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — [2] с., 449–1248 стб.
  • 17. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века: Описание фейерверков и иллюминаций. — [СПб.]: А.С. Суворин, 1903. — 330 с.
  • 18. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 2: Е – О. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. — [2] с., 737–1420 стб.
  • 19. Рябов О. В. «Матушка-Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. — М.: Ладомир, 2001. — 202 с.
  • 20. Рябов О. В. «Родина-мать»: история образа // Женщина в российском обществе. — 2006. — № 3. — С. 33–46.
  • 21. Рябов О. В. «Россия-Матушка»: История визуализации // Границы: Альманах центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета. — 2008. — Вып. 2: Визуализация нации. — С. 7–36.
  • 22. Сарычева М. А. Образ России в государственной аллегории Петровского времени // Вестник культурологии. — 2002. — № 2. — С. 96–98.
  • 23. Сарычева М. А. Образ России в государственной аллегории Петровского времени // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры: Тез. докл. науч. конф. (Москва, 10–12 мая 2000 г.) / [Под общ. ред. Н. С. Владимирской]. — М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2000. — С. 50–52.
  • 24. Скворцова Е. А. Рисунок Ф. И. Соймонова и определение персонажей «Конклюзии на престолонаследие» из собрания Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа: Т. 109: Петровское время в лицах-2021: к 300-летию заключения Ништадтского мира и создания Российской империи (1721–2021): материалы научной конференции. — СПб.: ГЭ, 2021. — С. 249–257.
  • 25. Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 327 с.
  • 26. Фейерверки и иллюминации в графике XVIII века: Каталог выставки / Предисл. и сост. М. А. Алексеевой. — Л.: ГРМ, 1978. — 96 с.
  • 27. Altshuller M. Петербург глазами одописцев XVIII века // Eighteenth-Century Russia: Society, Culture, Economy. Papers from the VII International Conference of the Study Group on Eighteenth-Century Russia. Witttenberg, 2004. — Berlin: Lit, 2008. — P. 3–16.
  • 28. Arnhold H. (ed.). Wege zum Frieden. — Dresden: Sandstein, 2018. — 271 S.
  • 29. Brandt B. Germania und ihre Söhne: Repräsentationen von Nation, Geschlecht und Politik in der Moderne. — Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2010. — 413 S.
  • 30. Cohen S.R. Rubens’s France: Gender and Personification in the Marie de Médicis Cycle // The Art Bulletin. — 2003. — Vol. 85, No. 3. — P. 490–522.
  • 31. Haag S. Zuhanden Ihrer Majestät Medaillen Maria Theresias: Ausstellung des Kunsthistorischen Museums Wien, 28. März 2017 bis 18. Februar 2018. — Wien: Kunsthistorisches Museum Wien, [2017]. — 99 S.
  • 32. Krasa-Florian S. Die Allegorie der Austria: die Entstehung des Gesamtstaatsgedankens in der österreichisch-ungarischen Monarchie und die bildende Kunst. — Wien: Brill Österreich GmbH., [2007]. — 285 S.
  • 33. Marianne – Germania: deutsch-französischer Kulturtransfer im europäischen Kontext 1789–1914 / Ed. E. François. — Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 1998. — 748 S.
  • 34. Marianne et Germania, 1789–1889: un siècle de passions franco-allemandes: Musée du Petit Palais, Les Musées de la Ville de Paris, 8 novembre 1997–15 février 1998. — Paris: Paris-Musées, 1997. — 304 p.
  • 35. Marianne und Germania in der Karikatur (1550–1999): eine Interréseaux-Ausstellung / Hg. U. E. Koch. — [München]: Institut Francais und Goethe Institut, 1999. — 80 S.
  • 36. Perini Folesani G. Sir Joshua Reynolds and Classical Art: Notes on his Mythological Paintings, Most Notably The Infant Hercules for Empress Catherine II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 672–681. DOI: 10.18688/aa155-7-73
  • 37. Pfisterer U. Der Herrscher als Bildhauer seines Reihes – im Stil Peters der Grossen // Politikstile und die Sichtbarkeit des Politischen in der Fruhen Neuzeit. — Passau: Dietmar Klinger Verlag, 2016. — S. 299–323.
  • 38. Pohlsander H. A. National Monuments and Nationalism in 19th Century Germany. — Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt am Main, New York, Wien: Peter Lang, 2008. — 375 p.
  • 39. Renne E. State Hermitage Museum Catalogue: Sixteenth- to Nineteenth-century British Painting / Paul Mellon Centre for Studies in British Art. — New Haven, Connecticut; London: Yale University Press, 2011. — 416 p.
  • 40. Sashalmi E. Political Theology and the Emergence of Female Personifications of Russia in Visual Sources from a European Perspective: The Petrine Period as a Watershed // Russian History. — 2018. — № 45. — P. 70–85.